Депутат Ксенофонтов: "На территории Якутии сегодня разворачивается интересная "газовая партия"

11:20 - 25.11.2020 / 1868 просмотров

Депутат Ил Тумэн Павел Ксенофонтов, главный инженер компании "Сахатранснефтегаз" в своем телеграм-канале прокомментировал слухи о том, что газопровод «Сахатранснефтегаза» готовят к передаче «ЯТЭК». О рассказал о непростой ситуации, разворачивающейся вокруг поставок газа в Якутии, об отношениях РАО Газпром и регионов, о нескончаемой дискуссии участников «газовой партии». "Обсуждение идет на разных уровнях", - подчеркнул депутат.

Поступают много запросов из-за анонимного сообщения, что якобы Бычков К.Е. проводит переговоры о продаже СТНГ. На самом деле, «осведомленные источники» недоговорили, что процесс взаимодействия двух крупных монополистов никогда не останавливался.

С момента появления независимого частного владельца над Средне-вилюйским ГКМ начались споры по распределению консолидированного тарифа на природный газ. Чья доля должна быть больше, и кто в этот раз претендует на повышение тарифа?

С начала арбитром выступало ФСТ (Федеральная служба по тарифам), предварительные расчеты по двум поставщикам для ФСТ делали в ГоскомценРЭК. Затем, в году эдак 2014м, ФСТ расформировали, а функции регулятора передали ФАС (Федеральная антимонопольная служба). Таким образом, тарифы на природный газ всегда и сейчас определяют в Москве.

В 2017 году я принимал участие в защите тарифа в составе рабочей группы СТНГ. Тогда впервые познакомился с Голомолзиным (заместитель Артемьева), Махониным (руководитель департамент, нынче он губернатор Перьмского края) и другими участниками коллегии по защите тарифов. Я точно не помню кто входил в состав коллегии ФАС по тарифам, но точно помню, что в составе были представители МинэнергоРФ, Минэкономразвития, Минэкономики и еще одно ведомство, и ФАС.

Позиция ФАС была жесткой, в двух словах можно описать так, у вас в Якутии неэффективная газификация, ваша программа газификации нами не согласовывалась, если у вас не хватает средств на ремонт, на реконструкцию идите в региональное правительство и ищите источники финансирования там, мы вам тариф будем поднимать только в рамках доведенных нам индексов (обычно это не более 1,5-3 процентов к текущему). И такой же подход был по отношению к ЯТЭК. Соответственно, со временем спор между СТНГ и ЯТЭК по тарифам сводился к распределению тарифов между компаниями. Мы доказывали, что наша доля должна быть больше, они доказывали обратное.

Время от времени, как вы знаете, учредители ЯТЭК пытались вырваться из так называемой региональной блокады. Запасов газа много (почти 130 млрд м3) продать больше не могут. У СТНГ сетей много (7 тыс км), но объемов перекачки газа мало. Выдвигались разные проекты – строительство мощных газотурбинных установок и продажа ЭЭ, строительство газопровода от СВГКМ до ГТС Силы Сибири или до Аяна, газоперерабатывающие объекты то в Павловске, то в Нижнем Бестяхе, то в Рассолоде.

И заводы эти были то карбамидовыми, то аммиачными, то метаноловыми, то газохимическими комплексами, то заводами СПГ малой и большой мощности. Одним словом, генеральные директора ЯТЭК разных лет фонтанировали идеями как могли. Вместе с ними творческий порыв достигал и наших руководителей, так например при Корневе И.А., некто Климентьев продвинул идею создания дочерней компании под названием «Восточнаягазохимическая компания». Завод по газопереработке планировали построить в районе Жатая, даже была выбрана площадка. Но случился валютный кризис, и проект закрылся.

Параллельно всем этим процессам медленно, но уверенно в республику двигались проекты РАО «Газпром». Когда в 2018 году запустили ГТС «Сила Сибири», все участники газового рынка поняли – ЭРА ЕГТС России уже близко. Что такое ЕГТС? Единая газотранспортная система России. Не секрет, что в газовой отрасли особая роль отдается РАО «Газпром». Они национальное достояние (кстати, Артемьев ФАС через суд добился, чтобы РАО Газпром отказался от этого слогана).

Отношение РАО Газпром и регионов – мягко сказать натянутое. У них есть своя концепция участия РАО Газпром в газификации регионов, которую можно назвать – кабальной. Но с другой стороны, у них есть мощные ресурсы, и только они могут двинуть крупные проекты, которые потом дают регионам мультиэффект.

Таким образом, на территории республики, сегодня разворачивается интересная «газовая партия». С одной стороны, СТНГ – 100 процентная республиканская компания, которая обеспечивает надежность газоснабжения Центральной Якутии. С другой стороны, ЯТЭК – у которого недавно сменились учредители, и которые жаждут развить свой актив. И с третьей стороны, РАО Газпром, который разворачивает ресурсную базу для ГТС Сила Сибири, и который в будущем может присоединить все газопроводы в ЕГТС России. Есть конечно, и четвертая сторона – это независимые от РАО Газпром нефтяники, которые добывают попутный газ, и которые тоже хотят их реализовать, но их РАО Газпром не пускает в подконтрольные ГТС. В итоге они сжигают попутный газ, или в малых объемах используют для выработки электроэнергии, тепла и т.д.

Одним словом, процесс переговоров участников «газовой партии» практически нескончаем. Время от времени будут появляться центры влияния. Идеи будут обсуждать на разных уровнях. Инвесторы готовы буду вкладывать то в тот или другой проект. Самое главное в этих процессах не забыть – природный газ для Крайнего Севера, где 8 месяцев зимы имеет стратегическое значение. И никакие прибыли не смогут покрыть последствия срыва надежности газоснабжения Центральной Якутии.

Так что, Бычков Кирилл Евгеньевич, единолично не решает такие крупные задачи, обсуждение идет на разных уровнях и не только о слиянии или чего-то еще, но прежде всего, в рамках решения задач – повышения надежности газоснабжения, устранения дефицита газа, сдерживания и снижения тарифа на газ, для создания новых рабочих мест.

Sakhaday.ru