Главы национальных общин о Годе консолидации в Якутии

Председатели национальных объединений Якутии поделились своим мнением по поводу Года консолидации, объявленного в республике. А также рассказали о проблемах, которые необходимо решать, и наметили план действий.

«Назвал сына Айсеном»

ДаниярДанияр Байгутуев, председатель кыргызской диаспоры «Манас»

— Как вы думаете, что способствует консолидации?

— Консолидация – это прежде всего общение. Ведь только общаясь, можно достигнуть согласия. Наша диаспора всегда активно участвует в мероприятиях, мы инициировали успешные проекты, которые объединяют людей.

Например, мы инициировали спартакиаду среди национальных общин, она проводится с 2014 года. Причем проводится не для профессиональных спортсменов, а для любителей. Большой популярностью пользуются вокальные конкурсы. В нашем недавнем конкурсе было единственное условие – исполнение песни на двух языках, своем и саха/русском языке. Мы проводили концерт в Доме дружбы народов имени Кулаковского «От сердца к сердцу». Все вырученные средства были направлены в дома престарелых.

-Люди охотно откликаются на предложения собраться?

Как общественник, я отмечаю, что сейчас существует такая проблема: трудно собрать народ, все заняты, у всех свои дела. Между тем сейчас популярны тематические группы, люди сами по своей инициативе объединяются по интересам, общаются между собой.  Например, я состою в группе автомобилистов, где общаются 250 человек. Они обсуждают не только автомобили и запчасти, но и политическую ситуацию, поднимают общественные проблемы и решают их. Они все очень отзывчивы, и их легко заинтересовать. Поэтому надо работать с такими группами.

Недавно несколько групп таксистов по предложению Нурбека Ермеева помогли погорельцам. Вы знаете, все откликнулись, все поддержали. И это было сделано от чистого сердца.

— Как сохранить межнациональное согласие?

— Эта проблема актуальна везде, не только в нашей стране. Знаете, надо менять отношение к мигрантам. Ведь мигранты – это носители информации, которую они увозят в свою страну. Они рассказывают об отношении к ним, объективно оценивая обстановку в других краях. Сейчас же 21 век, и каждый может проинформировать общество о негативных и позитивных проявлениях. То есть фактически мигранты работают на имидж той страны, в которой пребывают.

Нужно менять отношение к мигрантам и со стороны полиции. Я, например, с 1993 года живу в Якутии, здесь у меня родились шестеро детей. И то иногда сталкиваюсь с предвзятым отношением, представители правопорядка, бывает, поначалу они настроены недружелюбно. Не нужно особого отношения, все люди равны, и этого надо придерживаться. Поэтому руководству надо проводить работу среди личного состава.

Как отец шестерых детей, считаю, что лучше воспитывать людей, объяснять, чем обижать и наказывать. Если мигрантов будут игнорировать, то они будут общаться внутри групп, так мы понимания не достигнем.

-Как вы восприняли извести о том, что год будет посвящен объединению?

— С Айсеном Николаевым мы лично общались. Он всегда нас поддерживал, будучи мэром. Его решение о Годе консолидации мы приняли с большой радостью.

Вы знаете, у меня жена кыргызка. Мы с ней познакомились в Якутии, и я очень благодарен за это. И когда у нас родился шестой ребенок, именно она предложила назвать сына якутским именем в знак благодарности народу саха. Она предложила, а я поддержал. Сейчас нашему Айсену 1,3 года. Мы его в шутку называем представителем местного населения.

«Надо не терпеть, а уважать»

ПодголовАлександр Подголов, председатель общественной организации «Русская община Якутии»:

— Александр Григорьевич, как вы относитесь к тому, что Глава Якутии Айсен Николаев 2019 назвал Годом Консолидации?

— Считаю, что это вовремя сделано, в связи со всеми происходящими различными переменами не только в республике, но и в стране и мире в целом, поскольку то, что происходит в мире и нашей стране, говорит о том, что Глава очень серьезно относится к таким вещам, как национальная идентичность. Я понимаю, Айсен Сергеевич под консолидацией подразумевал не только национальные общины, а гораздо шире, но мы сейчас говорим в более узком и в тоже время широком плане, тем более республика является многонациональном субъектом, в котором проживает более 120-ти национальностей, поэтому год консолидации необходим.

Межнациональное согласие можно сберечь, только если мы откажемся от употребления таких слов, как толерантность. Понимаете, толерантность — это же, грубо говоря, терпимость. Надо не терпеть, а уважать. Должно быть уважение, взаимопроникновение культур. Только если якуты будут уважать культуру армян, армяне будут уважать культуру эвенков, эвены – культуру русских, русские – культуру киргизов и так далее. Именно взаимоуважение, а не терпение будет цементирующим звеном.

