2020 год стал годом подведения итогов реализации главного стратегического документа республики, на котором базируется ее нынешнее развитие. Речь идет о Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года.
Мало кто проводит параллели между своей жизнью и стратегическим документом, но на самом деле они совершенно очевидны. Более того, траектория развития Якутии была заложена не только в Схеме-2020 (как коротко называют этот документ), но многим ранее. Об этом, ознакомившись с телефильмом «По следам Схемы-2020», где подводятся итоги ее реализации, рассказывает заместитель ректора Северо-Восточного федерального университета, кандидат экономических наук, член-корреспондент Российской инженерной академии, заслуженный работник народного хозяйства Республики Саха (Якутия) Александр Андреевич Кугаевский.
- Александр Андреевич, как вы оцениваете телефильм и в целом результаты реализации Схемы-2020?
- В последнее время опубликовано уже немало материалов в средствах массовой информации, где обсуждаются результаты реализации Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. С большим интересом посмотрел фильм «По следам Схемы 2020», все так и было, на этом начиналась Схема-2020.
Да, действительно, прогнозные и плановые показатели Схемы в основном выполнены и часть из них с опережением намеченного графика. Тем не менее, для тех, кто был непосредственно занят в разработке идеологии и в подготовке этого серьёзного документа, кто управлял ходом реализации Схемы настала пора более глубокого анализа того, что было заложено в оценки ситуации тех лет, в прогноз ее развития. Надо проанализировать, какие методы сработали, что надо переработать, в чем ошиблись, насколько продвинулись вперед. Это не менее важный и интересный этап работы.
Первое, что следует сделать – сказать слова благодарности В.А. Штырову за такую организацию работы на посту Вице-президента, Председателя Правительства и Президента Республики, когда здравые идеи экономического развития и государственного управления получали путевку в жизнь. История разработки и реализации Схемы-2020 занятна еще с одной стороны, внешне она не видна, ее не оценишь высокими показателями – это научная подготовка, создание системы и механизмов государственного управления развитием северных территорий в новых, так называемых, «рыночных» условиях. Это то, без чего невозможно ни построить путь движения, ни достичь каких-либо результатов.
Когда в конце 80-х в 90 годы на мутной волне реформаторства, один из реформаторов на обломках плановой системы управления страной провозгласил – «Не сметь командовать!», Север просто рухнул. Все хозяйственные связи были разрушены, система государственного планирования экономики ликвидирована, вопрос об обеспечении «северного завоза» превратился в жизненную проблему номер один. Для решения ее северяне получили другую рекомендацию от неодемократов – «Вывезти всех из Севера!». При всей несуразности таких рекомендаций, чуть не ставших сутью государственной политики управления развитием Севера, восстановление системы регулирования и управления экономикой стало задачей жизненно важной, что требовало большого труда и решительных действий.
Если живешь в какой-нибудь маленькой европейской стране, вопросы рыночного регулирования производств, распределения и потребления продукции решаются без особых проблем, как по учебнику. Другое дело, когда самая большая в мире страна площадью 17 млн. кв. км. растянута с востока на запад более чем на 10 тыс. километров, когда ресурсы добываются в одном конце, перерабатывающий индустриальный комплекс размещен преимущественно в другом конце страны, когда транспортная инфраструктура, связь становятся важнейшими жизнеобеспечивающими отраслями при большом природно-климатическом разнообразии регионов и экономических условий. При таком государственном устройстве государственное участие в управлении и регулировании рынка товаров и услуг не прихоть, а жизненная необходимость. Вот такая проблема встала перед республикой с момента начала перехода к рынку.
Разработка государственных документов, таких как Схема развития и размещения производительных сил СССР, республик и регионов, последующей за ней Схемы территориального планирования производились регулярно. Во главе этой разработки стоял Госплан СССР и его главный институт Совет по изучению производительных сил АН СССР, который консолидировал все научные и производственные силы в этой работе. Наша республика очень активно участвовала в этих разработках. То есть был большой научный опыт советского периода и еще сохранились человеческие ресурсы, кто мог заняться этой разработкой в новой ситуации.
