Сахамин Афанасьев: Взысканный ущерб должен работать на экологические программы

Возникает ошибочное мнение у населения по механизму возмещения ущерба природной среде. Мы обратились к и.о. министра экологии, природопользования и лесного хозяйства республики Сахамину Афанасьеву:

Сахамин Миланович, наверное, существует определенный механизм возмещения ущерба природной среде. Расскажите, о чем идет речь? Каким образом возмещается этот ущерб?

— Действительно многие путают с оказанием материальной помощи при наводнении. В нашем случае, речь идет о возмещении ущерба природным средам или экосистемам, т.е. ущерб подсчитывается не физическим и не юридическим лицам. Согласно требованиям федерального законодательства 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также Водного кодекса РФ юридические лица, причинившие вред окружающей среде обязаны возместить его в полном объеме, причем добровольно или в судебном порядке. В рамках этого законодательства в пределах своих полномочий природоохранные органы в целях компенсирования и возмещения ущерба, причиненного природным объектам, обязаны начать процедуру по подсчету ущерба.

Государственные инспекторы в рамках контрольно-надзорных мероприятий в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009г. №87, производят расчет ущерба, причиненного водным объектам. После подсчета этого ущерба, виновное лицо обязано добровольно возместить этот ущерб, в случае отказа в добровольном возмещении вреда, ущерб взыскивается в судебном порядке. Такой опыт у нас имеется, практика наработана. Кроме того, по отдельной методике рассчитывается ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам.

— Сразу возникает следующий вопрос, куда и кому взыскивается этот ущерб?

— В соответствии с ч.7 ст.46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов. Другими словами, действующее законодательство определило получателя ущерба и ущерб взыскивается в доход местного бюджета в полном объеме.

— Как сделать, чтобы этот ущерб стал целевым, заработал именно на восстановление нарушенной экосистемы?

— Ущерб идет в доход местного бюджета и мы настоятельно рекомендуем главам муниципальных образований направлять поступившую сумму на муниципальную целевую программу по охране окружающей среды. Целевой ущерб предполагает денежную компенсацию природным средам. Эти средства не должен раствориться в местном бюджете, он должен вернуться в муниципальную целевую программу, подконтрольную депутатам районного совета и должен быть направлен на мероприятия восстановления экосистем.

— Таким образом, мы имеем источник для проведения работ по восстановлению экосистем, минуя бюджет?

— Да, действительно, при нанесении ущерба главы МР и ГО могут направить эти средства на восстановление природных сред. Есть соглашения между МР и Министерством, согласно которым средства от «экологических платежей» должны направляться на природоохранные мероприятия. Необходимо понимать, что должен заработать четкий механизм распределения средств, полученных от возмещения ущерба и направленных только на восстановление нарушенных экосистем или природных сред. Средства от возмещения ущерба окружающей среде это не материальная помощь отдельному лицу, как например, при утрате имущества при наводнении. Еще раз повторюсь, взысканный ущерб причиненного вреда окружающей среде должен работать только на экологические программы.

Пресс-служба Минэкологии Якутии.

1 комментарий

Комментарии закрыты.