— Есть ли, на ваш взгляд, межнациональные проблемы?

— Конечно. Их много. Вот хотя бы взять последнюю проблему — когда молодые мужчины-якуты из общественной организации «Ус тумсуу» пошли в рестораны воспитывать своих ровесниц. Слушайте, не там их надо воспитывать, а с детского сада. Да и потом ресторан ресторану – рознь, и у каждого человека есть право посещать свой ресторан. Но самый лучший выход для этих юношей – не воспитывать этих девушек, а жениться на них. Считаю, это был какой-то популистский ход, потому что на самом деле это никому ничего не даст — девушка ходила и дальше будет ходить. Эти ребята, которые появились, для нее не авторитет. Что ты меня вдруг учишь? Какое моральное право ты имеешь? Поэтому здесь проблема одна – нельзя так себя вести. Надо очень серьезно поднимать этот вопрос. Надо просто возвращаться к своей культуре, традициям.

Следующая проблема в том, что наше население, наш народ на самом деле практически добровольно отказался от своей культуры, традиций. Слава Богу, мы сейчас опомнились, стали к этим вещам возвращаться, но, если мы зайдем в школы и начнем с ними разговаривать, вы поймете, что многие наши дети много чего не знают и у них совершенно ужасное отношение к другим национальностям. Дети хороши без национальности до поры до времени, лет до 12-ти, а потом уже появляется национальность, неприятие других, поэтому тут есть проблема в интернациональном воспитании, которым надо заниматься общинам.

Следующая проблема. Люди, которые к нам приезжают — это серьезная проблема. Приезжие не принимают нашу культуру, образ жизни, они на самом деле в основной своей массе навязывают нам свою и живут своей культурой. Этим вопросом нужно очень серьезно заняться, практически чуть ли не насильно приучать к нашей традиции, к ведению нашего образа жизни.  Так что это проблема с иммигрантами – серьезная.

Следующая проблема по трудоустройству – это вопрос тоже очень сложная. Ведь наши предприниматели идут по легкому пути. Они берут гастарбайтеров, а не наших якутов, русских, эвенков, украинцев, тех, кто родились и живут здесь, потому что это дешевле и не надо платить налоги. Надо на эту тему разговаривать с нашими предпринимателями.

Затем – демографическая. Не надо кричать с трибун, что надо повышать демографию, надо просто рожать. Особенно городским жителям. Те, кто воспитан был в деревне, рожают, а г городские рожают от силы двух детей. Всему виной — городская культура. Ой, дай бог одного поднять. Посмотришь, сколько у одного игрушек, на пятерых хватит. Это отношение, что ребенок должен жировать. Мне кажется, что должно быть минимум трое детей. Это тоже проблема межнационального общения.

Следующая – языковая, очень серьезная для всех народов, проживающих здесь. То, что мы очень плохо владеем русским языком. Очень много якутов, эвенков, которые не знают родного языка. Народ будет жить только за счет знания родного языка. Как председателю русской общины, мне обидно за русский язык. На одном из мунняхе, где я присутствовал, выступали официальные лица. Четверо представителей якутской национальности и один русский. Так вот, на русском языке хуже всех говорил русский. Мне было стыдно. Якуты владели русским языком лучше, чем его носитель. Решать это вопрос необходимо в семье, школе. А как решить проблему языков?  Читать надо больше, читать. Одно из правил знания языка — это читать.

— А как решить их?

—  С помощью гражданского общества, которое сейчас модное слово, с национальными общинами, активными людьми с активной позицией. Перекладывать только на плечи исполнительной власти или государства нельзя. Я бы пожелал людям исполнительной и законодательной власти слышать и слушать людей, чтобы сказанное потом претворять в жизнь. Человек не может быть семи пядей во лбу, будь он хоть специалист во всем. Очень много людей, готовых заниматься и детьми, и языком, и проблемой между мужчинами и женщинами, так называемой гендерной политикой, и межнациональными отношениями, и отношением к алкоголю. Этих людей большое количество, просто законодателям и работникам исполнительной власти надо уметь этих людей слышать и помогать им. Иногда помощь заключается в том, чтобы просто не мешать.

В феврале будет совет русской общины, на котором будем думать о серьезных предложениях именно по консолидации. Пока за всю русскую общину не могу говорить.

 «Две главные основы — финансирование и внимание»

ДяченкоТатьяна Дяченко, председатель общественной организации «Украинское общественно-культурное землячество имени Тараса Шевченко «Крыныця» Якутии:

— Татьяна Алексеевна, скажите, какие чувства вызвало то, что 2019 объявлен годом консолидации?

