Глаза – один из ценнейших органов чувств человека. Ведь почти всю информацию мы получаем зрительно. К сожалению, в послековидное время детская близорукость прогрессировала. Так, SakhaDay подготовил для вас большое интервью с врачом детского приема Якутской офтальмологической клинической больницы, специалистом с 38-летним стажем, отличником здравоохранения России и Якутии Светланой Потаповой, которое точно нельзя проморгать.
Два часа беседы с настоящим профессионалом и энтузиастом пролетели незаметно! А для наших читателей мы собрали самое интересное.
– Какая должна быть периодичность осмотров у детского офтальмолога?
– Если беременность протекала хорошо, ребенок родился доношенным и здоровым, то первый осмотр у офтальмолога в месяц от роду. Отлично, если родители смогут привести ребенка на следующий осмотр в 6 месяцев, затем в 1 год, 2 года и далее ежегодно. Очень важно пройти осмотр в 1 классе, после перехода на предметное обучение в 5 классе и подростковом возрасте.
Но если беременность у мамы протекала с осложнениями, ребенок родился недоношенным и слабым, то офтальмологи должны осматривать такого ребенка почти каждую неделю до 2,5 месяцев. У недоношенных нередко встречается ретинопатия – это тяжелое заболевание, при котором нарушается рост сосудов сетчатки. У половины болезнь проходит во время выхаживания в роддоме. Другой половине грозит слепота, поэтому в 1 месяц младенцу укрепляют сетчатку глаза с помощью хирургического лазера. У нас в Республиканской больнице №1 – Национальный центр медицины офтальмологическое отделение является головным подразделением детской офтальмологической службы Якутии, среди их достижений – возможность сохранить зрение недоношенных детей.
– Какие тревожные сигналы нельзя игнорировать родителям маленьких детей?
– Если ваш малыш начал щуриться или близко подходить к телевизору, то это повод записаться к офтальмологу.
Может быть так, что глаз гноится или беспокоит слезотечение – возможно это не рассосалась пленка, которая закрывает выход слезоносового канала, что явилось причиной сужения или полного закрытия слезоотводящих путей. В таком случае будет необходима специальная манипуляция – промывание, зондирование у офтальмолога.
У всех детей зрачки должны быть черного цвета. Допустим, если зрачок серого, белого, желтого цвета, то это очень плохой признак. Самый частый вероятный диагноз – это катаракта (врожденное помутнение хрусталика). Заболевания хуже – изменение в стекловидном теле вплоть до онкологии.
До года строение глаз меняется очень быстро. Если в 1 год появилось несоответствующее строение глаза –1, –2, –3, –4 (в норме +3,5 диоптрий), то можно смело поставить диагноз врожденная миопия. При неправильном лечении эти «минусы» будут быстро увеличиваться.
Явное косоглазие встречается только у 2-3% детей. У 25% стойкое правильное положение глаз. У остальных скрытое косоглазие, которое проявляет себя с возрастом, особенно оно проявляется с использованием гаджетов. Любое косоглазие нужно лечить, иначе отсутствие стереоскопического, глубинного зрения, увеличение близорукости может помешать в выборе некоторых профессий и получении водительского права.
Часто родители в шоке, как у малыша, который даже в школу не пошёл, плохое зрение. Пока ребенок не умеет разговаривать в силу возраста, родителям нужно быть очень внимательными и своевременно посещать медосмотры.
– Расскажите про лечение косоглазия.
– Родители обязательно должны быть настроены на долгое лечение: назначаются очки, упражнения, заклейки, если есть возможность аппаратное лечение.
Расходящееся косоглазие почти в 90% случаев требует оперативного лечения. Сходящееся в 70% случаев должно пройти с помощью очков, заклеек и упражнений.
В идеале с косоглазием нужно справиться до школы, но очень часто не успевают. Когда ребенку назначают заклейку, он должен носить ее от пробуждения до сна. Даже если ребенок отдохнул от заклейки час перед сном, то весь день насмарку! Нужно большое терпение и дисциплина. Также вместе с педагогами нужно объяснить другим ребятам в коллективе, что бывают дети с особенностями зрения и над ними нельзя смеяться.
