Отгремел тринадцатый международный турнир по вольной борьбе памяти великого якутского тренера Дмитрия Петровича Коркина. Он действительно стал самым ярким событием года в постпандемийном и частично-мобилизационном Якутске, когда, казалось бы, ничто не сможет пробудить блеск в тревожно-настороженных глазах горожан. Однако участие звезд крупнейшего калибра, захватывающие сражения на ковре, непредсказуемые повороты в финале, элементы западных спортивных шоу сумели по-настоящему всколыхнуть сердца поклонников спорта.
Тринадцатый турнир финишировал, подарив якутянам смутный проблеск надежды на скорое открытие мирового спортивного пространства. По завершению борцовских баталий на помосте я вспомнил о человеке, которого можно назвать отцом Мемориала легендарного тренера и решил взять у него интервью.
Этот человек – один из учеников и последователей Д.П. Коркина, заслуженный тренер, заслуженный работник физической культуры республики А.А. Лугинов. Мы с Афанасием знакомы давно, я не раз бывал у него в гостях, когда он жил и работал в столице Южной Якутии. Поэтому многие детали его богатой биографии знаю из первых уст.
– Афанасий Афанасьевич, любители борьбы помнят, что вы в конце девяностых годов организовали в Нерюнгри Всероссийский турнир памяти своего тренера Д.П. Коркина. Расскажите, пожалуйста, как удалось добиться проведения таких крупных соревнований, да еще в совершенно неборцовском районе?
– По окончанию Хабаровского института физкультуры в 1977 г. я был принят тренером-преподавателем в республиканское спортивное общество «Трудовые резервы», которое вело физкультурно-оздоровительную работу в системе профессионально-технического образования. А в 1985 году меня направили в молодой город Нерюнгри в СПТУ-12 в качестве укрепления физкультурных кадров. Работая в училище, смог добиться строительства и открытия новой специализированной ДЮСШ, а сам был назначен ее директором. Произошло это в 1989 г.
Всю свою сознательную жизнь я храню в душе глубочайшее уважение и теплую благодарность своему мудрому наставнику Дмитрию Петровичу. Поэтому с целью увековечивания его имени и в дань памяти решил провести турнир с мастерской нормой. Эту мечту вынашивал несколько лет, и ее удалось осуществить в 1999 году. Мою задумку тогда поддержал генеральный директор объединения «Якутуголь» В.Ф. Петров, компания выступила генеральным спонсором.
Организация столь крупного спортивного мероприятия была делом сложным, но город Нерюнгри обладал большими возможностями, имелись достойные специалисты и хорошая спортивная база. До этого, к примеру, проводились соревнования всесоюзного масштаба по баскетболу и боксу. Да и сам я уже к этому времени имел достаточный опыт, поскольку не раз принимал у себя дальневосточные первенства. Чтобы заполнить зрительские трибуны, глава города дал задание школам привести в спорткомплекс двести детей. После чего в нашей ДЮСШ «Эрэл» стали выстраиваться очереди из родителей и детей, желающих записаться на вольную борьбу. Думаю, в Якутске тоже надо использовать этот опыт, приглашать детей на крупные соревнования. Это дало бы толчок в повышении массовости занятий физкультурой и спортом.
Провели пять турниров памяти Д.П. Коркина на призы объединения «Якутуголь», приезжали спортсмены из многих регионов Дальнего Востока и Сибири, ежегодно молодые борцы выполнили норму мастера спорта, немало атлетов получили путевки в большой спорт.
– А как зародилась мысль повысить статус соревнований до международных?
– Это была идея нашего прославленного олимпийского чемпиона Романа Дмитриева. В то время он занимал должность первого заместителя министра по делам молодежи и спорта. Приехав к нам в Нерюнгри на очередные состязания, он заявил о необходимости вывести турнир на международный уровень, чем зажег и меня. С его огромной поддержкой мы начали продвигать этот вопрос. Через несколько лет, даже несмотря на то, что Роман Михайлович перешел на другую работу, наша общая мечта воплотилась в жизнь. И нынче, как видим, Якутск уже в тринадцатый раз принял борцов-вольников из многих государств.
– Хочется узнать подробности, как из простой секции при СПТУ вдруг выросла целая детско-юношеская спортивная школа.
– Занятия секции по борьбе проводили в фойе общежития. Там я познакомился с тренером-преподавателем по вольной борьбе ДСО «Спартак» В.В. Отделкиным, работавшим второй год. Виктор Васильевич сразу понравился мне своим нестандартным мышлением и глубокими знаниями. Мы с ним быстро нашли общий язык, стали работать совместно. Вскоре у меня созрела мечта построить здание и открыть с нуля школу борьбы. Комсомольцы филиала института «Якутгражданпроект», руководимого мастером спорта СССР, чемпионом ЯАССР по вольной борьбе Валерием Николаевичем Колодезниковым, совершенно бесплатно разработали проектно-сметную документацию. Сметная стоимость строительства составила 840 тыс. полновесных советских рублей. И я с этой документацией ходил всюду, дошел аж до руководства Спортлото, до ЦК ВЛКСМ. Когда обратился в Министерство угольной промышленности СССР, мне там сказали, что по всем строительным объектам на сумму меньше 1 млн. руб. вопрос решается на местах (в моем случае – в ПО «Якутуголь»).
