Мы продолжаем серию публикаций, посвященную итогам реализации стратегического документа, по которому Якутия живет до сих пор -- Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года.
На первый взгляд, исходя из самого названия документа, речь в нем в большей степени идет о промышленном развитии Якутии. Но на самом деле в Схеме-2020 существенная роль была отведена развитию агропромышленного комплекса республики и в целом развитию села. Какие задачи стояли перед руководством республики и профессионалами в отрасли сельского хозяйства, насколько сложно они решались и чего удалось добиться, рассказывает Дмитрий Федосеевич Наумов. Человек не понаслышке знакомый с селом, всю жизнь посвятивший его развитию, занимавший крупные посты в руководстве республике, и, наконец, великолепно знающий жизнь якутского села изнутри -- замечательный драматург, писатель, уважаемый и почитаемый многими якутянами.
-- Дмитрий Федосеевич, в начале 2000-ых годов в республике была принята Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Какая роль была отведена сельскому хозяйству в этом документе?
-- Сельское хозяйство – это в основном занятие коренных народов нашей республики, поэтому чаще говорят «якутское село». Чего удалось добиться для якутского села?
Если смотреть на результаты по сельскому хозяйству за период до второго десятилетия XXI века года, то они уверенно идут вверх. Поголовье домашних оленей в хозяйствах всех категорий увеличилось с 133,1 тысячи голов на 1 января 2003 года до 200,3 тысячи голов на 1 января 2011 года (на 50,5 %), лошадей – с 130,8 до 163,4 тысяч голов (на 24,9 %), птицы – с 815,5 до 895,2 тысячи голов (на 9,8 %) и так далее. Валовая продукция сельского хозяйства также росла уверенно: с 8 140,4 млн рублей в 2002 году до 18 206,6 млн рублей в 2010 году.
Потом цифры несколько пошли вниз. Но так или иначе результаты, достигнутые в сельском хозяйстве, стали возможны благодаря реализации Схемы-2020.
Но давайте вспомним, с какими итогами мы подошли к первому десятилетию XXI века.
Село, получившее в частную собственность недвижимость, средства производства, земли, но не понявшее до конца собственной ответственности, живущее надеждой на поддержку государства, во времена кризиса оказалось не только перед финансовыми проблемами, но и перед проблемой поиска новых путей развития, изменения сознания. Такие проблемы решаются не в одночасье, это долгий путь.
Республикой с таким не простым состоянием сельского хозяйства стал руководить Вячеслав Анатольевич Штыров. Человек, знающий правила рыночной экономики, содержание реформ, проводимых в стране, имеющий опыт руководства компанией мирового масштаба, должен был решить задачу со многими неизвестными относительно села.
Ко времени прихода Штырова к руководству республикой мы были в состоянии неопределенности: пытались развивать на селе семейную экономику, считая ее верным направлением развития, но поняли неоправданность такой политики. В каждой деревне находились те, кто брал задаром кур, свиней и другую живность, кое-как возился с нею до осени, а потом забивал на мясо. Были и те, кто на средства, выделенные на создание подсобного хозяйства, на приобретение КРС и т.д., покупал цветные телевизоры в каждую комнату, шубу супруге и ждал новых подарков от государства. Сложно было довести до их сознания, что пришел новый руководитель, что нужно создавать товарное производство и что больше ничего бесплатного не будет. Также невозможно было требовать у крестьянских хозяйств и кооперативов возврата 5 млрд рублей долга, накопившегося к тому моменту. Что делать с этим долгом, как сократить или погасить – предстояло решить и эту сложную задачу. Необходимо было, все рассчитав, принять обоснованное решение.
В год прихода к руководству Штырова из федерального бюджета на развитие сельского хозяйства мы получили 46 млн рублей. При таком уровне финансирования, если бы республика ничего не предприняла, сельское хозяйство было бы полностью развалено. Поэтому новый президент счел нужным опираться на возможности самой республики с учетом особенностей нашего северного края. Была поставлена задача поиска новых путей в этом направлении. Все силы были мобилизованы для того, чтобы остановить снижение показателей, сокращение поголовья скота и продукции сельского хозяйства.
