«В эпосе «Нюргун Боотур Стремительный», возможно, описываются войны викингов», — Василий Чемезов

Краевед и геолог, автор оригинальной идеи происхождения народа саха Василий Чемезов рассказал SakhaDay о своем исследовании, в котором он сравнил три мира вселенной в олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» со странами Скандинавского полуострова.

«В своей статье «Норвегия — это Земля Олонхо?» [1], я, на основе сопоставления описания страны Среднего мира в якутском героическом эпосе — олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» и географических объектов Скандинавского полуострова и прилегающих территорий, пришёл к выводам, в частности, что:

— якутский героический эпос — олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», может иметь происхождение от древнескандинавских саг;

— страной Среднего мира, в которой жили герои якутского героического эпоса, может являться Норвегия;

— в якутском героическом эпосе, возможно, описываются войны викингов Дании, Норвегии и Швеции между собой и с другими странами.

Поэтому и в настоящей статье страна Среднего мира, изображённая в олонхо, рассматривается мной как Норвегия, а время действия — как эпоха викингов (IX-XI века н. э.).

Указанный выше героический эпос был составлен известным якутским поэтом, основоположником якутской советской литературы, видным общественным и политическим деятелем П. А. Ойунским, с использованием материалов нескольких эпосов. Поэтому не всегда части этого произведения, состоящего из девяти Песней, стыкуются между собой, представляя собой отдельные повествования, с привнесением, зачастую, новых действующих лиц и описанием других событий [2, с. 421].

В настоящей статье для раскрытия темы исследования, приведённой в заголовке, рассматриваются Песни Первая, Вторая, Третья олонхо. В Песни Первой рассказывается, в частности, о первоначальном образовании Вселенной и его устройстве, в которой мной рассмотрено описание местоположения Верхнего мира.

Во Второй и Третьей Песнях мной изучены описания географических объектов и природно-климатических условий Среднего и Нижнего миров.

Мне представляется интересным сопоставление местоположений Верхнего, Среднего и Нижнего миров в пространстве Вселенной и их природно-климатических условий, воспетых в олонхо, с географическими положениями и природно-климатическими условиями Швеции, Дании, Норвегии и Исландии, относительно земного пространства Скандинавского полуострова.

Таким образом, Вселенная, представленная в якутском героическом эпосе — олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», мной воспринимается как реально существующий на Земле Скандинавский полуостров.

ВЕРХНИЙ  МИР  ОЛОНХО  И  ШВЕЦИЯ,  ДАНИЯ

Описания местоположений Среднего и Нижнего миров в пространстве Вселенной, их географических объектов и природно-климатических условий  в олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», приведены достаточно подробно, чтобы провести их сопоставление с географическими объектами Скандинавии и прилегающих территорий.

В то же время, описание географических объектов и природно-климатических условий Верхнего мира в рассматриваемом эпосе не представлено. Местоположение его приведено в Песни Первой олонхо очень кратко и весьма приблизительно [2, Песнь первая, с. 9]:

От предков узнали мы,

Что, кроме рода айыы*,

За гранью мятежных небес,

За гранью бурных небес,

Летящих с запада на восток,

В кипящей области бурь

Утвердились в начале времён

Прародители девяти племён

Верхних адьараев-абаасы**.

После великих древних боёв,

Всколебавших до основания твердь

Необъятно гулких небес,

Улуу Тойона бойцы-сыновья,

Отпрыски старухи его,

Заселили весь южный край

Завихряющихся в бездну небес.

Из чего можно только предположить, что Верхний мир расположен в южной части Вселенной, которая, исходя из названия самого мира, является гипсометрически возвышенной по отношению к двум другим мирам.

В южной части Скандинавского полуострова расположена Швеция, отделённая от Норвегии, представленной в олонхо, по моему мнению, как Средний мир, цепью Скандинавских гор. Несколько южнее Норвегии (точнее, юго-западней) расположена и Дания на полуострове Ютланд [3, с. 86].

Гипсометрические уровни территорий этих стран, также находящихся в прибрежной зоне морей, практически не отличаются от гипсометрических уровней Норвегии.

Однако, находясь за высокими хребтами Скандинавских гор, протягивающихся вдоль южной границы Норвегии, эти страны норвежцами, проживавшими в эпоху викингов, могли восприниматься как Верхний мир, а жители их — как небожители.

Поскольку отношения Швеции, Дании и Норвегии в средние века не отличались мирным характером, сопровождались войнами, в результате которых Норвегия оказывалась в вассальном положении [4, c. 26, 35], то шведы и датчане могли в норвежских сагах представляться как злые чудовища. В якутском героическом эпосе, по моему мнению, имеющем происхождение от древнескандинавских саг, эти злые чудовища могут быть отражены как адьараи-абаасы из Верхнего мира.