– Правда, что за последние годы увеличилось количество детей со слабым зрением?
– Да. В 2023 году по инициативе нашего главврача Ивана Петровича Луцкана мы осмотрели более 5 тысяч школьников Якутска в рамках проекта «Сохраним зрение детям». Сейчас осматриваем в Намцах. Результаты кошмарные…
Представляете? У 80% осмотренных детей зрение ниже нормы! Бывает даже, что у четвероклассников зрение хуже, чем у десятиклассников! У такой картины несколько социальных причин, одна из них дистанционное обучение во время ковида, которое повлекло за собой последствия. Также отличаются показатели у четвероклассников и сегодняшних первоклассников, которые не застали дистанционку.
Также показатели разнятся в зависимости от школы: «крутая» гимназия, куда сложно попасть, где айфоны меняются как перчатки, стоит приоритет кто какую игру скачал, или школа попроще. Во втором варианте, дети зачастую имеют зрение получше.
Самые неожиданные ответы я услышала в «крутых» школах, где другие приоритеты. «Моя мама против ношения очков!» – категорически отвечает ребенок. Спрашиваю: «Почему? Какой специальности мама?» Стоит, мнется, говорит, что по уходу сидит. «Ну, хорошо, а раньше где работала?» В конце концов выдавила, что в магазине.
«Я не могу учить твою маму вести учет товара, работать с кассовым аппаратом, потому что я глазной врач. Я почти 10 лет училась в студенчестве и после окончания института. Я 30 лет работаю с детишками. У кого больше опыта: у твоей мамы или у меня? Почему она берется судить? А то, что ты потеряешь время, что у тебя зрение –5 и до сих пор без очков. Ты хочешь закончить школу с –20?»
Девочка ответила, что очки – это большие деньги…
– Лечение – это командная работа юного пациента, его родителей и врача?
– Ребенок сам не пойдет в поликлинику, этим должны заниматься мама и папа. А взрослым бывает некогда, не успевают поговорить с ребенком. Спрашиваешь на приеме: «Вы замечали, что ваш ребенок щурится?» А мама переспрашивает у ребенка. То есть она не видит со стороны, а узнает у него. «Когда вы заметили снижение зрения?» И снова переспрашивает у сына.
Одна мама как-то сказала: «О, у меня тоже было –3!» Спросила, когда у нее было –3. «В 10 классе!» Объяснила ей разницу, что у нее –3 было в 17 лет, а ее сыну 6 лет. Постоянно объясняю родителям, что в их детстве не было смартфонов и компьютеров.
Но есть очень внимательные родители, у которых все по пунктам. С ними очень приятно разговаривать, знаешь, что твои рекомендации точно выполнят.
Детский офтальмолог смотрит один на 10 тысяч детского населения. В поликлинику мы идем за рекомендацией. А лечение проводится дома. Водят на прием, покупают очки, следят за упражнениями, каплями, таблетками – родители.
Давным-давно я проводила анкетирование, где задавала вопрос: «Кто должен следить за сниженным зрением детей?» Варианты ответов были: офтальмолог (1 ставка на 10 тысяч населения), учителя/воспитатели, родители. Основная масса отвечала, что офтальмолог…
– Какое безопасное время у детей разного возраста в использовании гаджетов?
– Эти рекомендации нереально соблюдать. Исследования говорят, что на сегодня в первоклассник должен пользоваться гаджетами 15 минут, третьеклассник 20 минут, десятиклассник 40 минут… Представляете? Дети на смех поднимают!
Как правило, с очками дети быстро смиряются. А когда слышат, что есть признаки скрытого косоглазия, слишком много времени пользуется смартфоном, то доходит до слез и истерик у девочек и мальчиков! Когда спрашиваешь, сколько часов пользуется телефоном, то некоторые отвечают: «8 часов подряд.» А это ребенок, а не банковский работник. Иногда соревнуются, кто сколько сидит за компьютером.