Для того чтобы в одночасье не разрушить все, что есть, нужно было придумать способ поддержки частных хозяйств, которые производили более 60 % продукции. Если ранее за литр сданного молока селянину выплачивали 6 рублей, из которых 3,5 рубля подлежало возврату в госбюджет, для покрытия части его расходов мы установили субсидию размером 7,5 рубля. Каждый год она индексировалась и к 2010 году составила более 20 рублей на литр молока. Из этой субсидии заготовитель ничего не обязан был возвращать государству. Было введено требование выдавать субсидию только товаропроизводителям, и для выполнения данного требования в каждом улусе были организованы центры по заготовке и переработке сельхозпродукции. Эти центры действуют и сегодня.
Главное – отныне средства, выделенные из бюджета, выдавались на безвозмездной основе в виде субсидий. Первый год они сразу составили около 3,6 млрд рублей. Если правильно распорядиться – большие деньги. Поиск законных путей выделения такого объема средств вызвал много дискуссий. Огромную поддержку в этом вопросе оказал Ил Тумэн. И решающую роль сыграла позиция президента, его неизменная политика, направленная на поддержку села.
Как я уже сказал, остро стояла проблема долга, накопившегося в течение многих лет. Через ФАПК «Туймаада» были списаны ранее накопившиеся долги селян в размере около 3 млрд рублей. Это была немалая сумма. Списаны, потому что в противном случае возврат разорил бы селян.
-- Как вы считаете, эти решения помогли спасти якутское село?
-- Именно так: оценивая все сделанное, сегодня я могу с уверенностью сказать -- правильно принятые решения начала 2000-х годов президентом Штыровым обеспечили жизнь якутскому селу. Все якутские села живы и там живут люди. А в России десять тысяч деревень больше не существуют, а в десяти тысячах деревень живет менее 100 человек в каждом селе и это в основном пенсионеры. Сельское хозяйство России разрушается.
Но это вина не только руководства страны. Время такое – мы выбрали капиталистический путь развития и от села государство практически отказалось. Это ошеломляюще подействовало на всех и на селян в том числе – оказалось, что быстро найти свой путь развития очень сложно.
В республике происходят те же самые процессы.
То, что молодежь уезжает из села – вечная проблема, но разговоры о том, что наше село вымирает, я считаю необоснованными, ведущими к упадку. Молодежь получает образование, стремится жить одной жизнью с республикой, вставшей на путь динамичного развития, пытается обосноваться в промышленных центрах, городах. Это правильно. А для того, чтобы деревня продолжала существовать, чтобы ценился труд селян, новое руководство республики выбрало иной путь. Требование времени – организация высокотехнологичного производства, способного выпускать конкурентоспособную готовую продукцию. Часть молодежи все равно интересует такой вид работы на селе и есть те даже, кто возвращается обратно из города и работает в деревне.
Поэтому в свое время именно по этому пути мы и пошли – по пути масштабной реконструкции и строительства новых предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Во всех улусных центрах были построены пищекомбинаты, а в деревнях с размахом начали заготавливать молоко, мясо. И люди стали через субсидии получать деньги, стали зарабатывать. Поэтому поголовье скота постепенно увеличивалось.
К 2010 году из республиканского бюджета выделялось ежегодно уже 8 млрд рублей на сельское хозяйство в целом и на сельское производство. По России в то время в целом на все сельское хозяйство выделялось в год 124 млрд рублей. Из них 87 миллиардов – шло на покрытие банковских процентов, оставшиеся 37 млрд рублей – на развитие выделялись сельского хозяйство более восьмидесяти регионов. Представьте, на каком уровне была поддержка сельского хозяйства республики.
Но дело было не только в реформах, контроле и в финансировании. В то время на уровне Российской Федерации не было программы о поддержке развития сельского хозяйства, а нам президент республики дал задание разработать республиканскую программу комплексного развития сельского хозяйства. Нас поддержали народные депутаты Ил Тумэна и в итоге эта программа стала Президентской и была оформлена в виде закона Республики Саха (Якутия). Кроме развития сельского хозяйства, программой было предусмотрено комплексное развитие села по различным направлениям: газификация, жилищное строительство, строительство социальных объектов, мелиорация земель и т.д. У селян появилась стабильная поддержка. Президент Штыров требовал неукоснительного исполнения принятого объема финансирования. Многие положения, вошедшие в нее, стали потом составной частью Схемы-2020.
Президент Якутии Вячеслав Штыров каждый месяц собирал всех членов правительства и руководителей ведомств, и контролировал, принимал отчеты о том, как реализуется программа развития села. В первую очередь был контроль над финансированием.
