Алексей Чертков: странности Оппенгеймеров

7:42 - 8.8.2023 / 1360 просмотров

Фильм «Оппенгеймер» собрал свыше 500 миллионов долларов и стал самым кассовым фильмом о событиях Второй мировой войны. Мне же в связи с этим вспомнилась история как я в группе депутатов ГосДумы РФ и помощников оказался в мае 2005 года в штаб-квартире «Де Бирс» в​ Йоханнесбурге, ЮАР. Первая странность заключалась в том, что ни с того ни с сего дебирсовцы пригласили к себе российских депутатов —​ представителей ведущих профильных комитетов нижней палаты - по природным ресурсам, бюджету и​ налогам,​ по делам Севера и Дальнего Востока. В нашей компании оказались и председатель комитета по природным ресурсам ГосДумы, в последствии губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова, и​ депутат от Якутии Виталий Басыгысов, и много других знаковых личностей российской политики. Якутия во главе с Михаилом Николаевым в свое время​ стала первым и единственным регионом, с которым «Де Бирс» подписывал торговые соглашения, имеющим федеральное значение.

​ Вторая странность —​ открытость южноафриканских британцев: мы побывали на​ самом известном алмазном руднике Южной Африки в Кимберли​ «Премьер» ("Большая дыра"), технологически совершенном в подземной добыче руднике «Финч». С нами носились как с самыми дорогими гостями, показывали последние разработки и технологии сортировки алмазов. ЮАР —​ большая страна и перемещались мы​ из города в город​ ​ на небольшом спецлайнере. Сопровождал россиян​ исполнительный директор "Де Бирс" Гэрри Рейф (он непосредственно​ и руководил алмазным бизнесом компании, отвечал за работу с русскими). ​ На заключительном вечере, в доме Ники Оппенгеймера собрался весь руководящий состав корпорации, менеджеров обязали присутствовать на приеме​ вместе с супругами. Обычный просторный дом хозяина мировой алмазной империи обставлен просто и со вкусом: мебель из ценных сортов дерева, никакой позолоты, блеска, роскоши. На фортепиано огромная коллекция семейных фотографий.​ ​ Супруга Ники —​ Орчиллия с радушием показала дом, рассказала о семейных традициях.​ ​ В большой зале были расставлены круглые столы с изящной посудой из коллекции Дома Романовых. Я обратил на странность корпоративной рассадки гостей —​ мужья и жены менеджеров «Де Бирс»​ сидели за разными столами (мы потом шутили —​ чтобы супруги​ не мешали мужчинам выпивать). Я почему-то​ ​ оказался за столом​ рядом с​ Джонатаном, сыном Ники​ Оппенгеймера,​ правнуком англо-американского основателя корпорации​ Эрнеста Оппенгеймера.​ Джонатан показался мне вполне приличным парнем, без снобизма, добродушным и веселым. Пили южноафриканское красное вино.​ Я его расспрашивал о том, как он участвует в управлении компанией, чем увлекается. Любовь Оппенгеймеров в этой семье —​ это охота и вертолеты. Рядом с домом, на лужайке​ действительно парковался небольших габаритов​ коптер. В то время поражала роскошь убранства домов​ новых русских нуворишей с​ золотыми унитазами а-ля Брынцалов. Образ жизни​ Оппенгеймеров​ говорил о другом: скромность, умеренность, лаконичность во всем,​ простота и семейные ценности. К слову, на руке у главы «Де Бирс» были надеты обычные пластиковые часы желтого цвета. «Что за странный выбор?», —​ спросил я его. «Удобно. Это для полета на вертолете», —​ ответил​ Оппенгеймер. ​ Открытием званного ужина в честь нашей​ делегации для меня стало отсутствие традиционных тостов. За сотрудничество, за гостей, за хозяев…​ Собравшиеся в просторной гостинной люди были предоставлены друг другу, непринужденно обсуждали нащупанную в ходе застолья тему, если, конечно, удавалось, ведь видели друг друга впервые. Наконец, когда настало время закругляться, Ники Оппенгеймер провозгласил один-единственный​ тост в честь нашей делегации, подчеркнув, что ужинали мы на раритетной посуде из коллекции Эрмитажа.​ ​ И последняя странность —​ в ходе визита​ Гэрри Рейф заявил о новой стратегии сотрудничества "Де Бирс" с Россией, об​ инвестициях в геологоразведку и добычу российских алмазов, но вскоре ушел в отставку или его ушли в отставку.

В итоге это оказался прощальный ужин с главным управляющим транснациональной махины, контролирующей мировой​ алмазный трубопровод.​ Н. Оппенгеймер​ в 2011 году продал свою 40%-ную долю в "Де Бирс" за 3,2 млрд фунтов стерлингов или​ 4,6 млрд долларов. Сейчас он сохраняет инвестиции в Южной Африке и в горнодобывающую группу Anglo American. ​ А что до фильма «Оппенгеймер» с Киллиан Мерфи о создателе атомной бомбы Роберте Оппенгеймере, то, если покопаться, можно найти связь с историей компании «Де Бирс» времен Второй мировой войны. Ранее​ бывший глава ЦРУ, адмирал Стэнсфилд Тернер утверждал, что "Де Бирс"​ ограничила доступ США к промышленным алмазам, необходимым для военных действий страны во время Второй мировой войны. Штатовцы нажаловались на Оппенгеймеров Черчиллю, однако американская разведка была крайне удивлена, когда​ выяснилось, что британские​ правительственные чиновники являлись бывшими высокопоставленными сотрудниками «Де Бирс». Ну и закрутилась там у них лихая шпионская разборка. На фото: В.Путин и​ Н.Оппенгеймер ​

Sakhaday.ru