×

Великий мученик Платон Ойунский

15:57 - 13.11.2018
Великий мученик Платон Ойунский

11 ноября 2018 года исполнилось 125 лет Платону Ойунскому, якутскому гению. Его жизнь вспыхнула яркой звездой над якутской землей и продолжает гореть поныне. Его дух продолжает жить… Sakhaday решил вспомнить основные моменты его недолгой, но блестящей жизни.

Из рода шаманов

11 ноября 1893 года в родовом алаасе Дэлбэрийбит III Жехсогонского наслега Таттинского улуса в многодетной крестьянской семье Алексея Петровича и Евдокии Ивановны Слепцовых родился крепыш – мальчик. Назвали новорожденного Платоном – в честь родного дяди и согласно церковному календарю (родился будущий лидер накануне дня святого Платона). К сожалению, судьба Платона Слепцова сложится как у мученика, имя которого он носил. Как утверждает житие, святой Платон не отрекся от своей веры и не поддался на уговоры правителя Агриппина, за что был обезглавлен…

Платон Алексеевич был из знаменитого в Якутии шаманского рода. Кэрэкэн, Кээрэкээн -- самый знаменитый из рода матери шаман, который в Татте построил родовые гнезда Сивцевых, Кулаковских и других.

Юрта, где родился Платон Ойунский.
Юрта, где родился Платон Ойунский.

Наверное, поэтому Платон Алексеевич выбирает для себя псевдоним Ойунский, который в 1920 году он официально превращает в фамилию. Платон Алексеевич стал использовать этот псевдоним, еще обучаясь в Якутском четырехклассном училище. Фамилия Ойунский происходит от слов «ойуун» (шаман) и «уус» (род), то есть «из рода шаманов».

На вопрос, почему он решил изменить фамилию, однозначного ответа нет, пишет Олег Сидоров в своем труде – биографии Платона Ойунского.

«Может быть, это был протест против принятого весной 1920 года решения Губревкома о том, что «на территории Якутской области объявляется беспощадная борьба с шаманством, профессиональными шаманами и шаманской спекуляцией». Представителям советской власти – сельским ревкомам и милиции – предписывалось «строго преследовать всех шаманов, отбирать у них шаманские костюмы, бубны и разные символические деревянные изображения эмэгэты, также налагать штрафы за камлание, полученное шаманами вознаграждение в двойном размере…» Именно тогда Ойунский принял смелое решение -- взять новую фамилию, тем самым констатируя свою принадлежность к шаманскому роду. С другой стороны, сам он не оставил прямых свидетельств о причинах принятия своего псевдонима-фамилии. Еще одна его тайна…», - пишет биограф Сидоров.

Платон Ойунский при всем своем большевизме с пониманием относился и к православной вере и к вере якутской, древней. Он запретил трогать церкви, хорошо знал основы православия и получал отличные отметки по предмету «Закон божий». Он не был воинствующим атеистом.

Мама
Мама

Семья Ойунского была со средним достатком, но после засухи, продолжавшейся несколько лет, обеднела. Скот был продан. Очень нелегко пришлось Платону и его братьям и сестрам (кроме Платона в семье было еще девять детей). Боль и унижение его родителей сформируют Платона Алексеевича как личность и художника.

Задор и безжалостное принуждение себя

Платона Алексеевича с детства окружали олонхосуты-сказители, народные певцы. Уже в отрочестве Платон научился исполнять и импровизировать народное сказание – олонхо.

В 1906 году в селе рядом с его домом открывается школа. Платону очень повезло - первым его учителем стал Матвей Сивцев, человек энциклопедических знаний, основатель школы.