— Впечатления очень приятные. Наша работа ведется очень давно, и, если говорить конкретно о нашем землячестве, то первый раз мы собрались в 1989 году, и за 30-летие при нашем землячестве выросли не только наши дети, но и внуки, поэтому отрадно слышать. Значит, наша работа не прошла даром. Кстати, в этом году у нас будет 25-летие нашей Ассамблеи народов республики и 30-летие Ассамблеи малых народов Севера. Национальная политика — один из аспектов развития любого государства, республики.

— На ваш взгляд, как сохранить межнациональное согласие?

— Честно говоря, это самый острый и скользкий вопрос. Самый актуальный вопрос во все времена нашей истории. Это самый легкий вопрос в том плане, что бросить спичку, и из ничего получить конфликт между народами. Россия всегда была многонациональным государством и, несмотря на это, мы старались избегать разных конфликтов. Когда в Доме дружбы народов (отрадно, что с 2012 года Дом культуры стал именоваться Домом дружбы народов) собираемся мы, абсолютно разные народы, отмечаем праздники, как после этого относиться друг к другу по-иному? Это ведь уже родные лица, родные люди. С 1994 года мы каждый год отмечаем ысыах, встречаю каждое лето с родным якутским народом. Поэтому основная наша работа — пропаганда культуры, языка, песен, стихотворений, литературы. К словам Достоевского «Красота спасет мир» хотелось бы добавить – и литература спасет мир. Литература, культура — это то, что пробуждает в тебе душу, и когда она наполнена, человек не может быть агрессивным. Именно так у нас будет сохраняться мир, благополучие, консолидация.

Сегодня, благодаря грантовой политике, у нас появились деньги. Если раньше мы ломали голову над тем, как провести мероприятие, то сейчас нам помогает ресурсный центр дружбы народов. Благодаря гранту, мы, как украинское землячество, смогли отметить 200-летие Тараса Шевченко. Традиционно из года в год проводим Шевченковские чтения, куда совершенно разные народы приходят читать стихи Тараса Шевченко. Есть деньги — ты можешь что-то провести, кого-то поощрить. Деньги — это хорошо, но, кроме того, нужно уделять внимание, встречаться, обсуждать планы на будущее. Две главные основы — финансирование и внимание, тогда у тебя еще и крылья появляются, и ты начинаешь творить интересное.

— Какие существуют проблемы, на ваш взгляд?

— То, что происходит на Украине, вызывает боль, которую с трудом переживаешь. Там говорят одно, здесь — другое. Но как бы там ни было, люди очень много оттуда уезжают. Наша республика настолько откликнулась на приезд беженцев, столько для них сделала. Сегодня программа «Соотечественник» работает прекрасно. Есть люди, переехавшие когда-то из Украины, у которых нет правильно оформленного гражданства. Это говорит не о вине общества, а о том, что этот человек не ходил по соответствующим инстанциям. При УФМС создан общественный совет, где мы выносим эти проблемы на обсуждение. Мы даже решали вопросы в индивидуальном порядке. Я могу сказать, что в Якутии очень много уделяется таким индивидуальным проблемам. Знаю землячества в Москве, Твери и других городах. С ним так не общаются, как у нас. Там нет такой доступности к людям вышестоящего эшелона, к которым можно зайти в кабинет, чтобы решить какие-то проблемы. У нас это реально. У нас вообще не говорят, что у Украины неправильная политика, что вы нам не нужны. Наоборот, нас везде приглашают, мы не ощущаем такого отношения, какое происходит в центре России, между Москвой и Киевом. За это огромное спасибо. Это и есть работа Ассамблеи народов и всех национальных культурных объединений. Самое главное, чтобы этот мир сохранился.  Страшно, когда война начинается из ничего.

— Как решить возникшие проблемы?

— 27 апреля в Доме дружбы народов проходят встречи с представителями правительства, где мы поднимает актуальные вопросы, а через какое-то время видим, что они решены. Когда есть взаимодействие с народом разных национальностей, тогда и будут решаться все проблемы, потому что: мы обсуждаем, нас слышат, что-то решается. Надо просто слышать друг друга.

— Какие предложения по Году консолидации?

— Работать, как и работали, не сбавлять оборотов. Думать о преемниках, готовить их. Уделять пристальное внимание к нашим праздникам. Рассказывать о своем народе, сохранять свою культуру.

Sakhaday.ru

Загрузка...

1 комментарий

  1. «Вы знаете, у меня жена кыргызка. Мы с ней познакомились в Якутии, и я очень благодарен нашей земле за это» — вот тут и начинается непонятки, какие-такие эти «наша» земля?

Добавить комментарий