Организаторы биеннале призвали недовольных картиной Адно не тратить свои силы на яд

В дискуссию скандального уже стрит-арта на здании бывшей Новоапостольской церкви вступили организаторы биеннале.

Так, замминистра культуры Владислав Левочкин неуверенно сообщил в Facebook, что он тоже не понял, но согласился с доводом, что «каждый видит в меру своей испорченности». Насколько испорчен замминистра, выяснить не удалось, он не поделился своей трактовкой картины Адно:

Дискуссия удалась! А помните что говорили про чорон? Про роспись зданий Кыыдааны Игнатьевой? Про дворника? Современное искусство на то и современное, чтобы спорить и дискутировать. Останется ли оно в вечности? У него нет такой цели. Останутся вечные истины, а современность сиюминутна. Сегодня говорят об одном, завтра о другом. Сам предмет современного искусства не станет памятником, для этого ему нужно пройти проверку временем. Но современное искусство дискуссионно, полимично, оно старается, чтобы его заметили, и в этом мурал на фасаде творческого кластера «Пространство» со своей задачей справился.

Откровенно говоря, я тоже не понял. Но мне сказали, что каждый видит в меру своей испорченности. В принципе, с этим согласен. Собственник здания остановился на этом варианте, и это его право. Именно этот объект не входит в число конкурсных работ, которые будут отобраны жюри. Он создавался на средства собственника и по утвержденному им макету.

В ходе полемики некоторые узнали, что у нас, оказывается, есть творческий кластер. Другие узнали о том, что началась биеннале. V Якутская биеннале будет проходить до конца лета. Появится еще семь интересных арт-объектов. Какие? Это мы узнаем после 30 июня. Кстати, заявок от местных художников, скульпторов очень мало. Ведь есть же прекрасные работы, которые можно было бы масштабировать до монументальных объектов. Коллеги, поторопитесь! А в конце биеннале мы все, художники, зрители, организаторы, соберемся в формате форума, чтобы обсудить итоги и понять, куда двигаться дальше

Куратор биеннале Сабина Чагина опубликовала открытое заявление по поводу работы Андрея Адно в Якутске:

Нас с Юлей Василенко пригласили курировать 5-ю Якутскую биеннале современного искусства, которая в этом году выходит из музея в город и реализуется в формате паблик арт программы. Во-первых, я повторюсь, что мы этому очень рады и благодарны администрации города за доверие нашему опыту.

После создания первой работы в рамках биеннале — авторства Андрея Адно, жители города стали негативно высказываться о ней в социальных сетях и СМИ, вот несколько цитат: «что это за презервативы нарисованы?!», «это не искусство, а пидарастия», «почему работу нарисовали на бывшей церкви?», «здание напоминает рассеянную даму, которая подвела одну бровь, и вышла на люди», «местные заказчики действовали в традициях советского дизайна». У нас назрела потребность высказаться по этому поводу, ведь мы хотим сделать Якутск лучше и ярче, привнести искусство в город. Это не первый мурал, созданный под нашим кураторством в Якутске — в прошлом году в городе появились работы итальянца Агостино Якурчи и москвича Жени Желвакова, но они, в отличие от новой работы, были не абстрактными, а фигуративными, то есть, более понятными рядовому жителю, и не вызвали столь бурной реакции.

Наша работа — создавать искусство в общественном пространстве, исходя из опыта могу сказать, что подобный негатив (сложно назвать его конструктивной критикой) не сопровождает разве что «няшные», «позитивные» и совершенно оформительские, а от того бездарные по своему существу работы — нечто понятное каждому, вроде оформления веранды в детском саду, с правильной перспективой и читаемыми персонажами. Но такое «искусство» не стремиться дать человеку нечто большее и мало чем отличается от дизайна. Современное искусство работает не так, ведь его цель — вызвать у жителей живую реакцию, заинтересовать, побудить к размышлению, а порой и спровоцировать. Бурная реакция отвечает самой сути современного искусства, паблик арт программа не должна проходить для города незаметно, это своеобразная «прививка» современным искусством.

Мы также отдаем себе отчет в печальном факте, что знание большинства россиян об искусстве замерло где-то на понятных образах соцреализма, максимум — на авангарде, который по инерции считается чем-то крамольным, но это если повезет. Мы с пониманием относимся к тому, что у комментаторов, возможно, недостаточно инструментов для того, чтобы интерпретировать полуабстрактное изображение, которым, по сути, является работа Андрея Адно. Друзья, но ведь это еще один повод расширять свои представления об искусстве, а не вслед за Никитой Хрущевым называть все абстрактное и непонятное «пидарастией» как в 1962 году на выставке авангардистов, ведь со времен этого позорного прецедента минуло уже полвека!

Дорогие, якутяне! Нет там никакого презерватива! Художник изобразил лицо, которое прячется в абстракции, в своей оригинальной манере, за которую его и любят во всем мире. С «заказом местной администрации», как пишет Sakha News, это никак не связано, в творческую затею художника никто не вмешивался. Отвечая на другую претензию скажу, что ничего общего с совковым дизайном мурал не имеет, и художник, напротив, с большим вниманием поработал с контекстом, точно вписав изображение в нелинейную архитектуру фасада, обыграв его элементы, поработал с цветом. То, что вы с непривычки считаете отсутствием цельности, называется абстракцией и композиционной игрой.

Далее, хочется ответить на претензию по поводу якобы «осквернения» священного места: Новоапостольская церковь начала строиться в Якутске в 1996 году, это новострой, а не религиозный памятник или памятник архитектуры. После того, как религиозные деятели добровольно покинули свое пристанище, в здании был организован творческий кластер, для обозначения которого на карте города трудно придумать что-то более уместное, чем стрит-арт. Кстати, до этого в здании «церкви» планировалось разместить торговый центр, интересно, каково было бы мнение общественности на этот счет. Еще одна претензия заключалась в том, что на создание мурала была потрачена часть президентского гранта, который так не дает покоя некоторым критиканам: так вот, замечу, что Андрей приехал на конференцию, и совершенно бесплатно сделал эту работу для Якутска и Биеннале, поскольку он страстно увлеченный своим делом художник.

На самом деле, мое заявление это не попытка оправдать взгляд художника, так как искусство не нуждается в оправдании. Я лишь хочу донести до вас, что легко восторгаться искусством по привычке, воспринимая его только в качестве образов прекрасного, но такое искусство не позволяет совершить смысловой работы, а значит, бесполезно. Искусство далеко не равноценно «украшательству» быта, оно пробуждает воображение и сознание, меняет среду вокруг, учит смотреть на привычные вещи с разных сторон, анализировать, принимать новое и «иное», двигаться навстречу переменам.

Я призываю всех жителей и активистов города обратить негатив в конструктив, мобилизовать силы и начать принимать активное участие в работе Биеннале: вы по-прежнему можете прислать нам свои творческие проекты и сообщить о локациях, которые по вашему мнению нуждаются в творческом переосмыслении и преображении. Сделать это можно на сайте http://yakutiabiennale.org/ К сожалению, пока мы получили только 10 заявок от местного сообщества. Мы открыты! Не тратьте свои силы на яд, это не лучшее средство для самоутверждения.