Специалист считает, что республиканская власть продвигает вступление АК "Якутия" в альянс авиаперевозчиков с целью "присосаться" к федеральному бюджету. Но это никак не спасет финансовое положение регионального перевозчика, поскольку новая компания планирует эксплуатировать воздушные суда российского производства.
"Чтобы обеспечить продвижение сырой отечественной техники надо договориться с какой-либо авиакомпанией с компенсацией ему всех финансовых издержек эксплуатации новой авиатехники или создать совершенно новую авиакомпанию с целевым назначением", - говорит он. По его мнению, неподъемные долги АК "Якутия" образовались, в том числе из-за того, что она взяла на себя обязательства по эксплуатации Sukhoi Superjet, которые оказались нерентабельными из-за частых поломок. "Эти самолеты сразу передали в "Якутию" в коммерческую эксплуатацию, тем самым угробив ее. А надо было брать с условием компенсации всех издержек эксплуатации из бюджета РФ. Наши президенты и главы очень умные же, начиная с Штырова, они же сильно разбираются в авиации, да еще "мощного" консультанта имели в лице инженера-историка Тарасова. Вот и пожинают плоды", - считает собеседник Sakhaday.
Он на примере мирового альянса авиаперевозчиков One World объясняет, что в союзники не принимают слабых партнеров. "В этот альянс не берут авиакомпании с подмоченной репутацией. Они могут подвести, и альянс проиграет своему конкуренту. Нашим надо добиться уровня мировой авиакомпании, а потом подавать заявку для вступления в мировые авиаальянсы, а не в какие-либо местечковые. А Дальневосточная авиакомпания если и родится, то это будет мертворожденное дитя", - говорит эксперт.
Бывшее руководство АК "Якутия" связывало частые задержки рейсов и постоянные убытки с неисправностью Sukhoi Superjet. Летом 2018 года из пяти имеющихся SSJ летало только два, остальные борта простаивали из-за неисправного двигателя. Новый руководитель авиакомпании Владимир Горбунов в марте 2019 года заявил, что проблема с двигателями была решена.
Между тем депутат Ил Тумэна Виктор Федоров, один из инициаторов депутатской проверки деятельности региональных авиаперевозчиков, выяснил, что SSJ по-прежнему остаются на земле.
Об этом он сообщил изданию SakhaLife.
"«Сухой суперджет» летает порядка пяти часов, Q-300 — три-четыре часа, что делает их абсолютно нерентабельными. Спросил у представителя «Якутии»: почему самолеты на земле? Говорит, что не было запчастей. Тогда зачем нам сырые самолеты, от них нужно отказываться. По «Суперджетам» мне сказали, что мы патриоты. Но давайте будем патриотами и своей республики. В советское время, когда приходили новые самолеты, выделяли специальные средства, инженера на их обкатку. Пусть производители оплачивают простои своих опытных образцов, если они еще не соответствуют нормативным требованиям. Почему мы — республика, пассажиры — должны за это платить? Если вопрос не отрегулировали, пусть забирают борта и доводят их до ума", - считает Федоров.
Между тем авиакомпания накопила долги по лизинговым договорам SSJ, и сейчас пять исков Государственной транспортной лизинговой компании на общую сумму 676,8 млн рублей рассматриваются в арбитражном суде.
АК "Якутия" за прошлый год заработала 11,6 млрд рублей, что на один миллиард меньше результата 2018 года. Услугами авиакомпании воспользовались 713150 пассажиров, что на 140 тысяч человек меньше, чем в 2018 году (853193).
Говоря о постоянных убытках авиакомпании и высокую стоимость авиабилетов Виктор Федоров отмечает раздутый штат АК "Якутии" и содержание представительств в Сеуле, Москве, Ташкенте, расходы которых формируют "сухой летный час". По его словам, на 14 бортов, из которых реально летают 10, в штате авиакомпании 1039 человек, из них 19 - руководящий состав. Самое многочисленное представительство компании находится в Москве. "Представительство в Москве — под сотню. Какая-то группа по продвижению международного туризма. Какой-то центр взаиморасчетов — 22 человека. Летно-штурманский отдел — половина в Москве. Уже давно штурманов заменили навигационные системы. Координационный центр по обслуживанию в аэропорту Внуково: начальник центра, замначальника, сменный инженер, всего 12 человек. Принимают один Боинг в день!", - подчеркивает депутат.
Глава Якутии Айсен Николаев 11 июля сообщил о рабочей встрече с гендиректором авиакомпании "Аврора" Константином Сухоребриком, на которой были обсуждены вопросы создания Дальневосточной компании. Ил Дархан подтвердил, что регион поддерживает создание единой дальневосточной авиакомпании, основанной на альянсе региональных авиаперевозчиков, и поддержал формирование авиапарка альянса из воздушных судов российского производства, написала его пресс-служба.
Саша АЛЕКСАНДРОВА