Первый учитель Платона Слепцова (Ойунского) Матвей Матвеевич Сивцев
Первый учитель Платона Слепцова (Ойунского) Матвей Матвеевич Сивцев

Здесь он получает базовые знания, в нем просыпается любознательность, желание познавать жизнь и постоянное стремление к знаниям. Платон слыл лучшим учеником в школе, он был очень начитанным. Изучал немецкую философию, с упоением читал античную литературу, русскую и мировую классику. Например, на уроке литературы мог свободно дать свою оценку творчеству Льва Толстого и проанализировать его крупные произведения.

Первая школа
Первая школа

«Я отличался особенной усидчивостью, настойчивостью, задором, граничащим с безжалостным принуждением себя и других для достижения тех или иных принятых нами обязанностей», -- приводит слова Ойунского Олег Сидоров.

Один из первых учителей Ойунского Сергей Иванович Прокопьев
Один из первых учителей Ойунского Сергей Иванович Прокопьев

После окончания сельской начальной школы благодаря помощи односельчан и родственников поехал учиться в Якутск. В 1910 году он поступает в Городское четырехклассное училище, а в 1914 -- в Якутскую учительскую семинарию. Это было время формирования мировоззрения якутской интеллигенции (на которую огромное влияние оказала русская культура и литература), процесс объединения национальных сил. Уже в это время Платон Алексеевич приобщается к общественной жизни, вступает в организацию «Юный социал-демократ», созданный Емельяном Ярославским. В 1917 году его избирают заместителем председателя Совета рабочих и солдатских депутатов Якутска. К этому же времени раскрывается его талант оратора, который оказывает сильное влияние на народные массы.

В Якутске он встречает друга на всю жизнь – умного и яркого паренька Максима Кировича Аммосова, такого же, как и он сам. Они создают первый в истории Якутии «Союз чернорабочих-якутов». Два друга имеют схожие интересы, оба заботятся о судьбе Якутии. Они вместе посещают молодежные кружки национальной интеллигенции, подпольные кружки ссыльных социал-демократов.

В августе 1917 года Платон Ойунский поступил в Томский учительский институт на историческое отделение. Там он также ведет активную общественную жизнь, участвует в установлении советской власти. Вступает в ряды Красной гвардии. А в 1918 году был принят в РКП (б).

Октябрьские события он встретил в Томске. Ойунский был гуманистом и с юности стремился помочь народу вырваться из вековой отсталости, и революция 1917 года ему казалась исполнением его желания.

Ойунский и автономия Якутии

Когда в мае 1918 года Якутский областной совет отказался подчиняться Советам, он выехал на родину, как представитель ЦИКа Советов Сибири и уполномоченный по организации советской партии в Якутии. С установлением советской власти в Якутии он обратился с воззванием «ко всем трудящимся, угнетенным якутам и якуткам и трудовой интеллигенции якутов всей Якутской губернии» «признать центральную власть».

Осенью 1918 года в Якутске временно победили контрреволюционные силы, тогда Платон Алексеевич был арестован и выслан за пределы Якутии. С 1919 по 1920 год он в Томске обучает детей в Казанской начальной школе. В 1920 году после свержения колчаковщины возвращается на родину, где его назначают заведующим отделением советского управления якутского губревкома. С января по май 1921 года заведовал Якутской секцией Сибревкома.

В 1921 году в Омске на совещании Сибирского бюро ЦК РКП (б) выступил с предложением о необходимости предоставления Якутии статуса автономной республики. В объяснительной записке к докладу он подчеркнул, что «якутский народ жаждет возрождения» и «дело возрождения якутской нации необходимо приобщить к делу братского сотрудничества разных свободных национальностей в одной семье федеративного строя». 27 апреля 1922 года Президиум ВЦИК издает Декрет об образовании Якутской АССР. Пользуясь новым статусом, Якутия стала выходить на союзные и российские органы власти напрямую, минуя Иркутск, Сибревком и Сиббюро.

