×

Страшнее рака. В России увеличился риск смерти от супербактерий

21:39 - 4.1.2018
Страшнее рака. В России увеличился риск смерти от супербактерий
Россияне всё чаще стали пить антибиотики. Это значит, что бактерии, вызывающие болезни, привыкают к таким лекарствам и становятся сильнее. При этом десятки тысяч человек в год умирают из-за того, что антибиотики перестали действовать, сообщает Лайф. — Насморк уже три дня не проходит, ещё, не дай бог, температура поднимется. Надо антибиотики купить, — задумалась Оксана на входе в аптеку. В разгар предновогодней суеты девушка умудрилась заболеть. Скорее всего, обычная простуда, но сходить к врачу, чтобы в этом убедиться, некогда: много работы, а ещё ёлку наряжать надо. Стандартный набор: капли в нос, что-то противовирусное и антибиотики. Провизор немного нахмурила брови после просьбы Оксаны выдать ей «какой-нибудь амоксициллин», но всё же полезла в ящик за лекарством. — А у вас назначение врача есть? А то у нас сейчас строго с этим, — решилась спросить провизор. Оксана ответила, что назначение она забыла дома. Провизор решила, что сделала всё, что могла, и пробила антибиотик. Попутно девушка рассказала сотруднице аптеки, что переживать не стоит: она всегда пьёт антибиотики и быстро выздоравливает. Болеет только почти каждый месяц. А у врача последний раз была на диспансеризации, год назад. Провизор пожала плечами и выдала девушке сдачу.

Конечно, провизору хотелось добавить, что часто пить антибиотики — это очень губительное лечение для организма. Да и смысл это говорить, если почти каждый второй покупатель всё равно купит антибиотики в надежде, что болезнь моментально отступит. Возможно, именно поэтому из года в год антибиотики покупают всё больше.

По данным DSM Group (аналитическая компания, занимается мониторингом фармацевтического рынка), за 11 месяцев 2017 года россияне купили почти 218 млн упаковок антибиотиков — это на 16 млн упаковок больше, чем за такой же период прошлого года (было 202 млн упаковок).

В деньгах это тоже больше, чем в прошлом году. С начала года россияне потратили на антибиотики 33 млрд рублей, а за аналогичный период 2016 года — 31 млрд рублей.

Здесь есть некоторое противоречие. Дело в том, что в этом году правительство окончательно утвердило Стратегию борьбы с устойчивостью к антибиотикам (она рассчитана до 2030 года). По сути, государство активно начинает бороться с бесконтрольным приёмом этих препаратов. Это не наша инновация — с устойчивостью к антибиотикам пытаются справиться во всём мире при поддержке Всемирной организации здравоохранения.

В частности, в российской Стратегии идёт речь о том, чтобы в аптеках антибиотики продавались исключительно по рецепту. Вообще-то, они и раньше были рецептурными препаратами, но кого это останавливало? Фармацевты всегда продавали сильнейшие лекарства, порой даже давали советы, что лучше выбрать.

Об этом говорится в том числе в исследовании, проведённом Центральным НИИ организации и информатизации здравоохранения (опубликовано в научном журнале в 2017 году).

Учёные опросили 78 аптечных работников в Якутии. Большинство из них сказали, что «потребители часто используют антибиотики без назначения врача». Сами провизоры прекрасно знают, что это может принести большой вред здоровью. При этом до 70% опрошенных всё равно рекомендуют покупателям антибиотики при симптомах гриппа и простуды, до 54% — при симптомах кишечных инфекций.

Казалось бы, с принятием стратегии ситуация должна измениться. Сейчас в аптеках формально всё же стали просить если не рецепт на антибиотик, то хотя бы назначение врача. Но продажи всё равно растут.

По статистике, болеть (в том числе гриппом и ОРВИ) наши граждане намного чаще не стали. И вряд ли врачи теперь назначают больше антибиотиков, боясь получить нагоняй от начальства (стратегию же приняли, надо выполнять).

По мнению экспертов, просто люди всё ещё верят, что антибиотики — это и есть то самое «серьёзное» лечение, а не просто снятие симптомов. А производители всегда готовы отреагировать на спрос.

— Тут как в поговорке: «Помирать собрался, но поле сей». Пока нет де-факто жёсткого запрета на производство и продажу антибиотиков. Даже если он случится, всё равно внедрение потребует времени. Если есть спрос, почему бы не продавать? — говорит Николай Беспалов, эксперт фармацевтического рынка, директор по развитию компании RNC Pharma.

Атомная бомба среди лекарств

Кажется, многие стали забывать (если вообще когда-то знали), что антибиотик — это средство, которое подавляет рост всех живых клеток. Конечно, это эффективное средство, которое способно бороться с инфекциями, но кроме болезнетворных бактерий антибиотик убивает и живые клетки.

— Если болезнь — это наш враг, а лекарство — это оружие, то антибиотики — это атомная бомба, направленная против бактерий. Постоянно применяя атомное оружие против насморка или кашля, вы уничтожаете не только бактерии, которые их вызывают, но и вообще все бактерии в своём организме: хорошие, плохие, нейтральные. Делая это постоянно, вы подвергаете себя безостановочным ядерным ударам и лишаете организм стимула вырабатывать собственный иммунитет, — рассказал Филипп Кузьменко, терапевт DOC+.

