При строительстве подвала Воеводской канцелярии 1680-х годах были использованы детали судов, ходивших по реке Лена 300 лет назад. Их обнаружили при раскопках на территории старинного Якутского острога. А что стало с корабельными досками, пролежавшими в земле более 300 лет?
Их могли просто утилизировать на полигоне, проще говоря, деревянные детали могли пропасть. Сейчас уникальные деревянные остатки находятся на хранении.
Напомним, остатки деревянных сооружений Якутского острога, построенных казаками еще в 17-м веке были обнаружены при раскопках на ул.Каландаришвили летом этого года. Напомним, помимо активной общественной деятельности в деле сохранения памятников истории и культуры, изучения истории родного города Якутска, Андрей Высоких является предпринимателем.
Как выяснили археологи, крепкие судовые доски были использованы в качестве стройматериала для воеводского подвала Якутского острога.
Всего с места раскопок Якутского острога по ул.Каландаришвили вывезено 25 элементов деревянных конструкций.
Председатель Якутского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, предприниматель Андрей Высоких:
«По договоренности с археологами, ведущими раскопки на Каландаришвили, в августе мы вывезли фрагменты деревянного пола здания 17-го века. К сожалению, у них не было возможности целиком извлечь плахи целиком, поэтому их распилили. В дальнейшем, они просто были бы вывезены на полигон и уничтожены».
Узнав о находке, он договорился с археологами о безвозмездной передаче остатков. В толщину плахи – от 15 до 20 сантиметров. Полностью извлечь деревянные остатки 17-го века из земли не удалось. Слишком они тяжелые, их пришлось распилить на небольшие куски по 1 – 1,2 метра длиной. Даже распиленные куски деревянных плах выглядят солидно. Один такой небольшой фрагмент деревянной плахи весит от 30 до 50 килограмм. За 300 лет нахождения в земле они почернели и затвердели, как камень.
Кстати, материал судовых деталей, из которых сделали пол в воеводском подвале – сосна.
Она легче, чем лиственница, но сосна более подвержена изменениям, но благодаря вечной мерзлоте, деревянные конструкции, остатки судовых деталей, сохранились.
«Вывезенные с раскопа фрагменты деревянных конструкций мы очистили, уложили на поддоны, законсервировали. Они находятся на хранении. По большому счету, пока никто не заинтересован в них, не проявляет интерес. Между тем, это интересный материал. Дерево, а это сосна, было использовано при строительстве судов тех лет. Оно 300 лет пролежало в земле, а сейчас мы можем увидеть воочию, потрогать кусок того материала», - говорит Андрей Высоких.
Он не исключает, что найдутся желающие что-то сделать в качестве сувениров или поделок из куска древесины 300-летней давности. Также представляется возможность провести дендрологический анализ дерева, благодаря которым можно узнать точный возраст или даже в какой местности было срублено дерево.
Из сохранившихся до наших дней деревянных остатков, сделан фрагмент половицы воеводского подвала, какой она была в 1680-е годы. Фрагмент можно увидеть в Надвратной башне в Старом городе.
Археолог НПО «Северная археология – I», начальник археологической экспедиции Иван Фролов:
«Обнаружены остатки воеводского подвала постройки 17 века. Это воеводский подвал, где хранились государева казна, ясак».
При раскопках на ул. Каландаришвили, место, где более 300 лет назад стоял Якутский острог, обнаружены уникальные берестяные грамоты тех лет, документы о сборе ясака, пушнины.
Археологи из Сургута продолжат работы в следующий полевой сезон, летом 2025 года. За прошедшее лето раскопано 1877 квадратных метров из общей площади 2200 кв. м. За время раскопок с конца мая по август этого года найдено 2000 находок.
Фото Якутское городское отделение ВООПИК