Создание автономии, решение земельного вопроса, амнистия и отмена изоляции тойонов и кулаков помогли привлечь национальную интеллигенцию на сторону советской власти. Она активно участвует в борьбе против пепеляевщины, в укреплении интересов автономной республики, в ликвидации безграмотности, развитии родного языка, литературы и культуры. Ответственность за решение всех этих задач легли на плечи Платона Алексеевича и все это в условиях крайних экономических проблем, отсутствия налаженной транспортной связи с центром.

В годы гражданской войны ему вместе с Максимом Аммосовым, Исидором Бараховым, Семеном Аржаковым и другими с большим трудом удалось добиться применения амнистии к повстанцам. «Ойунский в годы повстанчества, вопреки мнению большинства коммунистов, тактикой примирения и амнистий избавил свой народ от многих драматических событий», -- говорится в книге Владимира Пестерева «История Якутии в лицах».

26 апреля 1922 года Платон Ойунский на военно-политическом совещании руководства республики сказал, что к выступлению «надо подойти не как к бандитизму, а как к национально-народному движению».

Великий реформатор

Платон Алексеевич – выдающийся ученый, деятель национальной культуры, основоположник якутской советской литературы, поэт, прозаик, драматург.

Начало его литературной деятельности относится к 1917 году. По просьбе Емельяна Ярославского написал стихотворение «Песня труженика» («Улэhит ырыата»), которое ознаменовало собой рождение якутской советской поэзии. Он перевел на родной язык «Песню сокола» Максима Горького, произведения классиков русской и мировой литературы: Пушкина, Горького, Жуковского, Гете, Петефи. Еще в 1916 году вместе с Н.Д. Неустроевым перевел на якутский язык «Ревизор» Гоголя. Он был великолепным олонхосутом, о чем свидетельствует создание им бессмертного олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» (свыше 36 тысяч стихотворных строк). В прекрасном переводе В. Державина он издан на русском языке.

«Реформатор якутского стихосложения Платон Алексеевич вводит в нее европейскую рифмику через силлабику. Его творческое кредо было основано на естественном новаторском сочетании достояний общемировой и русской литературы с традициями якутского народного творчества. Все это делалось им в то время, когда большевистская доктрина была нацелена на нивелирование национальных культур и создание всеобщей пролетарской культуры посредством усиленной русификации. И как только вышла в печать драма в стихах «Красный шаман», вся официальная критика набросилась на нее, как на проявление «фатализма, мистицизма и символизма». На самом деле автор понял и выдвинул в качестве литературного героя именно шамана, потому что шаман являлся почти единственным носителем духовного начала у якутов в течение многих столетий».

В 1924 г он возглавлял совет (затем Комитет) якутской письменности. Здесь он вносит большой вклад в усовершенствование якутского письма, создание норм якутской орфографии, пунктуации, в разработку терминологии.

В 1931 году он поступает в аспирантуру НИИ национальностей при ЦИК СССР, которую окончил в 1935 году, успешно защитив диссертацию на соискание степени кандидата лингвистических наук на тему «Якутский язык и пути ее развития» -- Платон Алексеевич стал первым дипломированным ученым в области якутского языка. В этом же году, благодаря его стараниям, было решено открыть научно-исследовательский институт языка и культуры ЯАССР, первым директором которого был избран Ойунский. За годы своего руководства НИИ (1935-1937) он провел огромную работу по определению главных направлений исследовательской работы сотрудников, по решению вопросов экономического и материального характера. Сотрудниками НИИ был собран значительный массив якутского героического эпоса олонхо, исторических преданий, песен и других видов устного народного творчества, проделана большая работа по изучению якутского языка и национальной культуры, по составлению программ, учебников, книг для чтения и хрестоматий по якутской литературе», -- пишет Н.С. Степанова в книге «Руководители Якутии».

