Журналист Жанна Жукова сходила на якутский фильм "Айхал" и поделилась впечатлениями.
Сходство с фильмом "Слово пацана" бросается в глаза с первых минут. Подростковые группировки, курируемые уголовными элементами, главный герой - лидер в группировке, превращение "хорошего мальчика" в плохого... Но это сходство - не копирование, это приметы времени. Так действительно было, где-то больше, где-то меньше, но действительно реальность была такова.
Говорить, что это копия "Слово пацана", это как утверждать, что фильмы про войну все на одну и ту же тему, и с похожими героями.
У подростков зашкаливает тестостерон, влияет на группировки "блатная романтика". В возрасте пубертата, в период самоутверждения очень важно, чтобы тебя взяли в стаю, признали своим. Из-за этого и происходит главный конфликт.
Это тема мужского Эго - всем троим братьям, очень важно доказать этому миру, что они - "крутые мужики".
Остро стоит проблема безотцовщины. В формировании личности в первую очередь играют роль родители. Единственный образ отца в фильме - сугубо отрицательный, пьющий, неадекватный, с криминальным прошлым. Отсутствие положительного мужского примера, давление уголовного мира налицо.
Очень хорошо исполнил свою роль актер, сыгравший отрицательного героя. Эдакий дебил, который признает только грубую силу, и готов идти за любым, кто в этот момент сильнее. Очень убедительно сыграл, браво! Получился портрет омерзительного типа, явно с психическим отклонением, о чем говорит излишняя агрессия, непонимание норм и границ общества, в данном случае той же группировки. Именно такие и есть лучший материал для вылепливания криминальных, асоциальных личностей.
Также убедительны "братки", старшаки, которые приходят "строить" молодёжь. Спившиеся уголовные элементы, возомнившие себя авторитетами. Ощущение, что им даже играть не приходится, так им веришь.
Очень хорошая "крепкая" сцена, когда главный герой решает выйти из "сбора", и говорит это старшакам. Когда пацанов заставляют бить бывшего лидера, напряжение в зрительном зале достигло апогея. Вжавшись в кресло, зрители ждали, что же будет. И когда следующий претендент на роль вожака, отказался его бить, все облегченно вздохнули - правила нарушены, жестокий мир группировки рухнул.
Образ любимой девушки Айхала получился картонный. Красивая и правильная, считается, что бандиты любят "хороших девочек". Но - говорит наигранно, видно, что цель актрисы только быть красивой в кадре. То ли сценарист недоработал образ, то ли актрису не ту подобрали...
В романтической сцене сильно чувствуется влияние корейских дорам, ну да ладно, взаимодействие культур неизбежно, придираться не будем. Так и нынешней молодежи, наверно, ближе.
Сцены массовых драк реалистичны, так и брызжет адреналин с экрана. Мальчишки, которые хотят стать мужчинами, но знают только один способ. И только когда покалечены судьбы, до них доходит, насколько все это - зло.
О символах. Это часы, которые воруют дважды, и именно они фигурируют в проявлениях вражды. Вражды между сыном и отцом, конфликта между братьями. Это символ того, что дети - отражение своего времени. Установки общества того времени преследуют их, не давая вырваться из замкнутого круга.
Режиссерский дебют очень удачный! Стоит поздравить Дьулусхана Андросова, он снял фильм, который держит в напряжении, вызывает сопереживание и заставляет задуматься - почему?