Афанасий Максимов: "Я не вассал Айсена Сергеевича"

11:24 - 9.8.2020 / 10727 просмотров

Афанасий Максимов рассказал Sakhaday о том, как будет развиваться "Сахатэк", за что уважает главу Якутии, кто привел в республику братьев Магомедовых, бывших владельцев "ЯТЭК", оценил свой капитал времен, когда занимался бизнесом активно.

Бизнесмен, в прошлом известный политик Афанасий Максимов заявил о создании новой компании в нефтегазовой отрасли в 2018 году, после смены власти в республике. Недавно Максимов провел рабочую встречу с главой Якутии Айсеном Николаевым, где были обсуждены вопросы развития проекта.

Курс на Арктику

Довольны ли вы тем, что вернулись в информационно-политическую повестку?

- Я деловой человек. Не блогер, хайпом, как принято сейчас говорить, не занимаюсь. А занимаюсь реальными делами. Поэтому вопрос не очень корректный.

Мы запустили проект, по которому нужно давать информацию. Это масштабный проект, который, считаю, определит будущую экономику республики. Вот смотрите, сейчас есть ВСТО, "Сила Сибири", которые завязаны на трубе, потому имеют ограничение по пропускной способности, труба не резиновая. Наш же проект связан с освоением Арктики, с направлением, которое сейчас в нашей стране определено как стратегическое. Мы будем добывать газ и нефть на арктическом побережье и вывозить по Северному морскому пути. По нему, когда он заработает в полную силу, пойдут огромные потоки, потому что сейчас страны Азиатско-Тихоокеанского региона вынуждены перевозить грузы через Суэцкий канал, Мыс Надежды, что небезопасно и затратно.

Что касается углеводородов, то так быстро перестроиться на возобновляемые источники энергии не получится. К тому же нефть многокомпонентна. Оглянитесь вокруг, все что видите, это производное от нефти. На 80% автомашина, на которой вы ездите, состоит из компонентов, полученных от нефти.

Мы от нефти и газа в ближайшие 100 лет не сможем отказаться. А половина ресурсов сегодня лежит в Арктике.

Было сказано о нескольких оформленных лицензиях "Сахатэка". Месторождения находятся в арктической зоне?

- На шельфе получают лицензии только госкомпании - "Газпром", "Роснефть". Мы работаем на прибрежье. Сейчас для нас подходящий момент, так как большие компании в кризисе, им некогда и не до этого. За последние два года мы переработали много информации, проделан огромный анализ. В компании работают бывшие сотрудники "Саханефтегаза", "Якутгазпрома", которые посвятили промышленности всю свою жизнь. Конечно, создавать самим нефтегазовую компанию просто так не дадут, тем более на Арктике, и начать ей выдавать лицензии. Эта отрасль стратегическая и сильно политизирована во всем мире. Нам удалось это, благодаря Айсену Сергеевичу Николаеву. Он вел переговоры на самом высоком уровне, и было получено добро.

Интерес к проекту высокий. В отличие от других добывающих компаний, нам труба не нужна. Планируем работать с японскими, корейскими компаниями, ведем сейчас переговоры. С российской стороны в "Сахатэк" войдет инвестгруппа, которая получит долю, равную 25% плюс одна акция. Скоро должна завершиться процедура оформления документов, тогда узнаете, что за компания.

Какие объемы по добыче, поставке?

- У нас на руках три лицензии, еще шесть надеемся получить до сентября. Оформление лицензии - серьезный процесс, требующий переработки большого потока информации, обоснования геофизических данных. Геологические ресурсы в той местности (на языке геологов - Лено-Анабарский прогиб), где мы собираемся работать, оцениваются в более 2 млрд тонн условных углеводородов. По составу имеет соотношение 60/40 газа и нефти. По грубым оценкам, планируем выйти на добычу до 30 млн тонн условных углеводородов. Проект оценивается в 30 млрд долларов.