И надо же было такому случиться, что мою квартиру затопила соседка сверху, бабушка лет за 80. Она забыла закрыть кран. Пришлось помочь ей: удалил воду, залившую полы, помыл квартиру. Потопы повторились несколько раз. И каждый раз приходилось ей помогать. Старушка жила одна и ей было трудно справляться со своим нехитрым хозяйством, поэтому я стал уделять ей больше внимания, помогать в бытовых вопросах. Она рассказывала, что в городе у ней живет сын, который снабжает ее продуктами, но сам очень занят на работе, постоянно ездит в командировки. Однажды вечером, выйдя на детскую площадку подышать свежим воздухом, познакомился с невысоким мужчиной лет под 60, который отдыхал там на скамейке. Разговорились, и он вдруг говорит: «Моя мама много рассказывает о вас, что вы хороший человек, постоянно помогаете ей». Оказалось, это сын моей соседки.
Выяснилось, что его зовут Владимир Мороз, и он работает директором по капитальному строительству в «Якутугле». Я подумал, что старушку-соседку и её сына послала мне сама Судьба. Постепенно мы сдружились, и в один замечательный вечер, будучи у него в гостях, я раскрыл ему свою мечту. Он сказал буднично: «Занеси мне проектно-сметную документацию». Ознакомившись с кипой бумаг, посоветовал через руководство города выйти на него с предложением, а ПСД отдать в отдел капитального строительства.
Я бегал между исполкомом и горкомом, но явной поддержки не получил, это и понятно – город молодой, надо было строить школы, детские сады, жилье и другие необходимые объекты. Снова обратился к Владимиру Морозу, и вскоре он сообщил, что включил стройку моей школы в план строительства социальных объектов на 1987 год. Для меня это был настоящий праздник! Огромная радость!
Объект был внеплановым, потому строили долго. Чтобы было меньше расходов, изначально проект составили с привязкой к СПТУ-12. Директор училища, прекрасный человек Виктор Павлович Черноусов, сразу дал согласие. Все были поражены, когда на территорию СПТУ прибыл карьерный бульдозер «Комацу» и начал рыть котлован для зала борьбы. Почти два года шло строительство. И тут встает вопрос: на чьём балансе будет находиться новый объект и кто будет финансировать школу? Обратился в Управление профтехобразования, поскольку территория принадлежала ему, но решения не получил. Обращался в спортивные общества, в ресспорткомитет – безрезультатно.
Все это время моим советником, вдохновителем был старший товарищ В.В. Отделкин. Он говорил: «В любом обществе школы всегда должны быть!». И тогда я пошел в Министерство народного образования ЯАССР и в республиканскую ДЮСШ олимпийского резерва при Минобре. Получил хорошую поддержку у директора РДЮСШОР Дмитрия Максимовича Данилова. А в аппарате министерства помогал мой одноклассник Владимир Христофорович Матвеев. Он в одиночку разработал проект бюджета школы и посоветовал, к кому еще обратиться.
В конце концов в результате совместных усилий увидело свет распоряжение Совета Министров Якутской АССР об открытии ДЮСШ в Нерюнгри. Затем вышел приказ Министерства образования, где говорилось: «Открыть экспериментальную детско-юношескую спортивную школу вольной борьбы «Эрэл» в г. Нерюнгри на базе специализированного зала борьбы». А я был назначен директором этой школы. Добился 34 штатные единицы тренеров и 18 единиц административного и обслуживающего персонала. И работа закипела!
– Каких результатов добилась ваша школа?
– Показатели, скажу без всякой скромности, были отличными. В годы моей работы из стен ДЮСШ «Эрэл» вышли три олимпийца, более двадцати мастеров спорта международного класса и свыше семидесяти мастеров спорта. Школа гордится именами Евгении Колодко, Владимира Торговкина, Евгения Коломийца, Екатерины Мельниковой, Анастасии Табаевой, чемпиона Сурдлимпийских игр Василия Стрекаловского.
– Афанасий, я знаю, что вы всей семьей переехали в Улан-Удэ. Расскажите, как вы там обустроились и чем занимаетесь сейчас?
– В столице Бурятии живем уже пятый год. Здесь намного спокойнее, климат мягче. На общественных началах вел оздоровительную работу среди населения. Пытаюсь продвигать здесь якутский мас-рестлинг, я ведь в свое время тренировал многократного чемпиона Якутии в этом виде Николая Колодко.
Также занимаюсь пропагандой уникального тренажера, придуманного Д.П. Коркиным – «Чурапчинской стенки Коркина». Мастерю их в домашних условиях и устанавливаю в спортивных залах. Самую большую такую стенку – на 840 отверстий – установил в зале борьбы Центра спортивной подготовки «Триумф» в Якутске. В настоящий момент после очень серьезной операции нахожусь на восстановительной стадии.
Здесь у нас есть якутское землячество, объединяющее около 40 человек. Вместе отмечаем праздники (в том числе организуем наш национальный Ысыах), проводим различные акции. Так, к примеру, организовали встречу Александра Габышева во время его пешего похода, принимали наших всадников Дугуйдана и Мичила, недавно провели встречу с мобилизованными бойцами из Якутии. В общем, живем активной общественной жизнью.
– Спасибо за интересный рассказ. Скорейшего вам восстановления, счастья и благополучия семье!
Фото из личного архива А. Лугинова
На главной Лугинов с супругой, известной журналисткой Викторией Габышевой