Я своим обоим сыновьям смогла сохранить 100% зрение. Теперь «воюю» с внуками с переменным успехом, то ухудшение, то восстанавливаем… Все время приходится держать руку на пульсе.
Какую я дам рекомендацию? Проходить осмотры у офтальмолога. По крайней мере у нас в Якутске во всех поликлиниках есть специалисты, а то и 2-3. Понимаю, очереди, но можно пробиться через две недели, не месяцы! Или записаться в частные клиники. В северных улусах ситуация сложнее, но и там можно получить направление в нашу Глазную больницу. Важно соблюдать назначение врача, делать упражнения для глаз.
Также на зрение влияет неправильная осанка и наклон головы. Сейчас у детей нет физической активности. Нужно выгонять их играть во дворе, для этого, конечно, нужна безопасность. Записывайте в бассейн, на танцы, спортивные секции.
– Как правильно подбирать очки детям?
– Рецепт очков должен выписывать офтальмолог, потому что в поликлинике ребенку капали глаза – смотрели на широкий зрачок. А в оптиках такой возможности нет. Есть технологии, но они занимают время. Я сомневаюсь, какая оптика будет уделять для этого полтора часа времени ребенку, бросив других клиентов.
Я считаю, у нас в Якутске грамотные специалисты оптик, которые просят рецепт с поликлиники. Сегодня существуют современные технологии, которые помогают остановить близорукость, поточнее подобрать очки. Необходимое оборудование и знания стали доступны нам при активной поддержке главврача Ивана Петровича.
У взрослых другая история – уже сформировалась рефракция, поэтому можно подобрать очки на месте в оптике.
– Люди помогающих профессий нередко сталкиваются с оборотной стороной медали, поделитесь трудными случаями в практике.
– Иногда пациенты не щадят, даже порой пробивают мою толстую кожу.
Когда читаю лекции в научном центре, всегда рассказываю молодым докторам два случая, чтобы они были готовы к разным пациентам. Когда я работала в медцентре одна пациентка сидела с ручкой и конспектировала каждое слово. Думаю: «Ах, как хорошо, какой у меня слушатель!» Отвечаю на вопросы, что будет если так, если то-то… Стараюсь подробнее. Когда пациентка ушла, меня вызвали на ковер к главврачу. Оказывается, пациентка пожаловалась: «Снимите с приема этого доктора, она ничего не знает. О чем бы я ни спросила, она говорит или так, или этак.»
А мне стало так обидно… Я думала у нас полное взаимопонимание! Ведь все не может быть черным и белым, есть полутона. Главврач мудрая и успокоила меня, посоветовала разбираться в людях.
Второй случай, однажды ко мне как к заведующей отделения в медцентре привели ребенка высокопоставленного чиновника. Было начальное ухудшение, после лечения зрение восстановилось. Мы беседуем с мамой – молоденькая, вся хорошенькая, ухоженная, сидит нога на ногу, смотрит на меня высокомерно и издевается. Говорю, капать капли. А она: «А если не капать? Мы не будем носить очки.» Я поняла, что все что я не скажу, она будет против.
Думаю: «Если хочешь сгущения красок – получишь!» И в итоге я нарисовала самый плохой сценарий, что будет если не соблюдать рекомендации. Она меня выслушала, даже бровью не повела. Что вы думаете? Через 15 минут раздается звонок: «Что ты наговорила? Мама пришла и с порога заявила, что едем в Швейцарию! Ребенок слепнет!»
Моя мама опытный хирург Мария Максимовна Горохова тогда сказала мне, чтобы я так больше никогда не делала, как бы плохо не вели себя пациенты. Я получила хороший урок, – рассказала Светлана Николаевна.
Напоследок Светлана Потапова поделилась, что на детском приеме должен быть полный контакт врача и родителя. Доктор должен «поймать волну», не загружать терминами, быть еще психологом и педагогом. Но и без доверия мамы или папы к специалисту ничего не получится.
Также Светлана Николаевна добавила, что врачам все время нужно учиться, быть готовыми к новой информации. Наука предлагает новое в лечении, назначении очков, оптической коррекции.