Выдающийся геолог и палеонтолог России 88-летний Алексей Розанов снова вернулся с рабочей поездки из Ленских столбов. Он продолжает свои труды, посвященные Кембрийскому периоду возрастом 540 млн. лет. Именно в это время на территории Якутии возникла первая древнейшая ассоциация скелетных организмов, ставшая предками всех последующих животных. Академик РАН Алексей Юрьевич желает, чтобы весь собранный материал и будущие достижения науки были собраны в одном месте. Вот почему он добивается строительства в Якутске первого в стране Музея Кембрия, передает SakhaDay.
Впервые будущий академик поднялся на величественные столбы на берегу Лены в далеком 1961 году, когда ему было 25 лет. С тех пор он отправлялся в экспедиции многократно. И на этот раз группа ученых и сотрудников национального парка «Ленские столбы» в верховьях реки Буотомы обследовала выходы томмотских отложений и собрала образцы для лабораторных изучений, содержащихся в них ископаемой фауны.
– Алексей Юрьевич, неужели жизнь зародилась не на нашей планете?
– Мысль о том, что жизнь зародилась не на Земле сопряжена с началом подробного изучения окаменевших остатков организмов в метеоритах, которые старше чем Земля. Я показываю, что Земля не является родиной жизни. Жизнь произошла где-то Там, мы еще не знаем, где.
На фото: на скале Ленских столбов стрелками указаны довольно крупные археоциаты – класс вымерших губок
Поскольку для человечества характерно такое понятие как антропоцентризм — представление о том, что человек царь природы, соответственно, мысль о внеземном происхождении жизни была противна большинству, – начал свой рассказ Алексей Юрьевич.
– Метеорит, падая на Землю, загорается. Как уцелели микроорганизмы?
– Когда метеорит влетает в атмосферу, то его поверхность разогревается, минералогическое составляющее плавится, и образуется тоненькая оболочка, которая является теплоизолятором. А внутри метеорит остается холодным.
Живые микроорганизмы могли прилететь вместе с космической пылью.
– Насколько окаменевшие ископаемые из метеоритов похожи на земные организмы?
– Формы жизни из нашей планеты и космоса очень похожи. Раньше мы думали, что таких мелких форм как в метеоритах на Земле не бывает, но позже обнаружили, что и у нас есть такая мелочь. Приборная база все время совершенствуется: раньше рассматривали без увеличительных стекл, потом в лупу, еще потом в оптический микроскоп, затем появились сканирующие электронные микроскопы. И с каждым годом мы узнаем все больше и больше.
Поэтому уже можно найти окаменелости вполне себе серьезных организмов с ядрами, которых мы называем эукариотами. То, что к нам прилетает, это определенно старше, чем Земля. То, что давным-давно окаменело на других телах планетного типа.
– В чем ценность Алданских дворцов и Ленских столбов с научной точки зрения?
– Побережья Алдана и Лены – это сердце ларца, где зародилась вся мировая скелетная фауна. Не нужно представлять, что скелеты были как у нас – с черепами и т.д., нет, скелеты были и у несложных организмов.
На фото: палеонтологи помечают каждый слой на Ленских столбах
Томмотский ярус на территории Алданского улуса и Хангаласского улуса (Ленские столбы) – это первое подразделение Кембрия и то время, откуда пошла скелетная фауна по всему миру. Вот это основная, огромная по своему значению, ценность дворцов на реке Алдан и столбов на реке Лена.
Больше, чем 50% описанных микроорганизмов на Ленских столбах – это часть мирового фонда изученной скелетной фауны. Так что вся жизнь начала расселяться по планете отсюда 540 млн. лет назад. Названий этих организмов больше тысячи. Приведу в пример самые распространенные: археоциаты, брахиоподы, молюски, красные водоросли.
– Насколько Ленские столбы изменились с 1960-ых годов?
– Вообще, все меняется. Когда я впервые ступил в Якутск, то город был одноэтажный, деревянный никакого асфальта не было. Центральные тротуары были дощатые, где-то текла мутная вода, где-то не было ничего. Двухэтажных зданий, если не ошибаюсь, было два. Все меняется…
На фото: Алексей Розанов в окружении ученых и сотрудников нацпарка "Ленские столбы"
Ленские столбы тоже потихоньку меняются: где-то скала обвалилась, где-то заросла лесом – это обычное явление. Но красота и притягательность Ленских столбов не изменились. Конечно, с точки зрения эстетики – это сильное впечатление. Я сам с удовольствием любуюсь столбами. Однако всем в Якутии нужно знать и помнить, что красота вторична, ценность Ленских столбов не в этом. Таких красивых мест в Мире очень много. Я вполне ответственно заявляю, так как бывал в 40 странах и в некоторых из них месяцами.
А то, что здесь в Ленских столбах был центр скелетной фауны – это мировая жемчужина! С точки зрения науки – это даже мировая алмазина! И об этом знают все ученые Мира старшего поколения. Например, у Красноярских столбов тоже красивый рельеф, туда толпами ходят туристы, но с точки зрения науки – это не так важно, – поделился Алексей Юрьевич.
*** *** ***
Отметим, что Алексей Розанов продвигает идею Музея Кембрия с 2021 года. Строительство музея в Якутске создаст условия для дальнейшего изучения флоры и фауны, а также станет новой главой в развитии национального парка «Ленские столбы».
Также независимо от того, быть или не быть музею, нацпарк хочет создать на своей территории видеоцентр Кембрия, где любой желающий сможет познакомиться с древними формами жизни в цифре.