Артур Алексеев: Мост через реку Лена мог быть построен давно

14:59 - 14.11.2020 / 4917 просмотров

Мы продолжаем серию публикаций, посвященную подведению итогов реализации Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, определившей главные векторы развития Якутии за последние два десятилетия.

Артур Николаевич Алексеев, в разные годы занимавший ключевые посты в руководстве республики, считает, что Схема-2020 стала прямым продолжением разработанной в начале 1990-ых годов Программы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). А если заглянуть еще глубже – то оба этих документа появились на основе разработок, сделанных еще в советское время. Хотя по реализации Схемы-2020 сделано немало, многие цели еще не достигнуты, а поставленные задачи остаются актуальными до сих пор.

- Артур Николаевич, в республике в середине 2000-ых годов был разработан документ, согласно которому Якутия развивается до сих пор -- это Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Есть мнение, что ее появление отчасти стало возможным в том числе благодаря ранее сделанным разработкам. Так ли это?

- Да, конечно, именно так. Потому что если говорить о том, какие проблемы стояли и стоят перед экономикой республики, что нужно сделать для ее социально-экономического развития, то на самом деле они были изучены (если сделать экскурс в прошлое) еще в первые годы советской власти. Когда по настоянию Максима Кировича Аммосова, по его инициативе, была направлена экспедиция Академии наук Советского Союза в нашу республику для изучения экономического потенциала республики, что было очень важно для перспектив развития. Кроме того, как известно, вся страна, весь Советский Союз, развивался по пятилетним планам, которые в свою очередь составлялись на основе долгосрочных четверть вековых прогнозах.

И ориентиры, вехи, которые были заложены в те далекие годы, по сути дела не изменились, они остались актуальны и до сегодняшнего дня. Магистральные, стратегические направления сохраняются и сейчас.

В 1993 году наша страна вступила в так называемые рыночные отношения, когда стали вообще отрицать плановый подход, что, дескать, рынок все урегулирует. Вот тогда Вячеслав Штыров, бывший вице-президентом и одновременно председателем правительства Якутии, собрал совещание. Мы – представители Коммунистической партии – были в оппозиции к действующей власти, но тем не менее приняли в нем участие, потому что понимали, какие предстоят трудности для нашей республики и ее граждан. Сформулировано было очень просто: подготовить структурную перестройку экономики республики с учетом надвигающихся рыночных реформ. Мы же до того жили в плановом хозяйстве, а после так называемых реформ 1990-ых годов нам уже никто не собирался помогать. Страна была в очень тяжелом финансово-экономическом положении, все хозяйственные связи были нарушены. Вячеслав Анатольевич предложил внести идеи.

Затем, в том же 1993 году, под непосредственным руководством Вячеслава Штырова началась разработка Программы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2005 года. После рассмотрения на заседания Правительства Российской Федерации в 1995 году она приобрела статус федеральной.

Это был первый опыт во всей России, когда была осуществлена попытка комплексного подхода к проблемам в экономике, социальной сфере в одном из крупнейших по территории субъектов Российской Федерации. Где, безусловно, учитывались интересы государства в целом, специфические интересы и проблемы Республики Саха (Якутия) в условиях Крайнего Севера и, конечно же, проблемы местного уровня.

Реализация федеральной Программы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) была разбита на три этапа и срок ее действия составлял десять лет -- с 1995 по 2005 годы. Она реализовывалась, в какой-то мере действительно вопросы решались не в целом по всему кругу направлений, а по самым острым и узким проблемам, которые возникли в республике в 1990-ые годы.

По сути дела, Схема-2020, которая была принята в середине 2000-ых годов, дополняла и развивала те основы, которые были заложены на заре советской власти, в годы советской власти, накануне рыночных страшных процессов, которые ожидались в то время и которые действительно пошли. И вот решение тех проблем уже транспортировалось до 2020 года.

И я бы заметил, что комплексные подходы имеют общую генеалогию с тех времен – от интеллектуального подхода к насущным проблемам, и осознанным, целенаправленным воздействием на те или иные направления с тем, чтобы экономика развивалась более динамично и эффективно.

- Какие, на ваш взгляд, были главные приоритеты в программе развития до 1995 года?

- Для нас первостепенным был вопрос обеспечения инфраструктурой для того, чтобы заложить основы для саморазвития тех или иных направлений человеческой осознанной деятельности. Нужно было развитие энергетики, нужно было достроить Вилюйскую ГЭС-III, необходимо было достроить железную дорогу Беркакит—Томмот и дальше до Якутска, необходимо было развить сеть транспортных автомобильных узлов – строить автомобильные дороги, дорожные развязки. У нас не было сквозных круглогодичных проездов как на правобережье реки Лены, так и в направлении западной и северо-западной части республики.

Хотя не все задачи эти были выполнены, но не не менее в 1990-ые годы работа по этим направлениям была развернута. Затем она была продолжена уже на основании Схемы-2020.