Не собираемся ограничиваться анабарскими месторождениями, намерены идти от Анабара до Колымы. Да, амбициозно, но почему бы нет. Займемся геологоразведкой в центральной Якутии, планируем оказывать отраслевые сервисные услуги. Для примера, 13 млн тонн нефти, 10 млрд кубометра газа, добывающихся на территории республики, в денежных объемах - почти полтриллиона рублей. И объемы будут расти. А в добыче 20% - это сервис, объем рынка - 100 млрд рублей. Мы там работаем или нет? То, что нас там нет, выяснилось во время пандемии, когда на Чаянде застряли 10 тысяч человек. Постоянно в нефтегазовой отрасли вахтовым методом работают около 50 тысяч вахтовиков. Не зря Богданов (гендиректор "Сургутнефтегаза" - прим. ред.) построил в лесу полосу, где до пандемии в день приземлялись больше 10 "Боингов". И нас там нет. Это мы теряем огромные налоги, нашим специалистам работать негде.

"Сахатэк" - это не только наш проект, это долгоиграющий проект, горизонты планирования которого 25 лет, а то и все 50, если мы пойдем на восток. И только представьте, мы, якутяне, сами будем отгружать нефть и газ.

ВИС и другие

Из каких источников - 30 млрд долларов?

- Это инвестиции. Во столько оценен проект при условии, что будут получены все 54 лицензии.

На данном этапе кто инвестирует в проект?

- Текущее финансирование осуществляем мы сами - акционеры. Это 2 физлица, одно юрлицо. И, как уже сказал, идет процесс оформления продажи акций инвестгруппе.

Это не ВИС? Как учредитель этой компании оказался среди владельцев "Сахатэка"?

- Вначале группа ВИС заинтересовалась проектом, у нас была договоренность. Позже они пересмотрели свои планы и решили выйти из проекта. И они пришли в проект не с подачи Айсена Сергеевича, это мои знакомства.

А кто новые акционеры? "Росатом"? "Ростех"?

- Это частная известная компания. Не буду пока говорить, какая именно. Информация будет позже.

Модель финансирования: некоторая часть вложения акционеров, а большая - привлеченные средства.

Всех интересует на чем вы зарабатываете сейчас деньги?

- Старые сбережения.

Их настолько много, что хватает до сих пор?

- Я бизнесом занимаюсь с 1990-го года. Думаете, за все это время я бесплатно работал? В 2008 году перед тем, как меня уволили, мои активы были равны 400 млн долларов. Но мои активы были прицельно уничтожены с помощью руководства республики, рейдеров, МВД, прокуратуры.

"Штыров много врет и не краснеет"

Почему в компаниях, связанных с "Сахатэком" в учредителях ваш брат, а вас там нет?

- Всему свое время. Потому что брат там живет, и он зарегистрировал эти компании.

Я считаю, что добывающую промышленность мы потеряли при Штырове (бывший президент Якутии - прим. ред.). Когда он пришел к власти, говорил, что сохраним "Саханефтегаз". И заметьте, когда меня избирали гендиректором, они все [в совете директоров "Саханефтегаза" республику представляли шестеро] голосовали против, один Шипков (бывший председатель правительства Якутии - прим.ред.) поддержал. Но так как у ЮКОСА было большинство голосов в совете директоров, я стал руководителем.

Когда случилась авария на газораспределительной станции в Якутске в 2004 году, Штыров пытался сделать меня крайним, назначил меня начальником оперативного штаба. Хотя логика, конечно, есть, ведь хозяйство было наше. С другой стороны, он не верил, что мы запустим объект. Но мы 13 сентября завершили работы. Мне тогда очень помог Кириенко (первый замруководителя администрации президента РФ - прим.ред.), который в то время был полпредом Приволжья. Необходимое для запуска оборудование поставили в график отгрузки из Башкирии в декабре. А как до этого дожить - у нас зимой суточное потребление газа 10 млн кубометров, а пропускная способность ГПЗ на Хатынг-Юряхе было всего 2 млн кубометров в сутки, резервный ГРС-2 был не достроен. Чем компенсировать остальное, это же огромные деньги и время, завозить столько дизтоплива мы просто физически не успевали. Якутску и центральным улусам грозила эвакуация. И вот только благодаря вмешательству Кириенко, мы получили товар в срок и смогли запустить ГРС.

