×

История одной фотографии. Кабацкая и трактирная жизнь Якутска

11:05 - 7.6.2019
История одной фотографии. Кабацкая и трактирная жизнь Якутска

Сегодня район Старого города, улицы Чернышевского с Московской набережной и прилегающей части Ярославского в Якутске – приятное место для прогулок. Небольшой обустроенный квартал в центре города ничем не напоминает о дурной славе этих мест до революции. Более столетия назад не только добропорядочные и зажиточные якутяне, но даже городские власти старались обходить вниманием этот район – настоящий рай для бандитских элементов и проходимцев всех мастей.

Место рынков и ночлежек

После крупного пожара этого района города в 80-годах 19 века, поставщик продуктов на Ленские прииски торговец Парников выкупил парочку сгоревших владений недалеко от своего особняка на Охотской (ныне ул.Хабарова) и обустроил несколько рюмочных. Капитализация сурово наступала на Якутск. Торговые ряды возле Кружало стали разрастаться и перестраиваться, у них менялись владельцы. Не менялось лишь одно: Малый базар стал важным местом в экономической жизни города.

К концу 19 века сельские жители с окрестных районов все больше и больше приезжали в город на временные и постоянные заработки. А там, где есть торговля, появляются и рабочие места. Как свидетельствуют архивы, к началу ХХ века на Малом базаре устраивают биржу труда, где можно было нанять прислугу или сезонных рабочих. Безработным надо было где-то временно жить – для них открывались доходные дома с дешевыми комнатами и более простые ночлежки. Их хозяева, естественно, вели свой бизнес, сдавая жилплощади в аренду, и им было выгодно сдирать с приезжих побольше денег, давая им поменьше комфортных условий. Потому жители ночлежек оказывались в трудном положении.

В сведениях, почерпнутых нами из «Историко-географического атласа с обозначением кварталов и строений города Якутска до 1917 г.» известного краеведа-художника Пантелеймона Попова, можно узнать, что, пожалуй, самым большим зданием на ныне не существующей улице Малобазарной был ночлежный дом с прилегающими строениями. В ночлежке неимущие люди получали приют, им выдавались кипяток и кусок черного хлеба. Заведение было открыто по предложению губернатора Константина Светлицкого в 1888 году и содержалось на средства купца Акепсима Кушнарева и городского головы Федота Астраханцева.

Якутский разгуляй

Известный впоследствии большевик, сподвижник Ленина Зензинов в одной из своих книг вспоминал об этом районе Якутска: «Вокруг Кружало сновали нищие, собиравшие по лавкам, трактирам и торговым рядам. Их «служба» – с десяти утра до пяти вечера. Эта группа и другая, называемая «с ручкой», рыскающая по церквам, – самые многочисленные. В последней – бабы с грудными детьми, взятыми напрокат, а то и просто с поленом, обернутым в тряпку, которое они нежно баюкают, прося на бедного сиротку. Тут же настоящие и поддельные слепцы и убогие»...

Представленные на историческом фотоснимке 1914 года жители города, уже испытавшие веселящее действо вина, отдыхают после трудового дня. По всей видимости, они заработали на бутылку и нехитрую снедь поработав на ближайшей к Малому базару пристани. Так добывали в Якутске малоимущие, участвуя в разгрузке-погрузке товаров с ленских барж и паузков.

А расположились они на завалинке известного парниковского кабака на углу Полицейской (Ярославского) и Малобазарной. Это было мрачное местечко с дурной славой, где собирались карманники, воры, бывшие каторжане. «Здесь впервые в городе была введена своеобразная кредитная система, – говорит историк-краевед Юрий Николаев. – Можно было заложить под проценты свои вещи. В обмен посетитель получал одежду похуже. А через несколько таких обменов пьяница оказывался в лохмотьях...».

После революции в здании открыли столовую для бедных. Знаменитой она была с 1930 до 1970-х годов. Здесь вначале размещалась рюмочная, а потом столовая профсоюза треста Ленводпути, где продавали пиво на разлив. Как и в былые времена собиралась интересная публика, в основном откинувшиеся с зон блатные, которые считали обязательным делом посетить «Логово», как они по-старинке называли столовую. Ершили, конечно. То есть после пары кружек в пиво обязательно добавлялась водка, и получался классический российский напиток, получивший меткое название «ёрш», ибо забирал круто.

Приняв на грудь, многие шли в располагавшиеся неподалеку блат-хаты, где можно было поиграть в карты на интерес. Играли по-серьезному, потому что в пробегавших по всему Зеленому лугу ручейках нередко находили пальцы или даже кисти рук. Что стало с хозяевами этих конечностей, одному богу было известно…

Жюльен с похмелья

Конечно, существовали в Якутске и трактиры для зажиточной публики. Самыми модными из них считались заведение на углу Полицейской и Громовской (Курашова) улиц, принадлежавшее знатной торговке Евлампии Егоровой-Сыроватской, и ресторан на Полицейской (здание Ил Тумэна) известного купца Ивана Мигалкина, обладавшего уникальными марками напитков в своих винных погребах. Газетная реклама не скупилась на пиететы – «прелестный», «шикарный».

В те времена моду на рестораны и торжественные застолья диктовал Санкт-Петербург. Не меньше, чем качество приготовленной еды, ценилась красота оформления стола. Причем прекрасными должны были быть не только сервировка и поданные блюда: «В особой моде было искусство составления и оформления меню, – говорит научный сотрудник музея имени Ярославского Марианна Алексеева. – Блюда назывались красиво и пышно, а карточки меню оформлялись рисунками, вензелями, виньетками. Зачастую карточки оставались в семейных архивах как воспоминание о празднике, на котором едали кулинарные шедевры...».

Как свидетельствует газета «Якутская жизнь» за 1909 год,  трактир Егоровой-Сыроватской уже на завтрак 1 января любезно предлагал отведать в меню «С похмелья» суп-жюльен, пирожки с мясом, ветчиной, грибами и дичью, кулебяку в 12 слоев, салат депуастон, капустные листья, заквашенные в брусничном сиропе, изготовленные известной кулинаркой в городе Ледяховской. Качественное изготовление кушаний привлекало многих клиентов и давало хозяйке значительные доходы.

Во многих трактирах Якутска со временем зазвучала музыка. Сначала в моде были разные механические «машины», например, механический орган. Постепенно популярной стала «живая» музыка. Первый оркестр, составленный из ссыльных музыкантов социал-революционеров, зазвучал в ресторане Мигалкина на Полицейской...

Георгий Спиридонов, Sakhaday.ru

Фото: Якутск. У трактира. 1914 год. (Опубликовано в "АиФ на Севере")