Дорожные чиновники Якутии пытаются оправдаться перед жителями

Властей Якутии не смущает отсутствие круглогодичного сообщения между населенными пунктами

На состоявшихся в начале марта отчетах якутского правительства перед жителями Ленского района не было произнесено ни слова о строительстве круглогодичных дорог между Ленском и всеми селениями района. Как и сотни лет назад, жители поселений Ленского и Мирнинского районов республики зимой пользуются зимниками.

В надежде «выбраться из каменного века» местные бьют во все колокола: жалуются премьер-министру, поднимают тему в СМИ и обсуждают в социальных сетях. Но властям все равно. Они считают, что дороги Якутии и так хороши.

С 2010 года в якутские дороги вложено более 110 миллиардов рублей. Лихачи начали гонять со скоростью более 130 км/ч, сообщают СМИ, убивая в авариях себя и своих пассажиров.

Недавно глава Якутии Егор Борисов заявил: «Дошло до того, что в некоторых районах меня спрашивали: зачем делать такие хорошие дороги? Ведь они уносят жизни людей».

Многострадальная трасса «Вилюй» почти готова. ФКУ Упрдор «Вилюй» объявило «недостоверной» петицию якутян на имя премьера Дмитрия Медведева, руководителей Генпрокураты и министерства транспорта, в которой говорилось, что трасса «Вилюй» не будет достроена никогда.

ФКУ Упрдор «Вилюй» в ноябре прошлого года отчиталось, что ввело в эксплуатацию после капитального ремонта 31 км трассы, пишут авторы петиции, причем технология ремонта такова, что отремонтированный участок развалится к следующему лету. Нет, ответили в ФКУ Упрдор «Вилюй», все делается качественно: «Наряду с современными материалами, которые подбираются в строгом соответствии со сложными климатическими условиями региона, ФКУ Упрдор «Вилюй» обладает самым современным оснащением для контроля качества проводимых дорожных работ». На объектах работает аттестованная испытательная дорожная лаборатория, а персонал обладает высокой квалификацией. И вообще, ФКУ Упрдор «Вилюй» отвечает только за 78 км трассы, а остальные участки находятся в ведении ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)».

Жителям Якутии позволительно не знать, какие организации за какие участки дороги отвечают, им ездить нужно. ФКУ Упрдор «Вилюй» успокаивает: общая протяженность трассы, отвечающих всем нормативным требованиям, составляет сегодня более 700 км (около 55%), а к 2020 году более 80% протяженности федеральной трассы «Вилюй» планируется привести в нормативное состояние. Интересно, на карте-схеме «Вилюя», размещенной на сайте ФКУ Упрдор «Вилюй», длина трассы указана как 2134 км, что никак не сходится с цифрами 700 км – 55%. Но не в процентах счастье. Главное другое – на трассе 10 водных преград, обслуживаемых ледовыми и понтонными переправами. Даже если «Вилюй» сделают шикарным автобаном, ездить по нему круглогодично все равно будет нельзя – участки дороги будут упираться в реки, через которые нет стационарных мостов. Эти мосты власти Якутии строить даже не собираются. Да и зачем, если «от хороших дорог гибнут люди»? Лучше ездить по плохим или не приспособленным, как это происходит с технологическим проездом вдоль нефтепроводов, по которым посторонним ездить запрещено по правилам техники безопасности.

Местным жителям на своих легковых машинах нефтяники разрешают пользоваться проездами бесплатно. Не платят за проезд предприниматели, перевозящие социальные грузы в пределах месячных квот. Остальной транспорт должен платить за проезд. Платность дорог вдоль нефтепроводов, естественно, не нравится предпринимателям, и инвесторы не горят желанием работать в районах, где нет бесплатных круглогодичных дорог. Но нефтяники резонно утверждают, что строили дороги только для обслуживания своих труб. Это не дороги общего пользования, при их строительстве не соблюдались обязательные строительные нормы дорог общего пользования, и они просто не имеют права пускать на них посторонний транспорт, тем более машины с водкой.

Саботаж в решении дорожной проблемы Якутии выражается не только в том, что дороги не строят, но и в хамском пренебрежении к существующим трассам. Зимники могут сутками не очищать от снега, или очищать кое-как, застрять на ледяных колдобинах проще простого – рассказывали в петиции местные.

В отсутствии дорог, надежной мобильной связи и Интернета, даже приход в Ленский район крупных нефтегазовых компаний не спасает его от деградации и потери населения. За последние 20 лет число жителей уменьшилось почти на 20%, молодежь стремится всеми правдам и неправдами сбежать из умирающих ленских поселков. А у местной власти на уме только одно – как бы не строить новые дороги, а подмять под себя имеющиеся, пусть и не подходящие совсем по техническим параметрам. Зато тогда можно будет наладить транспортировку водки и брать за это деньги с предпринимателей.

Эркин Николаев

Фото Андрей Тоскин

1 комментарий

  1. Трасса «Вилюй» также как и трассы «Лена» и «Колыма» являются федеральными, т.е. являются собственностью федеральной власти — Москвы. В связи с этим местная власть не имеет никакого права вкладывать средства в чужую собственность тем более что-то еще строить. Так что все претензии к федеральной власти, которая не очень стремиться привести к соответствию принадлежащие ей автодороги. Что касается ВСТО, нефтяники к местному населению относятся по хамски — как колонизаторы. Их деятельность местными жителями воспринимаются как грабеж и унижение, поэтому протест некоторых жителей Ленского района вызывает понимание и сочувствие у большинства жителей республики.

Добавить комментарий