Участники I Всеякутской языковедческой конференции. Якутск. Фото 1934. Сидят (слева направо): Г.У.Гермогенов, П.А.Ойунский, неизвестный, Г.В.Ксенофонтов; стоят: Н.И.Степанов, В.М.Новиков
Участники I Всеякутской языковедческой конференции. Якутск. Фото 1934. Сидят (слева направо): Г.У.Гермогенов, П.А.Ойунский, неизвестный, Г.В.Ксенофонтов; стоят: Н.И.Степанов, В.М.Новиков

В 1934 году его избирают председателем Союза правления писателей Якутии (1934-1938), делегатом I Всесоюзного съезда советских писателей, членом Союза писателей СССР.

392275

Смерть разлучила их

В жизни Платона Ойунского были женщины, которых он искренне любил. Это жены, дочери и мама. Для него семья было самым главным в жизни, гнездышком, теплом, уютом и поддержкой.

Первая жена -- Фекла Сокольникова
Первая жена -- Фекла Сокольникова

Первой женой Платона Алексеевича была актриса Якутского театра Фекла Алексеевна Сокольникова. Они жили по соседству, Фекла была для Платона «с детства божеством моего сердца». Родня с обеих сторон была против их супружества. Семья Феклы считала, что сын бедняка Платон недостоин их дочери, а родные Платона говорили, что больная туберкулезом Фекла не должна стать женой Платона. В итоге прожили Платон и Фекла всего полгода. Смерть разлучила их. Молодые мечтали зажить счастливо, победив тяжелую болезнь, но тщетно. Смерть забрала Феклу. Платон Алексеевич похоронил ее в 1923 году на станции недалеко от Красноярска, роняя горькие слезы.

Вторая жена Татьяна Дмитриевна Александрова
Вторая жена Татьяна Дмитриевна Александрова

Позже он познакомился с Татьяной Дмитриевной Александровой, сотрудницей женотдела ЦИКа. От этого брака родилась дочка, которая, к сожалению, умерла совсем крохой. Татьяна Дмитриевна сама тоже болела и в 1930 году умерла.

Третья жена Акулина Николаевна Борисова
Третья жена Акулина Николаевна Борисова

Затем Платон Алексеевич женился на Акулине Николаевне Борисовой. Она подарит мужу четырех дочек, две, к сожалению, умирают в младенчестве. Платон Ойунский очень любил семью, которая для него была теплом и поддержкой, гнездышком. Когда 44-летний Платон Алексеевич уезжал в последнюю командировку, Акулине Николаевне был 31 год, ее старшей дочери от первого брака Марии – 11, Саргылане 6 лет, Сардане -- 3.

С супругой Акулиной Николаевной, ее дочерью марией (в центре) и общей дочерью Саргыланой. 1932 год.
С супругой Акулиной Николаевной, ее дочерью марией (в центре) и общей дочерью Саргыланой. 1932 год.

Платон Ойунский имел тонкую романтическую душу. О том, как сильно и искренне он любил, чувствуется из его произведений.

«Мать, меня одарившая солнцем, прощай!»

Наступил кровавый 1937 год. Сталин решил уничтожать каждого, «кто попытается разрушить единство социалистического государства, кто стремится к отделению от него отдельной части и национальности, он враг, заклятый враг государства, народов СССР».

«Большой террор не мог пройти мимо Якутии, учитывая, что она играла заметную роль, как крупнейший национальный регион на северо-востоке страны и всегда слыла «вольнодумной», - пишет Олег Сидоров. Платону Ойунскому, который боролся за права своего народа, за предоставление основ национальной государственности Якутской области, избежать репрессий не было суждено.

