На нынешних выборах в Госдуму админресурс потерял свою былую значимость. На первый план вышли элитные договоренности. Такой вывод следует из экспертного исследования Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), посвященного оценке качества избирательных кампаний партий в Госдуму, сообщил URA.RU президент организации, Евгений Минченко.
Выводы об элитных договоренностях, как главном инструменте избрания в Госдуму, сделаны по итогам опроса 60 практикующих политконсультантов, уточнили URA.RU в РАСО. Минченко считает, что только от элитных договоренностей зависит, получат ли политики деньги на выборы. «Например, есть информация, что у „Родины“ в начале избирательной кампании нашлись серьезные спонсоры с деньгами. Позже спонсоры от поддержки партии отказались по рекомендации „сверху“. Возникли проблемы с федеральными „кошельками“ и у КПРФ. От них тоже в какой-то момент „отвалились“ большие спонсоры, но тогда коммунисты, чтобы сохранить финансирование, стали привлекать региональных бизнесменов „средней руки“. Получается, когда элитные договоренности изменились, это отразилось и на финансовом состоянии партий», — объяснил Минченко.
На втором месте по важности для партий стали деньги. У финансово успешных кандидатов, по мнению Минченко, было больше шансов развернуть «полевую» агитацию, привлечь СМИ и соцсети.
А вот административный ресурс, как фактор, обеспечивающий победу партиям, потерял свою былую эффективность. «Есть ряд округов, где, например, кандидатов согласовали на федеральном уровне, а региональная администрация работает на них неохотно. Тут бывает, что если у кандидата нет еще и хороших финансов на выборы, то победа для него может стать проблемой. А иногда из-за слабой работы админресурса или отсутствия денег у фаворитов избирательной кампании в лидеры вырываются другие люди», — рассказал Минченко.
Поликонсультант привел пример одного из одномандатных округов в Забайкалье, где партия власти избирательную кампанию «почти не ведет». «Считается, что кандидат от „Единой России“ там слабый, и округ по сути „отдан“ ЛДПР. Но административный ресурс полностью на ЛДПР работать не может, при этом у кандидата от либерал-демократов есть и проблемы с финансами. Поэтому происходит „распыление“ ресурсов, и больше шансов появляется у представителей КПРФ и „Справедливой России“», — добавил собеседник URA.RU.
Один из организаторов проекта «Ночь выборов», политтехнолог Алена Август считает, что соглашения между элитами «дают кандидатам дополнительные деньги, поддержку в СМИ и в среде лидеров общественного мнения, даже личное ощущение силы и правоты». А причина ослабления влияния админресурса, по ее мнению, в том, что люди «перестали его бояться».
«После пандемии коронавируса у избирателей активнее проявился эффект эмоций. Граждане по-другому оценивают окружающую обстановку, и их стало сложнее убедить и уж тем более заставить голосовать. Поэтому на выборах мы увидели много видеороликов, где партии играют на эмоциях людей. В таких условиях админресурс сам по себе на пользу власти не сработает: мы не знаем, как проголосуют бюджетники, если их принуждать», — считает Август.
Минченко объясняет такие перемены в ресурсах партий и кандидатов ростом протестных настроений в обществе. «Думаю, что ниже стала управляемость традиционно лояльных групп населения.
Теперь, если бюджетников и работников госкомпаний массово приведут на выборы, эти люди уже могут проголосовать не так, как надо власти. Из-за этого эффективность административного ресурса сильно упала.
Разным партиям стало выгодно договариваться между собой и с элитными группами, чтобы их, например, меньше критиковали оппоненты или СМИ. Этот инструмент вкупе с хорошим финансированием теперь помогает политикам пройти в Госдуму», — считает Евгений Минченко.
Впрочем, член Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), управляющий партнер коммуникационной группы «Гуров и партнеры» Филипп Гуров считает, что влияние админресурса даже на нынешних выборах сильно преуменьшать тоже не стоит. «Он никуда не делся и остается серьезным инструментом политической борьбы. В ряде регионов это заметно особенно сильно», — подчеркнул эксперт.
Другими факторами успеха эксперты РАСО назвали месседж (послание), который несут политики избирателям, наличие профессиональных политтехнологов у кандидатов и ярких лидеров партийных списков, а также работу в интернете, соцсетях и в «поле» (встречи с избирателями). По данным исследования, соцсети и интернет в целом как инструмент успеха стали такими же значимыми, как полевая агитация, а в ряде случаев даже эффективнее. Политконсультант Филипп Гуров объясняет это тем, что во время пандемии и самоизоляции люди стали больше пользоваться онлайн-инструментами.