Александр Ким-Кимэн прокомментировал скандальное постановление Конституционного суда Якутии
Председатель Конституционного суда республики Александр Ким-Кимэн прокомментировал скандальное постановление о толковании положений Конституции республики, которое включает понятие "коренной народ" в проекте «Актуальное интервью» на телеканале «Саха 24». Ведущая передачи - Татьяна Черемкина.
Стенограмма подготовлена Секретариатом Конституционного суда Республики Саха (Якутия)
Александр Ким-Кимэн:
- Во –первых, я хотел бы немного дистанцироваться от политической подоплеки, и как судья Конституционного суда, я должен говорить о юридическом акте. В первую очередь должен быть посыл: «Конституция Республики Саха (Якутия) является Основным законом и в ней, в преамбуле, четко подчеркивается, что «мы многонациональный народ Республики Саха (Якутия), выражая волю к сохранению исторически сложившейся государственности республики, принимая во внимание вхождение Якутии в состав Российского государства в XVII веке, образование в 1922 году ЯАССР как признание государственности Якутии…». Исходя из этого, в реальности речь не идет о поправках Конституции республики.
Поскольку речь идет в данном случае о толковании конкретной нормы. Я хочу подчеркнуть, что Конституционный суд республики является высшим органом судебной власти, который предназначен для защиты конституционного строя и в соответствии с 88 статьей, её пунктом 5 мы в числе наших полномочий имеем полномочие официального толкования Конституции.
В данном случае, в июле этого года, депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) Михаил Габышев обратился в Конституционный суд с запросом о разъяснении отдельных положений Основного закона, а именно статьи 42. Которая гласит в первой части: «Республика Саха (Якутия) гарантирует сохранение и возрождение коренных народов республики, а также русских и других старожилов». И вторая часть: «Республика Саха уважает традиции, культуру, обычаи коренных народов республики и коренным малочисленных народов Севера, защищает и обеспечивает их неотъемлемые права».
По мнению заявителя, указанные нормы трактуются неоднозначно, так как нет четкого критерия или определения, что такое «коренной народ», и кого мы должны под этим понимать. Вот почему он считает, что в связи с отсутствием определенности в этом вопросе гарантии в отношении них не реализуются в полном объеме.
По итогам рассмотрения данного обращения, которое проходит открыто, с участием представителей органов государственной власти: законодательной, исполнительной, в том числе и Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера, мы рассматривали этот вопрос и приняли соответствующее Постановление от 21 октября текущего года. Данное Постановление вы можете найти на официальном сайте Конституционного суда РС(Я). Далее, это Постановление опубликовано уже в газете «Ил Тумэн», также будет опубликовано в газете «Якутия» и «Саха Сирэ», т.е. мы здесь выполняем конституционную гарантию о двуязычии при наличии двух государственных языков.
Хочу отметить, что в мотивировочной части данного Постановления дается разъяснение применения в Конституции понятия «коренной народ», а именно, что понятие «коренной народ» относится к терминологии международного права. И в данном случае в ней даются ссылки на международные акты, в том числе по конвенциям. Конвенция № 169 «О коренных и племенных народах в независимых странах». Хотя мы знаем, что в РФ данная Конвенция не была ратифицирована, но позиция Конституционного Суда Российской Федерации, гласит о том, что в данном случае, согласно выраженной им в Определении от 10 февраля 2016 года, это не исключает возможности учета и использования ее положений при формировании российского законодательства в этой сфере.
Безусловно, мы исходим из того, что конвенционное определение, выделяет следующие основные признаки и элементы понятия «коренной народ»: - эти народы являются потомками людей, населявших какую-либо территорию до прибытия туда другого населения; - недоминирующее их положение по сравнению с другими слоями общества; - культурные и другие отличия от остальной части населения; - осознание ими своей принадлежности к коренному народу; - стремление сохранить свою землю и этническую самобытность в качестве основы для продолжения своего существования как народа.
И здесь я хочу отметить и нормы части 1 статьи 44 и статьи 46 нашей Конституции, в соответствии с которыми территория Республики Саха (Якутия) принадлежит ее многонациональному народу. Мы исходим из приоритета данного права, т.е. нет для кого-либо исключительных прав и это должны каждый из нас понимать правильно. В тоже время, у нас в республике есть государственные языки: это русский язык и язык саха, а языки коренных малочисленных народов Севера являются официальными в их местах компактного проживания, т.е. это данность и конституционная гарантия, которая должна сегодня исполняться.