Или второй случай. Когда я был в отпуске, мой заместитель, тогда мы выполняли госконтракты, приказал отменить отгрузку в Кысыл-Сыре топлива в котельные в Вилюйской зоне и поднял стоимость контракта в 10 раз. Правительство в панике вызвало меня. Я отменил приказ, топливо доставили. И вот недавно Штыров в интервью сказал: "Мы его берегли как зеницу ока". Конечно, после таких действий берегли, обязаны были беречь.

У нас с ним была договоренность защищать интересы республики. Была тысяча возможностей сохранить "Саханефтегаз". Но он все сделал наоборот. И когда Штыров говорит, что "Якутгазпром" (перед которым "Саханефтегаз" имел долг - прим.ред.) стал неуправляемым, он много врет и не краснеет. Он говорит, что не встречался с Магомедовыми (бывшие владельцы "Якутгазпрома", переименованного в "ЯТЭК" - прим.ред.) не встречался до того, как они стали акционерами. А я могу показать бумагу, которая свидетельствует о том, что он встречался с ними за полтора года, как они выкупили компанию, перед самым совещанием набсовета "АЛРОСА", где было принято решение о покупке ею "Якутгазпрома", где он проголосовал за. А на деле сделал все наоборот, чтобы убрать неугодного ему Ничипорука (бывший глава "АЛРОСА" - прим.ред.). Сейчас в интервью рассказывает, что это Максимов привел Магомедовых.

Кириенко и К

Ну вы же были знакомы с Магомедовыми, Медведевым, Дворковичем?

- Вы знаете, Москва не такая большая, а я был не простым парнем и остаюсь им. Я знаком со многими. У меня была авиакомпания "Илин", компания "Илин-тур", которая в год принимала 500 человек. Они приобретали рейтинговые туры. У меня был весь московский свет. Медведев должен был прилететь с Ястржембским (бывший помощник президента РФ - прим.ред.). У нас были готовы вертолеты, в Верхоянских горах, уже стояли шатры по их пожеланию. Но в это время Януковича избрали премьер-министром, и они улетели туда.

Кто еще охотился?

- Не могу раскрывать, это же клиенты. И вот через это, организацию ВИП-охоты и рыбалки, я с многими на "ты".

А с Авдоляном (нынешний владелец компании "ЯТЭК") где познакомились?

- Мы с ним близко не знакомы. Так, сталкивались в общих делах.

С Кириенко поддерживаете связь? И насколько у вас близкое знакомство?

- У нас хорошие отношения. Он на рыбалке был у меня с сыном. Тогда Вова, ну сейчас уже Владимир Сергеевич, вице-президент "Ростелекома", поймал 35-ти килограммового тайменя.

Слушайте, тогда и Путин может приехать порыбачить?

- Может и приедет. Обещал приехать.

"Я в декабре знал, что Николаев будет Ил Дарханом"

А вам польстило, что Айсен Сергеевич, став врио главы республики, одним из первых встретился с вами?

- Мы с Айсеном Сергеевичем в добрых отношениях еще с 90-х годов, со времен работы во втором созыве Ил Тумэна. Конечно, идеальных людей не бывает. Но у него есть одна черта, яркое человеческое качество - он ни с кем не теряет связи. Сейчас привлек в работу людей, которые были в изгнании при прошлом руководстве - Василия Васильевича Филиппова (руководитель Академии наук Якутии), Андрея Сандаминовича Федотова (постоянный представитель Якутии в Москве) и других.

И заметьте, как только Айсена Сергеевича назначили, я первым дал комментарий, потому что я в декабре 2017 года знал, что он будет Ил Дарханом.

То есть получается, все было подстроено, чтобы Николаев пришел к власти?

- Нет, не было подстроено. Сами знаете, что Егор Афанасьевич [Борисов] потенциал выработал.

