2 июня в рамках XI Всероссийского фестиваля классического балета «Стерх» прошел балет Л. Минкуса «Баядерка» с каскадом эффектных номеров и фантастически красивой хореографией.
На сцене развернулась трагическая история Никии в исполнении звезд Новосибирского Государственного Академического театра оперы и балета НОВАТ: великолепной прима-балерины со среднеколымскими (!) корнями, заслуженной артистки России Ольги Гришенковой. А в партии Солора зрителей покорял премьер НОВАТа, лауреат всероссийского конкурса Роман Полковников. В партии Гамзатти успешно дебютировала ведущая солистка ГТОиБ, лауреат и дипломант международных конкурсов Мария Кузьмина.
Рано утром — специально на фестиваль вчера в Якутск прилетела одна из опытнейших балетных критиков современной России и, не побоюсь этого слова, одна из самых любимых и уважаемых — профессор Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Ольга РОЗАНОВА. Так вот она, посмотрев спектакль, не скупилась на комплименты.
Первым делом похвалила мужской кордебалет: «Вышли мужики — высокие, красивые, с осанкой — и уже сразу есть впечатление, что эта труппа обладает настоящим хорошим составом».
Затем — женский: «Идеально станцевали Тени, ни одна не пошевелилась не в тему. Даже у нас в Мариинском театре и то бывает, а вы молодцы — стояли насмерть!»
Особо Ольга Ивановна отметила партию Божка, исполненную Павлом Необутовым, Ману — Юлии Мяриной и Факира в исполнении уже покорившего публику на «Лебедином озере» Айтала Ефимова. «Индусский танец был просто убойный», — похвалила Ольга Ивановна соло Динары Гасанбалаевой, Валерия Аргунова и Николая Попова.
Понравился симфонический оркестр театра под управлением Максима Ноговицына: «Все соло и скрипки все были очень выразительны, правды, темпы несколько неожиданы, зато было живо».
Ольга Розанова не первый раз в Якутске. Как говорит, неожиданно для себя самой ставила на этой сцене балет «Дон Кихот». Так что спектакль в Якутске идёт в её редакции. Она приезжала к нам на фестивали разных лет, хорошо знает многих танцовщиков, ставших теперь уже преподавателями. И она же была педагогом Екатерины Тайшиной — художественного руководителя XI Всероссийского фестиваля классического балета «Стерх».
Пожалуй, наивысшим комплиментом от Ольги Розановой можно считать вопрос:
— Вы академический театр? Нет? Так вот, спектакль получился достойным настоящего академического театра, и я желаю вам получить это звание.
Отметив высокий уровень спектакля, Розанова пожелала «сохранять его всегда, даже когда нет таких звёзд, как Ольга Гришенкова и Роман Полковников, а будут свои». Профессиональному критику, наблюдающему якутский театр со стороны — из культурной столицы — на протяжение многих лет, есть с чем сравнить.
«Труппа выросла, — отмечает она. — Притом это всё — выпускники собственного хореографического училища. То, чего раньше театру не хватало. А теперь у вас есть свой приток сил, есть откуда брать артистов».
Отметила она пантомимные роли — они очень хороши, Брамин — «немножко скромный», Раджа — прекрасный, «с жестами всё по-столичному». То есть, настоящий академический театр, с чем я всех поздравляю. Надеюсь, что балет «Спартак» пройдет на таком же уровне».
Фото автора и Кристины Новгородовой