По словам врачей, в большинстве случаев пациенты сами себе назначают антибиотики. Причём многие пьют их даже не по инструкции — например, прекращают принимать лекарство раньше положенного срока. Или пьют в неправильное время, в неправильной дозировке и так далее.

А потом, когда болезнь всё же не отступает, они обращаются к врачу. И тогда подобрать эффективное лекарство становится уже гораздо сложнее. Это типичная ситуация, рассказали медики.

— Бесконтрольный приём антибиотиков действительно опасен, и последствия могут выражаться как в лёгкой форме (диарея, непереносимость, аллергическая реакция), так и в сложной (снижение собственного иммунитета и нечувствительность к антибиотикам). Не менее пагубным является и влияние токсинов на почки, печень, поджелудочную железу и костный мозг, — объяснила Майя Загорец, педиатр сервиса «Онлайн доктор».

— При приёме антибиотиков не по назначению или в неправильных дозах вырабатывается резистентность определённых микроорганизмов к антибиотику. Погибают слабые микробы, а остаются сильные. В итоге сначала у конкретного человека, а затем и у целой популяции вырабатываются более сильные и устойчивые к антибиотикам микроорганизмы, — рассказал Дмитрий Островский, ведущий специалист медицинского центра «Рамбам».

То есть уже в ближайшие годы, если люди не перестанут пить антибиотики по любому поводу и вовсе без повода, может вырасти поколение, на которое антибиотики вообще не будут действовать. По словам экспертов, если не принимать мер, в будущем эта проблема может стать страшнее, чем рак.

Что такое «супербактерия»

Всё больше болезней (например, это пневмония, туберкулёз, заражение крови, гонорея и даже ВИЧ) становится труднее лечить из-за снижения эффективности антибиотиков, — это официальные данные ВОЗ.

Супербактерии — это те микроорганизмы, которые никак не реагируют на антибиотики. Одна из них — Klebsiella pneumoniae. В январе этого года у 70-летней американки обнаружили инфекцию, вызванную как раз этой бактерией. Врачи задействовали 26 антибиотиков, чтобы спасти жизнь пациентки, но бактерия оказалась устойчива ко всему. В том числе к антибиотику «последнего резерва» (это препараты, которые применяются в самых крайних случаях, при самых тяжёлых инфекциях) «Колистину».

По данным ВОЗ, от супербактерий ежегодно умирает десятки тысяч человек. Часто виноваты в этом сами люди. Ведь если пить антибиотики постоянно и бесконтрольно, то любая, даже самая простая бактерия может стать супероружием.

— Микроорганизмы появились на нашей планете намного раньше человека. За миллиарды лет существования выжили те микробы, которые научились лучше и быстрее всех приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды, — рассказала Елена Смирнова, фармаколог клиники «Медицина». — Антибиотики стали для них неприятным, возможно, раздражающим, но не всегда убийственным условием существования.

Но бактерии научились приспосабливаться, объясняет эксперт. Одни нарастили на бактериальной стенке элементы, не пропускающие антибиотик внутрь, другие избавились от элементов, на которые антибиотик смог бы повлиять, третьи — с утроенной силой стали выгонять антибиотик из клетки.

— Итог один — антибактериальные препараты становятся неэффективными. И чем чаще микробы встречаются с антибиотиками, тем более разнообразными становятся их способы противостоять антибактериальному действию, — пояснила Елена Смирнова.

Чем заменить антибиотики

Всё же альтернатива антибиотикам существует, хотя и применяется в разы реже. Например, это бактериофаги (вирусы, избирательно поражающие бактерии). Попадая в организм, они, в отличие от антибиотиков, истребляют только болезнетворные клетки. Для каждой бактерии (стрептококка, стафилококка и т.д. ) есть свой бактериофаг.

Кстати, бактериофаги, как и антибиотики, очень часто и эффективно использовали во время кровавых войн 20 века. Например, именно они помогли справиться с вспышкой холеры во время Сталинградской битвы.

В нашей стране разработано 14 бактериофагов, занимается этим компания «Микроген» («внучка» госкорпорации «Ростех»). Сейчас предприятие разрабатывает новый бактериофаг, который сможет бороться с заболеваниями, вызванными бактериями рода Enterobacter (это гнойные ЛОР-заболевания, кишечные инфекции и т.д. ).

Казалось бы — чем не идеальное средство? Но пока недостатки бактериофагов выглядят убедительнее, чем достойнства.

Во-первых, бактериофаги — это достаточно узконаправленное лекарство. Для всех бактерий в мире их просто ещё не придумали. Во-вторых, принимать их не очень удобно. Они бывают только в жидком виде — их либо пьют, либо наносят на повреждённое место. Таблетку, очевидно, принять проще. И, наконец, возможно, самое решающее значение имеет цена.

— Антибиотики в среднем в рознице стоят порядка 160 рублей за упаковку, бактериофаги — порядка 800 рублей. Разница в пять раз, — рассказал фармэксперт Николай Беспалов. — Новых бактериофагов на рынке очень мало. Их приобретают в тех случаях, когда антибиотики нежелательны. Если кто-то сможет красиво упаковать (то есть хотя бы придумать более удобную форму препарата, например, в таблетках. — Прим. Лайфа) препарат бактериофагов, а это технологически непростая задача, скорее всего, это будет иметь успех.

Александра Рыкова, Лайф