Гид компании «ИнЯкутия» Ильнур Садриев нашел письмо альпинистов из казахстанского турклуба «Меридиан» на перевале Момского хребта. Группа из восьми мужчин из Павлодара совершила пеший поход в 1983 году. SD отыскал одного из участников трекинга — Владимир Кушнир побывал в Якутии, когда ему было 22 года. Ему запомнились дома на сваях, нетемные ночи, кнопка в маршрутных автобусах для вызова милиции, вкусная морошка и поразила то, насколько хрупкая северная природа.
Владимир Кушнир значится в списке туристов из Казахстана, которые совершили пешее путешествие по Момскому хребту в июле 1983 года, последним. Житель казахстанского города рассказывает, что в тот год вернулся из армии и в тургруппе был самым молодым. Его позвали в поход, когда он приехал домой с очередного восхождения в горах Кыргызстана.
— Сказали, намечается поход пятой категории сложности, я подумал, почему бы и нет. Разумеется, мало что знал о Якутии, — рассказывает Кушнир. В Якутск группа попала через Новосибирск, а дальнейшую дорогу до Момы он не помнит. На месте в какой-то момент воспользовались возможностью разгрузиться, переложив вещи на трактор.
— Дошли до ущелья, и при развороте техника гусеницами задела и выдернула пласт земли, а там — лед. Прямо как по живому. Я тогда поразился тому, насколько ранимая природа Якутии, — вспоминает Владимир Кушнир.
В найденной через 40 лет записке говорится, что 20 июля 1983 года путешественники спустились с перевала Чукча Южный Момского хребта и оказались в верховьях реки Джапкапчан. Высота перевала 2290 м, говорится в письме.
— Тура и записку мы не обнаружили. Предлагаем назвать данный перевал Безымянным и оценить 2А категории сложности. С перевала Безымянный начали спускаться в 13:30 к леднику. Далее выход к реке Чукча. Записку о первопрохождении просим выслать по адресу, — говорится в письме, которой указан адрес турсовета Казахстанской ССР в Алматы и облсовета в Павлодаре.
В то время туризм был плановый и самодеятельный, объясняет Кушнир. Группа, побывавшая в Моме, организовала поход самостоятельно.
— Возможно, до нас тоже кто-то был на этом перевале. Но мы тура и записки не нашли, поэтому оставили это найденное сейчас письмо, — объясняет альпинист.
Участники похода в Якутию потеряли связь друг с другом. Кто-то уехал из страны, кто-то из Павлодара, а руководитель группы Анатолий Кораблев умер.
— Мне передали, что Батуев, который отвечает за туризм в нашем городе, ищет меня. Видимо, хочет передать записку, — говорит Владимир Кушнир.
Страсть к трекингу в горах и альпинизму Кушнир сохраняет до сих пор. Зарабатывал на жизнь, занимаясь промышленным альпинизмом. Сейчас он находится на пенсии.
— Конечно, интересно было бы побывать в Якутии еще раз. Там, где в озере рыбу руками ловят, где я впервые пробовал морошку, где нам приходилось ложиться спать в темных очках из-за того, что вечерами было непривычно светло, — говорит Владимир Кушнир.
Разыскать SD участника пешего похода на Момские горы помог гид из Павлодара Максим Коновалов.