Скажу, что не стоит укорять Айсена Сергеевича из-за итогов голосования по поправкам к Конституции. У нас со времен Штырова и Борисова был 30% протестный электорат. К нему, перешедшему Николаеву по наследству, прибавились 10% недовольных людей, которые оказались не у власти.

В основном протестный электорат составляют саха, которые чувствуют себя ущемленными, отстраненными. Потому что у нас осуществляются мегапроекты, но мы к ним никакого отношения не имеем: "Сила Сибири", ВСТО.

Висовские проекты.

- ВИС инвестирует.

Из бюджета качает деньги.

- А как вы хотели? Это все делается в рамках федерального закона о государственно-частном партнерстве.

Это понятно. Но зачем кабальные договоры заключать и соглашаться на то, чтобы школа была построена втридорога?

- Кто будет бесплатно свои деньги вкладывать. И этот вопрос не ко мне.

Ну вот, в том числе, и из-за этого люди недовольны и голосуют против.

- Нет, не из-за этого. Протест имеет глубокие корни. В 2000-х республику лишили всего имущества, "Якутуголь", "Якутзолото" продали, "Саханефтегаз" разграбили.

Ну и сейчас это продолжается. Причем так, что появились варяги во власти, которые будут контролировать этот процесс.

- Скажу так. Нехватка кадров везде, в любой отрасли, среди госслужащих, судей, нефтяников, авиаторов. Собственно говоря, я тоже против варягов. Сложилось фактически такое положение, что Айсен Сергеевич вынужден так делать. Правила игры такие. Смотрю начали хвататься за слова нового врио председателя правительства республики, критиковать его. А я скажу, что, слава богу, не пришел какой-то лощеный тип, чей-то сыночек.

Про Солодова (бывший премьер-министр Якутии - прим.ред.) я не могу ничего сказать плохого, мне нравится его искренность. Но он во многих вещах не разбирался, в той же авиации, тушении пожаров. Обещал беспилотники, а я сказал ему, как киркой и лопатой тушили, так и будем тушить.

Я и сейчас критикую власть, при том, что я работаю с Айсеном Сергеевичем. Я же не его вассал.

Соглашусь, что первый вопрос несколько некорректный. Переиначу его. Довольны ли тем, что востребованы?

- Мне скоро будет 56 лет, проработал во многих отраслях, был трижды депутатом Ил Тумэна, городским депутатом, сидел в тюрьме. Жизнь эту я знаю.

Все проекты делают люди. Считаю, что с Матвеем Николаевичем [Евсеевым] тоже несправедливо поступили - он поднял компанию с нуля, а его выставили на улицу. Штыров и Борисов - непорядочные люди. Айсен Сергеевич мудро поступает. Поэтому я и согласился с ним работать. Создадим компанию, я открою дорогу, и через 50 лет мы будем добывать 100 млрд кубометров газа. Почему мы не должны пользоваться тем, что нам дала природа?

Я не против цифровых технологий, это все очень хорошо, это перспективы, это требование времени. Но добывать нефть, газ на глубине 3-4 тыс.метров, перерабатывать, перевозить, вырабатывать энергию - это тоже очень высокие технологии. Те же компьютеры, смартфоны не сделаешь из воздуха. Как раз таки в их производстве используется нефть.

А для вас лично какая выгода?

- Может быть, это миссия моя жизненная - создать крупнейшую, транснациональную компанию в Арктике, которая будет стоить 100 млрд долларов. Я бы хотел, чтобы за мной появились такие же, как я. Мы, якутяне, должны быть собственниками.

Под интервью, которое мы делали с вами три года назад, было много одобрительных комментариев. Многие считали вас оппозиционером, борцом за справедливость, против произвола власти. Вы чувствуете, что сейчас отношение к вам изменилось?

- На самом деле, как метко сказано, самая большая тюрьма, в которой живут люди - это боязнь того, что подумают другие. Поэтому я особо не волнуюсь по этому поводу. Я делаю дело. И всегда этим занимался.

Саша АЛЕКСАНДРОВА

Sakhaday.ru