1937 год для Ойунского, казалось бы, ничего не предвещал. Год начался с приятных моментов. Президиум ЯЦИК постановило о проведении чествования его двадцатилетней литературной и общественной деятельности. Осенью началась масштабная кампания выборов в верховный совет СССР, во время которой Платон Алексеевич несколькими коллективами был выдвинут в депутаты в Советы национальностей Верховного Совета. Но у Платона Алексеевича было странное предчувствие неминуемой беды… В грустном стихотворении «На могиле матери» он прощается с матерью (умерла в 1928 году) и «холмом заветным, где мать опочила»…

12 декабря 1937 года состоялись выборы. Платон Ойунский получил 56 процентов голосов. 29 декабря дома собрались друзья проводить его в Москву на сессию Верховного Совета. Эта сессия прошла с 12 по 19 января 1938 года. После нее Платон Алексеевич поработал в издательстве над своим сборником сочинений и 25 января телеграфировал супруге о том, что 27 января выезжает. По пути в Якутск поезд останавливается в Иркутске. Сидя в комнате гостиницы, Платон Алексеевич чувствовал, что его могут арестовать в любой момент, ведь его друга Максима Аммосова схватили…

Действительно, чутье его не обмануло. 3 февраля его тайно арестовывают и привозят в Москву в Бутырскую тюрьму. Он объявлен «врагом народа». В Якутии специально распространяли слухи о Платоне Алексеевиче. Например, будто бы он связался с «троцкистами» и собирался бежать в Японию, а его арестовали на границе.

84526

Платон Ойунский был обвинен в шпионаже в пользу Японии. Ему было предъявлено обвинение в том, что он является одним из руководителей антисоветской националистической организации, существовавшей в Якутии, и в восстановлении капиталистического строя под протекторатом Японии, в передаче японцам шпионских сведений. Подобное обвинение возникло на почве опасения агрессивной политики Японии. В 1937 году она напала на Китай. Советское руководство опасалось, что Япония нападет и на СССР, и эта боязнь, паранойя, вылилась в поиски японских шпионов…

Док

В Якутии стояли жуткие времена. 2 августа 1938 году был расстрелян друг всей жизни Максим Аммосов, по делу которого проходил и Ойунский. Под жестким нажимом некогда друзьям, единомышленникам Платона Алексеевича пришлось произнести страшные слова «Ойунский -- враг народа». 31 января его этапировали в Якутию, где на время он стал главным подследственным формировавшегося «Центрального дела», охватившего практически всю партийную элиту ЯАССР (во время следствия он уже был тяжело болен туберкулезом). Сталин, Ежов и другие решили использовать его авторитет с целью устроить геноцид, отправив на родину, пишет биограф Олег Сидоров.

«Находясь в тюрьме под бесчеловечным прессингом, он не предал ни одного своего коллегу, ученого или писателя… За свои показания, если в них и имеются сведения относительно других заключенных, он не должен нести ответственность. Ответственность целиком и полностью ложится на НКВД, насильно выбивавшего нужные ему показания», -- говорится в труде Олега Сидорова.

Платон Алексеевич неоднократно признавал себя виновным и затем отказывался от показаний, запутывая следствие, объявил голодовку. Одной из загадок дела Ойунского было отсутствие протоколов допроса в якутской тюрьме.

Платона Алексеевича не стало 31 октября 1939 года. Тюремщики тайно, под покровом ночи, словно стыдясь своего греха, вывезли его тело и безвестно схоронили.

Реабилитировали Платона Алексеевича 15 декабря 1955 года постановлением Прокураторы ЯАССР.

Использованная литература:

Владимир Пестерев. История Якутии в лицах. Бичик, 2001.

Сборник статей Платон «Ойунский Мифы и реальность» , 2004

Олег Сидоров. Биография Платона Ойунского. ЖЗЛ, Молодая гвардия, 2016.

П.А. Ойунский – директор Научно-исследовательского института языка и культуры (1935-1937): сб.док/ Инст.гум.исслед; отв.ред. В.Н. Иванов. – Якутск, 2003.

Тобуроков Н.Н. Кто он, Платон Ойунский? / Якутский архив. – 2003. - №2.

Статья Н.С. Степановой / Сборник «Руководители Якутии».

Фотографии с сайта Таттинской библиотеки имени И.А. Аргунова, из виртуального музея ГУЛАГА.

Составила Ксения Авера

SakhaDay.ru

Ксения Авера