×

В АК АЛРОСА объяснили избрание депутата Госдумы Галины Данчиковой в состав Наблюдательного совета компании

11:00 - 6.7.2017
В АК АЛРОСА объяснили избрание депутата Госдумы Галины Данчиковой в состав Наблюдательного совета компании
30 июня в Мирном на годовом общем собрании акционеров АК «АЛРОСА» (ПАО) избран новый состав Наблюдательного совета компании. В него вошла депутат Госдумы Галина Данчикова. По мнению эксперта, связавшегося с SakhaDay,  это нарушение законодательства. В АК АЛРОСА с этим мнением не согласились. Публикуем ответ от компании, отправленный в адрес редакции SakhaDay. Пояснение по избранию Г.Данчиковой в состав Наблюдательного совета АК «АЛРОСА».
Данчикова Г.И. является депутатом Госдумы, членом комитета Госдумы по бюджету и налогам (пункт 3 постановления Госдумы от 05.10.2016 (ред. от 07.06.2017) № 9-7 ГД «О составах комитетов Государственной Думы». Данчикова Г.И. избрана в состав Наблюдательного совета АК «АЛРОСА», деятельность Данчиковой Г.И. в качестве члена Наблюдательного совета не оплачивается. Подпунктом 2 пункта 3 статьи 12.1. Федерального закона «О противодействии коррупции» установлено, что лица, замещающие государственные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе участвовать в управлении коммерческой организацией, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством РФ от имени государственного органа. Данчикова Г.И. избрана в состав Наблюдательного совета АК «АЛРОСА» и тем самым участвует в управлении АК «АЛРОСА»: - от имени Министерства имущественных и земельных отношений РС(Я) (являясь представителем интересов РС(Я)), - в соответствии с законом РС(Я) от 8 ноября 2012 г. 1125-З № 1135-IV "Об управлении государственной собственностью РС(Я)", распоряжением Главы РС(Я) от 30.01.2017 № 71-РГ "О кандидатах для избрания в Наблюдательный совет и ревизионную комиссию АК "АЛРОСА" на 2017 год" и директивами Министерства имущественных и земельных отношений РС(Я) к годовому собранию акционеров АК «АЛРОСА». Сводный перечень наименований государственных должностей РФ утвержден Указом Президента РФ от 11.01.2005 №32 «О государственных должностях РФ» и в части депутатов Госдумы включает должности от Председателя, заместителей Председателя до члена комитета (комиссии) Госдумы включительно. Исходя из определения, непосредственно депутат Госдумы не является лицом, занимающим государственную должность. В то же время: - согласно пункту 3 статьи 97 Конституции РФ, депутаты Госдумы работают на профессиональной постоянной основе, не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; - согласно подпункту «г» пункта 2 статьи 6 ФЗ «О статусе члена СФ и статусе депутата Госдумы», депутат Госдумы не вправе участвовать в деятельности по управлению хозяйственным обществом или иной коммерческой организацией, в том числе входить в состав таких органов управления коммерческой организации, пребывание в которых невозможно без специального личного волеизъявления, а также участвовать в работе общего собрания как высшего органа управления хозяйственного общества. Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2012 г. № 34-П данное положение признано не противоречащим Конституции РФ.  Вместе с тем, норма подпункта 2 пункта 3 статьи 12.1. Федерального закона «О противодействии коррупции» является специальной по отношению к общей норме подпункта «г» пункта 2 статьи 6 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Госдумы», которая уточняет (детализирует) регулирование данного вида правоотношений – участие лиц, замещающих государственные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе в управлении (в составе органов управления) коммерческими организациями. Таким образом, несмотря на то, что Федеральный закон «О противодействии коррупции» и Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Госдумы» имеют равную юридическую силу, при условии соблюдения специальных условий[1], установленных в специальной норме подпункта 2 пункта 3 статьи 12.1. Федерального закона «О противодействии коррупции», в качестве исключения для лиц, замещающих государственные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, данная норма имеет приоритет (большую юридическую силу) перед обычной нормой подпункта «г» пункта 2 статьи 6 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Госдумы», устанавливающий общий запрет на участие в управлении (в составе органов управления) коммерческими организациями. Кроме того, следуя одному из основополагающих принципов права – принципу приоритета правовой нормы, принятой позднее (принцип действия норм права во времени), следует отметить следующее.  Норма права подпункта 2 пункта 3 статьи 12.1. Федерального закона «О противодействии коррупции», согласно которой лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, могут участвовать в управлении коммерческой организации (входить в состав органов управления), в случае, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени государственного органа или органа местного самоуправления, вступила в действие 28.06.2017 (в редакции Федерального закона от 03.04.2017 № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции»). Тогда как, норма права подпункта «г» пункта 2 статьи 6 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Госдумы», устанавливающая общий запрет на участие лиц, замещающих государственные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе в управлении (в составе органов управления) коммерческими организациями вступила в силу 14.07.2013 (в редакции Федерального закона от 02.03.2007 № 24-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к лицам, замещающим государственные или муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы»). Учитывая изложенное, и факт того, что специальные условия, как описано в настоящей аналитической записке выше, Данчиковой Г.И. выполняются, участие Данчиковой Г.И. в составе Наблюдательного совета АК «АЛРОСА» (ПАО) является легитимным. [1] Под специальными условиями для лиц, замещающих государственные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, которые позволяют не учитывать общий запрет на участие таких лиц в управлении (в составе органов управления) коммерческими организациями понимаются условия, при которых лица, замещающие государственные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, если такое участие в управлении (в составе органов управления) организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени государственного органа или органа местного самоуправления.
Редакция SakhaDay ждет официальный ответ на запрос о правомерности избрания депутата Госдумы РФ Галины Иннокентьевны Данчиковой в состав Набсовета АЛРОСА от Министерства имущественных и земельных отношений республики. Также данный вопрос был направлен в ассоциацию независимых директоров для получения независимой экспертизы.