Мнение: Чем может обернуться случай с «отравлением духами от AliExpress»?

На этой неделе появилась информация о том, что в Татарстане 18 студентов отравились после распыления духов якобы выписанных с AliExpress. Как считает эксперт SakhaDay, этот случай может стать причиной принятия непопулярных законов, а может и вовсе послужить переделу рынка. Разумеется, мы не думаем, что он произошел по чьему-то злому умыслу. Но, скорее всего, эта информация раздувается в угоду кому-то. А вот кому, поясним.

Нельзя считать случай, произошедший в Казани, однозначным. Этот инцидент, если копнуть поглубже, может стать прецедентом.

Дело в том, что в России существует некая, весьма могущественная организация АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли). Они продвигали и продолжают продвигать через Госдуму ряд законов, которые играют им на руку. Так, недавно был принят закон, в котором снизят беспошлинный порог на ввоз продуктов для физических лиц до 500 евро с сегодняшних 1000. Это произойдет в январе. А затем, в июле, возможно, этот порог снизят до 200 или 20 евро. Эта ассоциация сильна и, скорее всего, добьётся своего, так как за ними стоят чемоданы денег, идущие в нужные руки при принятии и чтении законодательных проектов.

Интернет-пользователи, которые являются активными покупателями товаров из-за рубежа, используют текущий беспошлинный порог в 1000 евро/месяц для покупок очень дешевых товаров из Европы и Азии. Наибольший профит от такого потока денег получает, естественно, знаменитый магазин AliExpress, открывший ряд филиалов на территории России, таким образом занимающийся всё более активной экспансией пост-советского рынка. Продаётся всё — от колпачков для ручек до индустриальных машин.

Нельзя сказать, что государство (в лице сетей магазинов федерального масштаба) это не замечает. Деньги попросту уходят из экономики страны за рубеж, и продажи российских товаров падают. Конечно, клиенты зарубежных магазинов довольны — они получают товар по низкой цене с минимальной гарантией и без НДС, а торговые площадки зарабатывают на массовых продажах. В то время как российские магазины включают наценку на эти же товары и проигрывают зарубежным коллегам по всем фронтам — и по ассортименту, и по цене. Покупатели готовы терпеть сроки доставки и не сильно радушную гарантию.

АКИТ может использовать последний случай с отравлением духами в своих целях, ускорив или ужесточив уменьшение порога на беспошлинный ввоз. Но, как и в прошлый раз, ему может помешать не менее грозная сила — Почта России и AliExpress Russia. Обе последние компании получают профит с покупателей зарубежных товаров — увеличивается количество рабочих мест, нагружается логистическая сеть Почты (они даже купили грузовые самолеты для частых направлений по России!), а AliExpress с помощью Почты дотянется до каждого покупателя на российском рынке. Это симбиоз, который сложно разрушить, но именно такие случаи с отравлением могут это сделать, и АКИТ такой шанс не упустит.

SakhaDay.ru