Некоторые направления, которые были обозначены в ней, реализованы. Например, вчера по телевидению руководство республики с гордостью доложило, что в 2020 году в Республике Саха (Якутия) построено и реконструировано почти 500 км автомобильных дорог. Это и есть результат проработки тех программных направлений, которые были заложены в начале 1990-х и далее в середине 2000-х годов. И действительно были ликвидированы грунтовые разрывы на федеральной дороге «Колыма», идет перевод на капительное твердое дорожное покрытие федеральных дорог «Лена» и «Вилюй».

В свое время на волне суверенизации территории Российской Федерации Михаил Ефимович Николаев собирался забрать в республиканскую собственность федеральную дорогу «Лена». Мы наоборот настаивали, что надо не забирать ее, да и другие дороги, а передавать в федеральную собственность, чтобы сохранить их финансирование. И вот с приходом Вячеслава Анатольевича Штырова к руководству республикой наконец-то удалось добиться решения этих серьезных проблем. И мы планировали три дороги передать в федеральную собственность, но удалось решить только по дороге «Вилюй». Как видим сегодня, по ней довольно успешно ведутся работы и это стало возможным опять-таки благодаря тем перспективным подходам, наметкам, которые осуществлялись при Вячеславе Анатольевиче Штырове, в его бытность и вице-президентом--председателем правительства Якутии и президентом республики.

- В обоих документах – и программе социально-экономического развития, и в Схеме-2020 особое внимание уделялось развитию железных и автомобильных дорог. Очевидно, что эта задача должна была решаться совместно федеральным и республиканским правительствами. Каково было отношение федеральных структур к планам республики?

- Начну с того, что в первые годы президентства Вячеслава Штырова самым сложным вопросом, которому было посвящено самое первое совещание при вновь избранном президенте, -- был вопрос возобновления строительства железной дороги Беркакит—Томмот—Якутск.

Предполагалось, что будут серьезные проблемы в развитии республики в части транспортировки генеральных грузов, пассажирских перевозок и так далее.

Этот вопрос решался невероятно сложно. Первое время кое-кто в федеральных органах власти делал характерный жест возле виска, то есть крутил пальцем. Дескать, откуда вы ребята пришли, страна в таком тяжелом положении, о каких инвестициях вы тут речь ведете.

Но тем не менее за шесть месяцев очень упорной и напряженной работы Вячеславу Анатольевичу удалось привести такие доводы по возобновлению строительства железной дороги (в том числе и на основе направлений, изложенных в Программе социально-экономического развития республики), что вопрос был, что называется, пробит. И строительство железной дороги началось. Также началась работа по передаче в федеральную собственность автомобильных дорог «Вилюй», «Амга», «Анабар».

Если возвращаться к вашему вопросу, то, конечно, Министерство транспорта Российской Федерации было категорически против. Они очень сопротивлялись, но к нашему счастью к этому моменту вышел ряд положений о том, что система федеральных дорог должна быть обозначена по объективных показателям и в том числе федеральными могут быть те дороги, которые связывают федеральный центр с субъектами Российской Федерации и субъекты федерации между собой.

Вот как раз под эту статью мы подвели дорогу «Колыма», которая соединяет Магаданскую область и нашу республику, федеральная дорога «Лена» соединяет Якутию и Амурскую область, и мы настаивали, что федеральная дорога «Вилюй» абсолютно точно относится к этой же категории, соединяющей два субъекта федерации – Республику Саха (Якутия) и Иркутскую область.

С большим трудом, но нам удалось решить эту проблему, и дорога «Вилюй» стала федеральной. Теперь, как вы видите, она активно строится, кладется полотно, возводятся мосты.

- При выборе трассировки трассы «Вилюй» было единое мнение?

- Это уже второй вопрос. Самое главное – был решен вопрос в направлении и в статусе этой дороги. А определение направления – это прежде всего вопросы проектирования, изыскания, связанные с природно-климатическими, грунтово-геологическими и, безусловно, экономическими условиями. В этом плане на стадии проектирования были очень разные предложения и варианты.

Важно было только одно – дорога должна была пройти через алмазодобывающую провинцию Мирнинского района и стыковаться с железной дорогой в районе Усть-Кута.

Прохождение трассы планировалось в районе прогнозируемых очень серьезных месторождений углеводородов – как газообразных, так и жидких. Поэтому они свою тяготеющую роль при трассировке этой дороги оказывали. Это являлось важным экономическим фактором, дорога должна была послужить развитию совершенно новых отраслей для Республики Саха (Якутия), такой как нефтегазовая отрасль.

С приходом на территорию республики солидных инвесторов, разработчиков недр, многое изменилось. Но, к сожалению, те расчеты, которые мы делали с учетом их прихода на территорию Якутии – на получение крупных дивидендов, не оправдались.

