Сегодня новейшие ИТ сервисы и технологии в АЛРОСА охватывают все направления ее деятельности от геологии, производства, снабжения и сбыта до организации работы всех вспомогательных служб. За последние несколько лет запущено более 100 таких проектов по разработке, эксплуатации систем, их поддержке и развитию.
Как отметил директор Мирнинско-Нюрбинского ГОКа АЛРОСА Алексей Коваленко, внедрение информационных технологий на производстве существенно влияют на самые разные процессы – на увеличение скорости добычи, рост производительности труда, увеличение прибыли и доходов компании. Это позволяет создавать новые рабочие места, комфортные условия труда для наших сотрудников, автоматизировать те процессы, которые раньше было гораздо сложнее и дольше выполнять. В свою очередь успешное развитие производства оказывает непосредственный эффект на социально-экономическое развитие республики. Коваленко уверен, что внедрение ИКТ-технологий в компании – это прямой путь к увеличению доходов республики. А подробнее об этом вы узнаете из интервью, которое открывает серию бесед с руководителями ГОКов компании.
- Алексей Анатольевич, в 2019 году была принята новая Стратегия ИТ-развития компании. Скажите, какие ИКТ внедрены на вашем предприятии сегодня?
- Одним из самых крупных и важных нововведений стало внедрение автоматизированной системы управления производством (MES). Эта система позволяет аккумулировать в едином диспетчерском пункте все рабочие процессы, здесь же ведется постоянная их оценка, анализ состояния карьеров и обогатительных фабрик. Если раньше информация собиралась вручную по цепочке специалистов и подразделений, то сейчас отчет формирует один специалист на основе данных системы. Это в разы сократило время сбора информации, что критически важно для всех процессов на производстве.
Кроме того, мы модернизировали центральную диспетчерскую нашего ГОКа. Теперь диспетчеры получают наглядную информацию о производственном процессе в карьерах и на фабриках, а также сигналы о сбоях в работе. Так, в диспетчерской установлена видеостена для оперативного отображения ситуации. Диспетчер в онлайн-режиме видит на мониторе всю технику, работающую в карьере. При необходимости он может вносить корректировки в рабочий процесс, чтобы уменьшить или исключить простой техники. Это тоже очень положительно влияет на устройство рабочего процесса, на его слаженность и стройность.
Кроме управления производством, у нас также были внедрены автоматизированные системы горного инженерного сопровождения и горного проектирования. Это специализированные программы для горнодобывающей промышленности. С их помощью мы проводим геологоразведку, проектируем, планируем и контролируем практически весь ход горных работ.
Так что, могу вас заверить, использование новых информационных технологий в нашей работе однозначно способствует обеспечению безопасности наших сотрудников, облегчению их труда, повышению эффективности самого производства, что, как вследствие, ведет к упрочению позиций компании.
- Вы рассказали о том, что диспетчер онлайн может реагировать на все изменения в технологическом цикле добычи алмазов. В этом и есть эффект от эксплуатации внедренной системы?
- Впервые в АЛРОСА полноценный центр управления горными работами появился на Нюрбинской площадке. Теперь центр управляет не только движением техники, но и доставкой работников, отправкой техники на ремонт, там же следят за временем и сроками исполнения этих процессов. Так, за счет оптимизации этих задач мы выиграли где-то пять минут, где-то полчаса, в общей сложности мы повысили эффективность производства на 5%. Но не только за счет внедрения технологий, но и приобретения опыта нашими сотрудниками, коллегами. А опыт здесь является ключевым фактором.
- Считается, что внедрение ИТ-технологий в производство непременно должно привести к сокращению количества рутинных операций и к сокращению физического труда. Так ли это?
- Определенно точно можно сказать, что физический труд в этой области мы не заменим. За всей нашей работой стоит человек, его руки, мозг, трудовые знания, умения и навыки. Нужно понимать, что все эти технологии без человека, его знаний, умений и навыков не имеют смысла. Функция человека состоит в том, чтобы использовать потенциал технологий для увеличения эффективности производства. Поэтому использование новых технологий значительно облегчило работу диспетчеров и специалистов производственно-технического отдела. Сегодня наши специалисты работают в хороших условиях, им доступны новые сервисы и технологии для организации рабочего процесса.
- В своем выступлении на майском Хозактиве компании Вы сказали, что за последние несколько лет по-новому взглянули на возможности цифровых технологий…
- Если обратиться к предыстории трансформации, то все началась в 2019 году на Нюрбинском ГОКе, когда был реализован проект повышения операционной эффективности. Тогда были предприняты меры, которые обеспечили большую продуктивность труда на каждом этапе, на каждом участке производственного процесса по добыче алмазов. Это повышение производительности горного оборудования за счет исключения простоев и рост производительности обогатительной фабрики. Благодаря внедренным мероприятиям, мы достигли общего эффекта в повышении объемов производства более чем на 20%. Так была внедрена система, позволяющая собирать поминутную статистику работы оборудования и ежечасно работать на устранение узких мест из централизованной диспетчерской по всей производственной цепочке.
- Как сказалось использование новых цифровых продуктов на качестве планирования работы?
- В результате централизации мы получили достаточно высокую скорость перепланирования. Теперь один эксперт формирует горные работы, грузоперевозки, обработку, технико-экономические показатели по основному горному оборудованию. Также сделан приоритет на основную инвестиционную единицу – погрузку. Экскаватор не должен простаивать, поэтому был увеличен парк самосвалов на Нюрбинской площадке. Еще мы регулярно актуализируем проектные и технические решения. Кроме того, внесли изменения в методики планирования технико-экономических показателей. Наконец, внесены изменения в календарные планы по месторождениям и в планирование режимов работы обогатительной фабрики. Так, с использованием новых цифровых продуктов нам удалось повысить производительность и эффективность использования оборудования в целом и сократить некоторые рутинные операции наших сотрудников.
- Ранее сообщалось, что в рамках II этапа дорожной карты в 2021 году реализован проект беспроводного мониторинга на гидротехнических сооружениях Удачнинского ГОКа, а с 2022 году планируется установка системы на других площадках. Как обстоят дела с эксплуатацией этой системы?
- Да, внедрение системы мониторинга продолжается, и в данное время на Накынской площадке она практически завершена. Эта система также позволяет исключить человеческий фактор, получать информацию с большей частотой и, как следствие, раньше реагировать на изменение ситуации. Системы недешевые, но надежность, исключение экологических рисков, безопасность и комфортная работа наших сотрудников – это приоритет нашей компании и одно из основных требований культуры производства для каждого специалиста компании.
В свою очередь, мы работаем над тем, чтобы поддерживать молодые кадры и тренд на цифровизацию промышленных процессов. Также мы надеемся найти точки соприкосновения компании и головного университета республики. АЛРОСА заинтересована в сотрудничестве с СВФУ, в том числе, в вопросах подготовки молодых специалистов. Нам важно оказывать экспертную поддержку студентам, вовлекать их в нашу работу. И мы, конечно же, будем рады, если выпускники университета станут частью команды АЛРОСА.
Беседовал Андрей ШИЛОВ