Однажды во время сильного переутомления, когда не было сил абсолютно ни на что, душа неожиданно, будто по велению «сверху», захотела якутской каши саламат. Мама тут же взялась исполнять мое желание, и через несколько минут я уже наслаждалась вкусным, божественным саламатом. В тот миг почувствовалось, как каша, проникая во внутренности, словно чудодейственный бальзам, смягчал и смазывал уставший организм. Это было нереально.
Так я ела саламат на протяжении нескольких дней, пока не наполнился «сосуд», и было заметно, как с каждым разом ко мне возвращалась сила, а тело и мозг испытывали неимоверное отдохновение. Мною также было замечено, что, если саламат съесть на голодный желудок, то происходит превосходное очищение кишечника, вместе с чем освобождались и душа, и сердце, и ум. Кроме того, самое интересное – от такой, казалось бы, жирной пищи в организме не происходило никаких нежелательных изменений и сбоев.
С тех пор я твердо уверовала, что саламат – священная еда и лекарство, которыми нельзя злоупотреблять и необходимо принимать в исключительных случаях для поднятия духа (желательно натощак) и, безусловно, в праздники.
Еда для больных
Этнограф Вацлав Серошевский в своем знаменитом труде «Якуты», оказывается, писал: «Божественный саламат» приготовляли из масла и муки для свадебного угощения, пищи молодых духов, богатых людей, больных и рожениц».
По его информации, с возникновением хлебопашества в Якутской области саламат стали есть и в менее торжественных случаях; он проник и в более бедные слои населения.
«Приготовляется он из влажной ячменной или ржаной муки, сильно прогретой, даже поджаренной в котле на слабом огне. Чтобы мука не пригорела, к ней подмешивают постоянно понемногу воды и ее постоянно мешают. В конце вместо воды подливают масло для полного насыщения. Иногда вместо масла употребляют сливки», - пишет Серошевский.
Полезный белок
По мнению ученого-историка, антрополога СВФУ Еремея Габышева, саламат - интересная каша.
«Потому что она есть не только у якутов, но и у других народов – бурятов, башкир, казаков. Называют они его так же. Что-то похожее было и у североамериканских индейцев апачи и навахо, поскольку они занимались земледелием», - сказал историк.
По его информации, саламат принадлежит к якутской традиционной кухне исстари.
«Он является праздничной пищей, священной, поскольку его до советской власти подавали на ысыахе. Раньше его не все могли себе позволить. В центральной Якутии саламат полюбился многими, но на севере его не готовили, поскольку там хлеб не выращивали и скот не держали – занимались только рыболовством. С середины 20 века якутская кухня ассимилировалась, и якуты переключились на русскую кухню. Но и сегодня саламат подают к праздничному столу, в ресторанах», - рассказал историк.
По мнению антрополога Габышева, саламат полезен тем, что в нем много белка, но подходит далеко не всем, потому что он довольно жирный, а для тех, у кого нет проблем со здоровьем, придется по вкусу, так как жирная пища людям нравится; если говорить о якутах, то их организм привык переваривать жирную пищу, добавил антрополог.
Рецепт саламата от Матрены
Сегодня, когда заговорили об опасности глютена, причем реальной, не обязательно готовить саламат из пшеничной муки, благо сегодня рынок предлагает несколько разновидностей муки без клейковины, хотя каша из пшеничной муки получается особенно вкусной.
Хоть рецепт саламата всем давно известен, предлагаю способ моей матери. Для одной порции на сковороде растопить 50 грамм сливочного масла и довести чуточку до кипения. Сверху потихоньку всыпать 2-3 столовой ложки муки, постоянно размешивая. Потом влить кипяченую воду, не переставая перемешивать. Добавить щепотку соли и сахара по желанию. Жарить на слабом огне до готовности. Получится очень вкусная каша. Было бы замечательно подавать саламат в якутской посуде.
Фото из открытых источников