Во многом это связано с общей ситуацией, которая сложилась в стране. Идут бесконечные поблажки, в том числе налоговые, крупным недропользователям. А они, недропользователи, в первую очередь сами получают дивиденды и доходы. Российская Федерация в целом превращается в сырьевую колонию. Эта политика должна быть коренным образом изменена. Нужна национализация недр по всей России.

- Дорога Лена в 2000-ых годах признана худшей в мире, на барах арктических рек не работают земснаряды, железная дорога стоит в Томмоте… Как удалось решить все эти проблемы и какую роль в этом сыграло руководство республики?

- Действительно, это были очень серьезные вопросы и с точки зрения необходимых финансовых ресурсов, возможностей экономики как России, так и республики, тем не менее, как говорится, дорогу осилит идущий. Республика Саха (Якутия) еще в середине 1990-х сама начала финансировать продолжение строительства железной дороги. Но это были крохи и железная дорога дошла только до города Томмот в Алданском районе. Хотя, по идее, она должна была дойти до Нижнего Бестяха, потом должен был быть построен железнодорожно-автомобильный мост, по которому до сих пор идут баталии.

В конце 1990-х годов строительство железной дороги были практически остановлено, а трудовые коллективы железнодорожных строителей распущены. В начале 2000-х годов, как я уже говорил, с большим трудом удалось реанимировать стройку, найти на это средства. Но это было сделано, и с 2004 года стройка возобновилась и пошла достаточно активно. Мы знаем, что железная дорога дошла до Нижнего Бестяха и в прошлом году по ней было открыто пассажирское движение. Но в Якутск она так и не пришла и совмещенный железнодорожно-автомобильный мост так и не был построен.

По моему субъективному мнению, очень многое зависит от конкретного человека, личности. Мне кажется, если бы Вячеслав Анатольевич Штыров оставался президентом республики после 2010 года, наверное, мост этот был бы построен, железная дорога пришла бы в Якутск, и по сути дела был бы решен очень серьезный вопрос по транспортной инфраструктуре республики.

Уже сегодня по железной дороге, насколько мне известно, перевозится более 10 млн тонн всевозможных грузов, плюс довольно солидный пассажиропоток – до 150 тысяч человек в год.

Поэтому если возвращаться к вашему вопросу, то надо отметить вот что: есть философская категория личности в истории. А Вячеслав Анатольевич Штыров очень хорошо подготовлен был и теоретически, и практически. Не чета нынешним руководителям государственных органов. Он прошел полную школу подготовки, начиная от рядового мастера, работал на строительстве объектов энергетики и алмазодобывающей промышленности в Западной Якутии, в партийных органах после производственной деятельности, где он дорос до первого заместителя начальника «Вилюй-Гэсстроя», окончил Академию общественных наук при ЦК КПСС и защитил кандидатскую диссертацию. Одним словом, прошел все ступени подготовки. Интеллектуально очень развитый человек с огромным жизненным опытом, он очень далек был от вопросов романтичного восприятия новодемократов, реформаторов в плане того, что так называемый рынок все урегулирует и все утрясет сам. И по сути дела благодаря именно ему Республика Саха (Якутия) без пыли, шума и криков восстановила плановую систему ведения хозяйства.

Давайте задумаемся: как человек может не планировать свое будущее, а государство – свое развитие? Даже собака, если кость найдет, она прячет ее, закапывает в землю, и знает, где потом ее найти. Потому что завтра может наступить еще более голодное, чем сегодня. А человек тем более должен думать о будущем.

Но сейчас, к сожалению, все попытки, в том числе и Схема-2020, по отдельным элементам выполняются, что-то дышит, а что-то – скорее мертво, чем живо.

Поэтому жаль, что и на федеральном уровне, и на республиканском, по сути дела сегодня не видно людей высокой квалификации с огромной жизненной школой. На работу в правительственные органы принимаются те, которые где-то работали в совете директоров, чьи-то дети, чьи-то родственники. Прежде, например, в советские времена, это очень сильно осуждалось.

- Может быть поэтому принимаемые сегодня программы развития во многом проигрывают по качеству Программе социально-экономического развития республики 1993 года, Схеме-2020?

- Дело даже не в проработке, а в том, как выполняются программы. С точки зрения проработки, методики по решению проблем Якутии в Программе социально-экономического развития 1993 года, Схеме-2020 было все так, как надо. Но к сожалению, Схема-2020 выполнена не на сто процентов, хотя большая ее часть все-таки работает. Дело ведь в другом: принимаемые сегодня стратегические документы, планы остаются лишь благими пожеланиями, потому что нет необходимой концентрации внимания и ресурсов.

Это касается не столько Якутии, сколько в целом Российской Федерации. Сколько бы ни принималось решений на федеральном уровне, сколько бы ни было сказано красивых слов, на деле ничего не происходит. Мы должны были бы уже, по заявлениям руководства страны, к 2020 году целиком и полностью решить квартирную проблему в стране, стать пятым по уровню жизни государством, мы должны были победить бедность полностью на сто процентов. Но этого не происходит.

Маргарита Нифонтова

Sakhaday.ru