Правительство РФ намерено полностью снять ограничения на экспорт бензина и дизельного топлива на фоне переизбытка, узнал Reuters. Запрет на экспорт нефтепродуктов был введен в ответ на резкий скачок розничных цен на топливо. В свою очередь рост цен на бензин спровоцировало решение властей о сокращении выплат по демпферу вдвое. Последует ли за новой мерой снижение розничных цен на топливо, неизвестно. Но однозначно этот вопрос не в силах решить региональные власти, поскольку он связан с искусственным сдерживанием цен на внутреннем рынке, в результате которого имеют выгоду только нефтяные компании.
Демпферными выплатами называют компенсацию нефтяным компаниям. Нефтяники сдерживают цены на бензин, а российское правительство компенсирует сумму, которую они теряют. Такой механизм в нефтеперерабатывающей отрасли действует с 2019 года.
В апреле этого года Минфин в поисках возможностей сокращения бюджетных расходов решил сократить выплаты по демпферу вдвое. Это решение спровоцировало резкий рост цен на топливо. В ответ правительство ввело запрет на экспорт. Однако через две недели часть ограничений была снята.
Тогда власти отменили запрет на экспорт дизтоплива при условии, что компания поставляет на внутренний рынок не меньше 50% продукции. Кроме того, объявили о возврате полных выплат по демпферу.
Введенные 21 сентября временные ограничения на экспорт бензина и дизеля привели к падению оптовых цен. По данным Минэнерго, за несколько дней цены на бирже снизились на 16–20%. Но это никак не сказалось на розничных ценах.
6 октября на совещании с нефтяниками вице-премьер Александр Новак заявил о необходимости удерживания цен на АЗС на уровне 21 сентября, пишет РБК. Однако уже в октябре цены на топливо изменились во второй раз за год. В Якутске бензин подорожал на 6-8 рублей.
Как повлияет новое решение правительства на розничные цены на внутреннем рынке, сейчас никто не возмется прогнозировать. Но однозначно этот вопрос не в силах решит ни глава Якутии, к которому обращались представители регионального отделения ОНФ, ни Госкомцен, который связал снижение цен на топливо со строительством Ленского моста, ни УФАС, к которому обратился общественник Николай Барамыгин.
Нынешний топливный кризис — демонстрация последствий введения заведомо проигрышного механизма по искусственному сдерживанию цен, считают эксперты. На фоне роста мировых цен на нефть, ослабления рубля и роста внутреннего потребления нефтепродуктов компенсация нефтяникам сильно выросла. По итогам 2022 года выплаты по демпферу составили 2,2 трлн рублей. После возврата к первоначальному механизму правительство вынуждено искать дополнительные средства для компенсации нефтяникам.