Рождению Схемы-2020 предшествовал ещё один важный момент в нашей научной и хозяйственной жизни, в становлении системы государственного управления – это разработка беспрецедентной для своего времени федеральной Программы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) (Программа «РосСаха») с горизонтом планирования 10 лет. Беспрецедентной, потому что страна формировала новую систему федеративных отношений. Все делалось с чистого листа. Концепцию этой программы мы разрабатывали в коллективе: Татаринов С.В., Алексеев А.Н. и ваш, как принято говорить, покорный слуга Кугаевский А.А. Руководил всем проектом Вице-президент, Председатель Правительства В.А. Штыров. Это был 1993 год.
Переработали массу информации об отечественном и зарубежном опыте разработки отраслевых и региональных программ. Попутно с большим удивлением узнали, что в основу знаменитой американской программы восстановления реки Теннеси легла практика разработки и реализации нашего Плана ГОЭЛРО! Кто не знает эту аббревиатуру – Государственный план электрификации России (декабрь 1920 г.). Надо было понять, как должна быть построена система стратегического планирования в условиях, когда наряду с государственными предприятиями возникло множество частных или со смешанной формой собственности предприятий. Лозунг «Не сметь командовать!» быстро упразднили, так как северное хозяйство не могло существовать без вдумчивого планирования. Оказалось, что выжить в одиночку просто невозможно.
Затем, когда утвердили Концепцию, подключился большой коллектив ученых, пригласили в разработку ведущие московские институты, ведущие предприятия. Создали оригинальную, не имеющую аналогов, схему управления программой. Дирекцию Программы, в коллегию которой вошли представители федеральных и республиканских, органов власти, ученые, возглавил ее Юрий Николаевич Прокопьев. В 1995 году Вячеслав Анатольевич с блеском защитил и Программу, и организацию управления программой на заседании Правительства России. Ход реализации регулярно докладывался на совместных заседаниях Коллегии и Дирекции Программы. Все эти инициативы были рождены в республике, многие из них потом были тиражированы в Правительстве и в регионах Российской Федерации, легли в основу государственного программирования социального и экономического развития. Такова была предыстория постановки вопроса о разработке Схемы-2020.
- А как было принято решение о самой разработке документа?
- Задача разработки Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года была поставлена Президентом В.В. Путиным в январе 2006 года на совещании, которое проходило в г. Якутске, а уже через год -- в 2007 году -- представлена и одобрена Правительством РФ (Протокол № 5 от 8.02.2007 г.). На тот момент это был единственный в стране документ стратегического планирования, где были учтены и согласованы интересы федерального и регионального уровней и представлены в едином документе, обязательном для исполнения всеми участниками.
С этого времени реализация Схемы-2020 была в зоне постоянного контроля со стороны Правительства РФ. На совещании в г. Мирном 21 августа 2009 года, как сообщало РИА «Новости», Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин в числе многих важных вопросов вновь вернулся к теме исполнения Схемы комплексного развития и дал соответствующие поручения.
Еще один штрих к формированию федеративных отношений и государственной системы регулирования экономическим развитием регионов с совещания в г. Мирном, где много внимания было уделено развитию алмазной промышленности. Особенность 2009 года -- мировой финансовый кризис. Как правило, в годы кризисов падает спрос на предметы роскоши, в том числе на украшения, на драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них. Падает спрос и на алмазное сырьё. Для нашей АК «АЛРОСА» 2009 год сложился тяжело. После непосредственного ознакомления с производством и проблемами кризисного года В.В. Путин сделал важное для отрасли заявление «…отрасль в силу сложившейся мировой конъюнктуры находится в сложном положении и нуждается в поддержке. Считаю, что общий объем поддержки отрасли в этом году должен составить 30-35 миллиардов рублей». Эта поддержка выразилась в том, что в российскую казну были выкуплены алмазы на указанную сумму. Так родился еще один элемент в системе государственного регулирования – поддержка бюжетообразующих отраслей в ситуации мирового финансового кризиса. Эта практика повторилась и в 2020 году, в год пандемии.
Таким образом, республика интенсивно и успешно развивала систему государственного регулирования и управления социально-экономическим развитием, вместе с тем формировались правила федеративных отношений, которые базировались на согласовании интересов и возможностей непосредственного участия в развитии территорий. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года занимает в этом процессе значительное место. Эта трудная работа не видна, но без нее нельзя успешно решать большие задачи.
Маргарита Нифонтова
Фото News.Ykt.Ru