Что такое «северный персонаж» от Андрея Геласимова?

14:20 - 6.4.2021 / 461 просмотр

Этот писатель хорошо знаком якутянам. Он наш, свой, его принимает глава республики, они обсуждают будущие проекты…

А пока в Историческом парке «Россия – Моя история» прошел первый мастер-класс Школы драматургов Арктики, на который был приглашен автор «Тотального диктанта» и романа «Холод», занявшего в 2016 году первое место в разделе «Художественная литература» на американской интернет-платформе Amazon. Речь, конечно, о нашем земляке Андрее Геласимове.

На мастер-классе он обсудил «Северный характер как уникальный тип литературного персонажа». Трансляцию смотрели читатели из Нюрбы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Севастополя, Находки, Нижнего Новгорода и других городов России, а те, кто был в прямом эфире, смогли задать писателю свои вопросы. Авторам самых интересных вопросов Андрей Валерьевич подписал и подарил свою книгу «Утатыы» (повесть «Жажда»), недавно переведенную на якутский язык.

Для справки: Школа драматургов Арктики – это масштабный медиапроект федерального значения, популяризующий творчество арктических писателей и драматургов. Она призвана задать творческой молодежи вектор развития в сфере драматургии и почувствовать неразрывную связь культурного процесса большой страны. Школа ставит своей целью прорвать оборону вечной мерзлоты и представить арктическую литературу во всей ее красе.

Здесь писатели проводят авторские мастер-классы, совмещенные с театральной читкой восходящих звезд театра. Как рассказывают организаторы, это возможность не только пообщаться с автором, но и прочувствовать его текст.

Особенность проекта – доступность широкой аудитории страны и зарубежья, которая достигается с помощью цифрового видеоконтента, единственного аналога по всей стране.

Геласимов Андрей Валерьевич – известный писатель, автор произведений, переведенных на французский, немецкий, английский и многие другие языки народов мира, кандидат филологических наук, доцент Литературного института им. М.Горького. Родился в 1965 году в Иркутске, окончил школу и факультет иностранных языков в университете Якутска, где позже преподавал. Учился на режиссерском факультете ГИТИСа в мастерской Анатолия Васильева, стажировался в Халльском университете в Великобритании.

Лауреат многих российских литературных премий, таких как «Национальный бестселлер», а также премии «Дальний Восток» им.В.Арсеньева. Удостоен знака отличия РС(Я) «Гражданская доблесть». Живет и работает в Москве.

Персонаж – это оживший пейзаж

На мастер-классе Андрей Валерьевич общался с участниками как со своими студентами и рассказал о самой распространенной ошибке начинающих авторов в работе над персонажем. «Центральный персонаж является не просто героем или рассказчиком, а прежде всего – лицом и образом текста. Вселенная диктует персонажа, герой должен стать частью ожившего пейзажа, который несёт драматическую функцию. Гений места здесь играет одну из ключевых ролей», – рассказал Андрей Геласимов.

По его мнению, от выбранной вселенной зависит психотип персонажа, его поведение, характер, ритм существования и речевые характеристики. Писатель сравнил это с национальным многообразием в России.

Писал звездное небо…

Писатель упомянул недавнюю беседу с одним из наших земляков в Москве, который рассказал ему о своем родственнике, живущем на Крайнем Севере и занимающимся выпасом коней. Самое интересное в том, что он долгие 30 лет рисует в своей тетрадке карту звёздного неба — то, что сам видит. Это только его собственные наблюдения. Не зная астрономических названий небесных тел, он присвоил им свои собственные, — так появилась философия человека на краю Ойкумены, возникшая на основе закономерностей расположения созвездий и природных явлений.

«Он наполнил свою жизнь гигантским космическим, в прямом смысле слова, содержанием. Сама жизнь в виде этого человека сделала то, что удалось в свое время Хемингуэю в Повести "Старик и море"», – рассказал писатель, вспоминая, как ему захотелось написать такой персонаж.

Характерная корреляция человека с миром, природой и творчеством, неторопливо течение жизни, в которой можно не думать о суетных вещах и которая зарабатывается своими руками – это всё, по Геласимову, определяет северный характер.

«Он совершенно лишён категории поиска успеха. Человек является частью стихии, он ей не противостоит. Персонаж, наиболее точно передающий стихийное существование гигантских пространств, где даже жизнь и смерть не имеют значения. Стихия делает героя своей частью», – объяснил драматург.

Простое и доходчивое упражнение

Чтобы оживить свой персонаж и понять, правильно ли он вписан в Вселенную, Андрей Геласимов предложил Будущим драматургам весьма занятное упражнение:

«Попробуйте взять персонаж из какого-нибудь известного вам произведения и поместите его в другое пространство, допустим, сюда, на Север. Сделайте этюд, эскиз. Нарочно сделайте ошибку, и вы увидите, как странно будет функционировать ваш герой, как все неуютно, неправильно. Единственный эффект, которого вы добьетесь, будет комический <…> Потом вытащите оттуда этого дурачка и поместите туда тот персонаж, который продиктован Вселенной, допустим, вот этого человека, который пишет звездное небо. И вы увидите, что персонаж у вас правильно дышит и чувствует, все конфликты родятся сами! Он сам вам расскажет, чего хочет, чего боится, чего ждет. А при работе над персонажем вы прежде всего должны знать, к чему он стремиться».

Настоящий успешный драматург

Андрей Валерьевич поделился со слушателями тем, над какой книгой будет работать дальше, рассказал о разных лайфхаках современных писателей, сколько внимания стоит уделять деталям в произведении и о том, как стать настоящим успешным драматургом.

Например, рассказал о «волшебном эликсире» – это, на сленге сценаристов, то, к чему стремится главный герой на протяжении всего произведения, а хороший драматург всегда немного от него эту цель отодвигает, придумывая различные препятствия и вынуждая персонаж бороться и думать.

В драматургии обязательно нужно проверять свой персонаж на конфликте, и поэтому Андрей Геласимов считает, что драматургу необходимо обостренное чувство конфликта, нужно понимать, что интересы антагониста и протагониста пересекаются, они должны мешать друг другу. Также нужна наблюдательность за человеческими типами.

В конце первого мастер-класса состоялось общее фотографирование, а писатель с удовольствием раздал слушателям, задавшим самые интересные вопросы, обещанные книги с автографом.

Нарыйа ИВАНОВА

Фото: @my_history_ykt

Sakhaday.ru