Отсутствие описания Верхнего мира в олонхо можно объяснить тем, что у жителей вассальной страны наверняка не было возможности (да и желания) бывать достаточно часто на территории господствующего государства и любоваться красотами её ландшафта и природы.

СРЕДНИЙ  МИР  ОЛОНХО  И  НОРВЕГИЯ

Ландшафт страны Среднего мира, в которой происходят драматические события, в рассматриваемом олонхо описывается так [2, Песнь вторая, с. 46-49]:

Далеко на южной его стороне

Возвышаются девять горбатых гор,

Обрываются девять увалов крутых,-

Будто это девять огромных коней…

Эти девять угрюмых гор,

Словно исполины, лежат –

Простершиеся на боку…

По ущелью обширный лёг перевал,

А за перевалом – провал…

Там крутыми уступами горный путь

Опускается в Нижний мир.

 Если на крылатом коне

Дальше полетим на восток,

На открытом просторе увидим мы

Величавое в блеске своём

Озеро с островом среди волн.

Если дальше ещё глядеть

Сквозь утреннюю лучистую мглу –

За тремя озёрами вдалеке

Увидим: с неба до самой земли

Опускается изволоком перевал,

Радугой переливаясь, горя…

 Далеко, где желтеет склон

Западных холодных небес,

Под грядою клубящихся облаков

Раскинулось широко,

Вздуваясь тёмной водой,

Разбиваясь о берег крутой волной,

Играет, бушует, гремит

Великое море Араат.

Через просторы моря того

Птица не перелетит.

Восемь заливов его

Вторгаются в грудь земли,

За восемь дней пути

Слышно как грохочет прибой…

На море волненье всегда,

Леденящим холодом дышит оно,

Не стихают бури на нём никогда,

Не умолкает прибой никогда.

Очень похожий на описанный в якутском эпосе ландшафт Среднего мира  мы видим на рисунке английского художника Эндрю Диксона (Рис. 1) [5, с. 27]. Он сделан по мотивам  древнескандинавских мифов.

Рисунок

Священный ясень Игдрасиль и три мира Вселенной по древнескандинавской мифологии (рисунок английского художника Эндрю Диксона)

В Мидгарде (скандинавском Среднем мире) также имеются высокие горные хребты с горбатыми, снежными вершинами, в плоской низине расположено большое озеро. Мидгард соединён с Верхним миром (Асгард) радужной дорожкой (Бифрост) и окружён неспокойными водами океана. Большое сходство в представлении Среднего мира в якутском олонхо и на рисунке Эндрю Диксона, по моему мнению, несомненно.

Сопоставив приведённые выше картины Среднего мира в олонхо с существующими природными условиями Скандинавского полуострова [3, с. 86], можно также увидеть сходные черты.

Если принять территорию Норвегии, как за страну Среднего мира, воспеваемую в олонхо, то можно отметить, что вдоль южной границы её располагаются Скандинавские горы, характерным для которых являются: простирание их на большое расстояние, сглаженные, куполообразные вершины и обрывистые, крутые склоны (Рис. 2).

Рис.3

Скандинавские горы (фото автора).

В Скандинавии имеется множество озёр, которые расположены большей частью восточнее Норвегии – в Швеции, Финляндии, и на территории России — на Кольском полуострове, являющемся восточным продолжением Скандинавского полуострова (Рис. 3), [4, c. 170].

Рис.4

Фьорд в Норвегии

Море, раскинувшееся к западу от берегов Норвегии (Норвежское море), несёт студёные воды и глубоко «вторгается в грудь земли» узкими заливами – фьордами (Рис. 4).

Как видим, описание географических объектов Среднего мира и их расположение, приведённые в якутском эпосе, и тех, что находятся в Норвегии и в ближних от неё странах, имеют несомненное сходство.

НИЖНИЙ  МИР  ОЛОНХО  И  ИСЛАНДИЯ

Основными признаками географического положения и природно-климатических условий Нижнего мира (Нифлхейма) на рисунке английского художника Эндрю Диксона, являются: 1) отделяющий его от Среднего мира океан; 2) огненная стена, называемая Муспельхейм; 3) покрывающий его поверхность ледяной панцирь.

Эти же признаки мы видим в стране, находящейся за морем Араат, омывающем западное побережье Среднего мира в олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» [2, Песнь вторая, с. 49]:

А что лежит за морем Араат?

Там — под нижним краем

Закатных небес —

Поднимаются, словно белый дым,

Громоздятся, как облака,

Белые горы в снегу.

