×

Обязательства РусГидро в части сроков ввода в эксплуатацию объектов энергетики на Дальнем Востоке не выполняются

8:00 - 27.4.2017
Обязательства РусГидро в части сроков ввода в эксплуатацию объектов энергетики на Дальнем Востоке не выполняются
Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела промежуточные результаты контрольного мероприятия «Проверка использования бюджетных ассигнований в 2016 году, направленных на реализацию проектов электроэнергетики в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 1564». Объекты проверки: ПАО «Федеральная гидрогенерирующая компания – РусГидро» (г. Москва) с выездом на объекты строительства, расположенные в Хабаровском крае (ТЭЦ в г. Советская Гавань), Сахалинской области (Сахалинская ГРЭС-2, 1-я очередь), Республике Саха (Якутия) (Якутская ГРЭС-2, 1-я очередь) и Амурской области (Благовещенская ТЭЦ, 2-я очередь). Проверяемый период деятельности: 2016 г. и истекший период 2017 года. С докладом выступил аудитор Валерий Богомолов. В ходе проверки установлено, что по состоянию на 31 декабря 2016 г. из 50 млрд руб. бюджетных инвестиций, предоставленных РусГидро на строительство приоритетных проектов ТЭК Восточной Сибири и Дальнего востока, направлено 40,9 млрд руб., 9,1 млрд руб. размещено на депозитах. На реализацию проектов электроэнергетики также привлечены доходы от размещения бюджетных инвестиций в депозиты и средства от возмещения из федерального бюджета сумм налога на добавленную стоимость. Таким образом, строительство объектов осуществлялось только за счет средств, источником образования которых являются бюджетные инвестиции, предоставленные РусГидро в 2012 г. Проверка показала, что обязательства, принятые РусГидро в рамках договора о предоставлении бюджетных инвестиций, в части сроков ввода в эксплуатацию объектов энергетики не выполняются. Несмотря на то, что дополнительными соглашениями к договору первоначально установленные сроки были сдвинуты вправо на один год, новые сроки также не соблюдаются. Например, ввод в эксплуатацию Якутской ГРЭС-2 был перенесен с 2015 на 2016 г., однако и новый срок был сорван. Указанная станция до настоящего времени в эксплуатацию не введена. В результате показатель «Ввод генерирующих мощностей на территории ДФО в соответствии с Указом Президента № 1564», установленный госпрограммой «Энергоэффективность и развитие энергетики», не достигнут. В связи с несвоевременным вводом в эксплуатацию Якутской ГРЭС-2 заказчиком-застройщиком указанного объекта произведены дополнительные затраты на оплату услуг по консервации четырех газотурбинных установок, а также на страховую защиту от строительных рисков в общем объеме 33,9 млн руб. «Причины несоблюдения сроков заключаются в том, что на момент подписания договора о предоставлении бюджетных инвестиций отсутствовала проектно-сметная документация, а также не были решены вопросы по отводу земельных участков», - отмечает аудитор. Касательно Благовещенской ТЭЦ (2-я очередь), станция введена в эксплуатацию в 2016 г. Однако в день проверки, 22 февраля 2017 г., акт фактического завершения строительства не был подписан. В ходе проверки установлено, что, несмотря на систематическое несоблюдение генеральными подрядчиками сроков выполнения работ, заказчики-застройщики претензионную работу должным образом не организовали. Например, в АО «Благовещенская ТЭЦ» положение о претензионно-исковой работе было утверждено только через полтора года после создания Общества, а АО «Якутская ГРЭС-2» указанное положение на день проверки вообще не было разработано. Из выставленных Благовещенской ТЭЦ в 2016 г. 29 претензий в адрес генподрядчика удовлетворена только 1 претензия, касающаяся общего нарушения охраны труда. В связи с несоблюдением сроков  строительства Благовещенской ТЭЦ  фактический объем затрат на содержание заказчика-застройщика по сравнению с соответствующими затратами  в составе сводного сметного расчета превышен на 21,6 млн. рублей. В ходе проверки также установлены нарушения и недостатки выполнения условий договоров генерального подряда на строительство объектов электроэнергетики, в части приемки оборудования не соответствующего установленным характеристикам, увеличения стоимости поставленного оборудования в связи с заменой производителя, нарушения сроков перечисления авансов и выполнения работ, отсутствия банковских гарантий. При анализе проектно-сметной документации на строительство Якутской ГРЭС-2, установлено завышение сметной стоимости на 69,6 млн руб. Кроме того, проверка показала неготовность регионов к приему мощностей от строящихся объектов электроэнергетики. Так, в результате ввода в 2016 г. в эксплуатацию второй очереди Благовещенской ТЭЦ ее тепловая мощность была увеличена на 188 Гкал/час. При этом планом мероприятий, разработанным Правительством Амурской области предусмотрен прирост потребления тепловой энергии в период до 2020 г. только на 29 Гкал/час. Также Правительством Республики Саха (Якутия) медленными темпами реализуются мероприятия для приема мощностей от строящейся Якутской ГРЭС-2. Проверкой также установлено невыполнение РусГидро отдельных требований директив Правительства Российской Федерации. По мнению Счетной палаты, с учетом изложенного целесообразно предложить Правительству Российской Федерации поручить Минэнерго России обеспечить контроль за перечислением в доход федерального бюджета пени за неисполнение РусГидро обязательств по вводу в эксплуатацию приоритетных объектов строительства в соответствии с Договором о предоставлении бюджетных инвестиций. Коллегия приняла решение направить информационное письмо ПАО «РусГидро», Минэнерго России и Правительству Российской Федерации, а также направить информацию об основных итогах и отчет о результатах контрольного мероприятия: в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.