Далее, я хотел бы отметить, что поскольку равенство и самоопределение народов России входят в состав основополагающих начал российской государственности и поскольку конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации непосредственно связан с положением коренных народов, то конституционное регулирование положения коренных народов республик в составе Российской Федерации не противоречит природе и принципам российского федерализма.
Мы живет в РФ, которая является демократическим, правовым и федеративным государством. Применительно к Якутии принадлежность ее территории к жителям края – якутскому народу – наверное, является неоспоримым, поскольку это исторический факт. В следующем году мы будем отмечать 385-летие вхождения Якутии в состав Российского государства. То есть если говорить, в переводе на якутский язык: «Саха Сирэ Ырассыыйа састаабыгар киирбитэ 385 сыла».
И в данном случае я хочу подчеркнуть, что в 1922 году в соответствии с декретом ВЦИК была образована Якутская Автономная Советская Социалистическая Республика, т.е. выражение «якутская» или «якутский народ» - это мы понимаем и с этим как бы все согласны. И таким образом, я хочу отметить, что в резолютивной части Постановления Конституционного суда говорится, что положения ч. 1 ст. 42 по своему конституционно-правовому смыслу означают признание территории Якутии родной землей и исторической родиной якутского народа, источником уникальной культурной и языковой идентичности, а конституционно-правовой статус республики — формой его социально-политической и государственно-правовой организации, как исторически своеобразной национальной общности в составе Российского государства.
Поэтому, в данной связи, я хочу дать четкое разъяснение на основе тех положений, которые заложены в нашем постановлении.
- Одно из Интернет изданий озаглавило свою статью вот буквально так: «Якутия объявила русских и чукчей некоренными народами». Так ли это на самом деле?
Александр Ким-Кимэн:
- Ну, конечно же, это не так. Об этом в Постановлении нет ни единого слова, а публичные размышления о том, что «если какое то понятие отсутствует, то значит, оно исключается, - по меньшей мере, алогично, а с другой стороны может быть и провокационным.
Мы сегодня понимаем, в какой ситуации находится Российская Федерация. В условиях международной изоляции. Давайте посмотрим, о чем говорили на заседании Совета по межнациональным отношения, которое проводил наш лидер общенациональный – Президент РФ. На сегодняшний день 80% населения говорит, что межнациональные отношения строятся на достаточно высоком уровне. И этот факт наглядный. Республика Саха (Якутия) является не только самой большой по территории, но и многонациональной. Поэтому мы все должны дорожить этим единством, и в этой связи, я хотел бы призвать, чтобы юридическому акту не придавали какую-то политическую подоплеку, выдергивая из контекста. Потому что юридический акт нужно в целостности прочитать и в целостности воспринимать.
- Александр Николаевич, а как вы думаете, почему появляются такие некорректные комментарии?
Александр Ким-Кимэн:
- Я хочу отметить, что на самом деле в нашей Конституции есть толерантный подход, когда вообще о якутском народе нет слова: есть язык народа саха, но о якутском народе нет слова. Но с другой стороны никто не должен умалять роль якутского народа в развитии государственности Якутии, в развитии государственности России. Ведь мы признаем, что вот эта наша дружба многовековая, и то, что Республика Саха (Якутия) в числе первых поддержала Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, принятую 12 июня 1990 года, а мы приняли 27 сентября 1990 года, это в основном в поддержку Декларации о государственном суверенитете России. Второе, мы были одними из инициаторов заключения Федеративного договора, который является, будем говорить, основой для федеративной сущности нашего российского государства, которая при разработке Конституции РФ была принята за основу, т.е. она выполнила свою историческую миссию. Поэтому я считаю, что в данном случае эти моменты должны учитываться особо. Более того, в конституциях республик в составе РФ есть четкие определения, например: в Республике Алтай – что «Республика Алтай, являясь единственным очагом и хранителем алтайской национальной культуры», или в Степном Уложении Республики Калмыкия: «Республика Калмыкия, являясь единственным очагом и хранителем калмыцкой национальной культуры», или Конституция Республики Северная Осетия-Алания, где говориться «Осетинский язык является основой национального самосознания осетинского народа», т.е. не говорить о народе, наверное, тоже не очень здорово, да? А с точки зрения того, кто вносит в конституцию изменения, это уже прерогатива Государственного Собрания (Ил Тумэн) – нашего парламента.