На хребте синеющих этих гор

Обрывистые утёсы торчат…

 Здесь изрыгает дым и огонь

Таинственное жерло.

Исходя из приведённых выше фрагментов олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», можно заключить, что страна, находящаяся за морем Араат, по своему географическому положению и природно-ландшафтным условиям имеет весьма сходные черты с древнескандинавским Нижним миром, изображённым на рисунке Эндрю Диксона.

Уместно отметить, что огненное море, отделяющее Средний мир от Нижнего мира в рассматриваемом олонхо, в одном из вариантов своего наименования, называется Муус-Кудулу, что, по моему мнению, созвучно с древнескандинавским его названием — Муспельхейм. Это обстоятельство может служить дополнительным доводом в пользу того, что в рассматриваемых нами Нижних мирах древнескандинавских саг и якутского героического эпоса отражается один и тот же географический объект.

Западное побережье Норвегии, омывает Норвежское море. За Норвежским морем располагается остров Исландия.

В Интернете ландшафтные условия Исландии описываются так:

«Своеобразие природы этой страны заключается в сочетании стихий огня и льда — вулканизма и оледенения. Поверхность острова покрыта вулканическим плато с вершинами до 2119 м, многочисленны действующие вулканы (Гекла, Лаки), гейзеры, горячие источники. Около 12 тыс. км2 занято ледниками…» (Рис. 5, 6, 7) [6].

Как видим, местоположение Нижнего мира и его географические объекты, приведённые в древнескандинавских мифах и якутском олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», весьма схожи с расположением и географическими объектами Исландии.

В рассматриваемом олонхо Нижний мир воспет весьма поэтически, одновременно подтверждая вышеприведённые справочные природные условия, характерные для Исландии [2, Песнь третья, с. 121]:

Силой их надо перенести

Через море огненное Кудулу,

Над бушующей бездной его,

На остров,

 Скреплённый тремя

Перехватами

Из нерушимого сплава,

На остров, заваленный льдом…

и приведены следующие природно-климатические условия острова [2, Песнь третья, c. 125]:

Два огромных богатыря

Опустились на остров гибельный тот —

На скользкое темя его,

Окованное сверкающим льдом…

Лёд будто ворванью был облит.

На макушке скалы островной,

На трясущемся кургане крутом

Трудно было устоять,

Да не трудно было с него соскользнуть

И обрушиться с крутизны

В бушующий под ногами прибой

Моря огненного Кудулу.

 

Сажен на десять в высоту

Взлетали гребни кипящих волн.

Вредоносный, удушливый пар

Серным облаком

Над морем вставал,

Пламенем лицо обжигал.

Брызги огненные, шипя,

Взлетали над бездной…

Красный огонь

Клокотал в её глубине.

 Из приведённых выше сведений, по моему мнению, есть все основания рассматривать Нижний мир, описанный в якутском героическом эпосе — олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», как Исландию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итоги настоящей статьи подтверждают верность выводов, сделанных мной в статье «Норвегия — это Земля Олонхо?».

По результатам проделанного сопоставления трёх миров Вселенной, описанных в якутском героическом эпосе — олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», со странами Скандинавского полуострова, представляется целесообразным внести следующие дополнения и уточнения к ранее высказанным предположениям:

  1. Очевидно, Вселенная, состоящая из трёх миров, описанная в якутском героическом эпосе — олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», соответствует Скандинавскому полуострову вместе с Исландией.
  2. Якутский героический эпос — олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», очевидно, происходит от древненорвежских саг, так как положительные герои эпоса проживают в Среднем мире, идентифицированном проведёнными сопоставлениями, как Норвегия.
  3. Верхний и Нижний миры Вселенной, описанные в олонхо, очевидно, соответствуют Швеции (возможно, Швеции и Дании) и Исландии.
  4. Битвы богатырей якутского героического эпоса отражают, очевидно, войны Норвегии со Швецией (Швецией и Данией) и Исландией в эпоху викингов. При этом героические вылазки богатырей Среднего мира в Нижний мир, вероятно, показывают военные походы норвежцев в Исландию.
  5. Географические объекты, описанные в олонхо, очевидно, имеют свои реальные аналоги в северной Европе.

Так, под морем Араат, вероятно, имеется ввиду Норвежское море, а под огненным морем Муус-Кудулу описываются проявления вулканической деятельности в Исландии.

Василий Чемезов

род айыы * — человеческое племя.

адьараи-абаасы  ** — злые чудовища из иных миров Вселенной, враждебные людям, населяющим Средний мир.

Смотрите также: Василий Чемезов рассказал о своих гипотезах.