На дискуссионной площадке «Новая экономика», которая состоялась 14 августа, прозвучала, пожалуй, одна из главных глобальных идей врио главы региона Айсена Николаева – вложение сил и средств в ум и талант людей.
«Государственная корпорация развития Якутии» больше никогда не будет заниматься сырьевыми проектами. Мы будем поддерживать исключительно несырьевые проекты, в том числе, проекты креативной экономики», — четко обозначил свою позицию Айсен Николаев.
Врио главы считает, что в республике необходимо создать фонд, который за счет своей деятельности будет финансировать, во-первых, стартапы IT-компаний, и во-вторых, уже конкретные брендовые направления: киноиндустрию, туризм.
Ориентируясь на итоги минувших дискуссионных площадок, стоит полагать, что в этот список вполне могут попасть и яркие ключевые проекты иных отраслей – развитие бренда местного производства, проектов культуры, современной высокотехнологичной медицины…
Но главное, на что опирается Николаев – это люди, или, как сегодня часто говорят, человеческий капитал – движущая сила креативной экономики.
Креативная экономика – это человек, его компетенция, культура, все то, что он собой представляет. Именно за креативной экономикой Николаев и видит будущее республики. По его словам, в промышленной экономике в скором времени начнется сокращение профессий. Роботизация и новые технологии заменят существующие. А вот в креативной экономике профессии не исчезнут. В Якутии создан кластер талантливых перспективных людей, на них и стоит опираться, но и здесь работа еще продолжается. Так, любопытен проект открытия в районах IT-школ, большой упор делается на доступность интернета.
«У нас есть человеческий капитал, но при этом мы должны трансформироваться. Цифровизация — это шанс наших цифровых индустрий выйти на мировой рынок. Только ради этого и стоило создавать IT-парк, чтобы продукты наших компаний вышли на мировой уровень. Производить качественный продукт мы можем, надо суметь его ещё и продать», — говорит Николаев.
Однако «продать», судя по словам врио главы, это не всегда коммерция. Часто для того, чтобы «продать», нужно сначала создать бренд, позитивный облик региона. По мнению Николаева, необходимо давать прогрессивно мыслящим молодым людям возможность творить, а творчество — это не всегда коммерция. Якутское кино никогда не сможет снимать многомиллионные кассовые блокбастеры, но при этом именно региональные фильмы формируют устойчивый бренд республики. Через индустрию кино о регионе узнают в мире, в том числе, и потенциальные инвесторы.
«Моя главная задача, как главы республики, чтобы творческие прогрессивные специалисты оставались здесь. Я хорошо помню свой разговор с Ушницкими в 2012 году, когда я был главой Якутска. Тогда я спросил, что необходимо, чтобы они и подобные им ребята продолжали работать здесь. Они озвучили очень простые вещи: безопасность, чистота, дороги… То есть среда вокруг. Когда мы встретились через два года, они отметили, что им все нравится, и они связывают будущее с Якутском и будут в него вкладываться», — резюмировал Николаев.
ЯСИА