Еще расскажу один эпизод. Будучи тогда председателем наблюдательного совета компании «АЛРОСА», вице-премьером России, Алексей Кудрин провел совещание в республике, на котором учителя поставили вопрос о повышении заработной платы. На что Кудрин сказал: «Вы 3,6 млрд (это было еще в начале реализации Схемы-2020) выделяете на развитие сельского хозяйства. Вот где был бы источник повышения заработной платы для учителей».
У меня тогда душа в пятки ушла – если финансирование будет урезано, то как мы будем реализовывать программу? Но я напрасно волновался. В ответ Штыров так аргументировал необходимость поддержки развития сельского хозяйства в Якутии, что Кудрин не нашел что ответить.
В итоге руководство республики обеспечило настолько высокий уровень поддержки сельского хозяйства, что даже наши соседи из Амурской области удивлялись очень сильно. У них на эти же цели в 2004 году выделялось 340 млн рублей. А мы в тот год получили 4 млрд 600 млн рублей и потом эта сумма только увеличивалась.
Кроме того, впервые в истории Якутии у нас была проведена коллегия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев приехал и лично руководил работой коллегии. И тогда произошло очень важное событие – мы предложили внести изменения в закон Российской Федерации о развитии сельского хозяйства. А именно: внести табунное коневодство и северное оленеводство в перечень традиционных отраслей сельского хозяйства. И вопрос был решен.
Все мои коллеги – министры сельского хозяйства из других регионов – завидовали. Говорили: «А почему не внесли овцеводство, птицеводство и так далее?» Но Гордеев пояснил, что внести все невозможно, а якутское табунное коневодство и северное оленеводство – это совсем другой вид сельскохозяйственного производства и его необходимо поддержать.
Так что благодаря тем решениям сегодня селяне по этим отраслям, пусть и небольшую, но помощь из федерального бюджета получают.
-- То есть Вячеслав Штыров глубоко вникал в тему сельского хозяйства?
-- Очень глубоко. Все считают его промышленником, а он – управленец высокого уровня. Он ведь все детство и часть юности провел в деревне, поэтому в селе он понимал и всегда говорил: «У нашего правительства одна единственная задача – как будет жить и чем будет обеспечено наше село». Он считал, что именно в селе находятся исконные корни любого народа, а значит, во что бы то ни стало надо сохранить его и уклад жизни на селе.
Вот еще один пример: из 129 школ, построенных в его бытность президентом Якутии, по моим подсчетам, большая часть школ была построена в селах, причем в каменном исполнении со всем инженерным обеспечением.
Однажды Штыров принимал ввод одной из первых школ на селе, там был как раз обед и детям выдавали алюминиевые вилки и ложки. А ребята их гнули, дети же. Вячеслав Анатольевич это увидел и после обеспечение столовыми приборами стало совсем другим – стали выделять качественные. Он требовал, чтобы все было предусмотрено, вплоть до оборудования классов, где мальчики занимались работой на станках, а девочки рукоделием. Нитки, машины швейные, мастерские хорошие, новые парты, стулья – все было. А раньше в здание новой школы старую мебель переносили. Вот как все поменялось.
Почему я так подробно об этом говорю? Да потому что школа на селе – это основа. Если есть школа – село будет жить. Поэтому такое внимательное отношение к детям, к их образованию, условиям обучения – было еще одним показателем отношения к селу в целом.
-- Дмитрий Федосеевич, как вы считаете, возможно ли в современных условиях развитие села без транспортной, энергетической инфраструктуры, промышленности?
-- Невозможно совершенно. Развитие села напрямую зависит от того, какими будут дороги и будут ли вообще, линии электропередачи. У нас республика очень большая, богатая сельхозугодиями, охот- и рыболовными угодьями – все есть. Но без новейших технологий, без транспортной доступности, сложно развивать сельское хозяйство. Капитализм признает только товар, значит его надо произвести, нужно товарное производство, оборудованные цеха. Так мы и действовали. Например, в Тюнгюлю сегодня есть перерабатывающий кооператив, работает исправно, по-современному. Ребята говорили мне, что в пять-десять раз больше продают свою переработанную продукцию, чем раньше, селянам и не только.
И крупные промышленные компании должны поддерживать селян. Был очень хороший пример работы промышленных компаний с селом – «Алмазы Анабара» работали совместно с сельскохозяйственными предприятиями. Селяне поставляли свою продукцию работникам алмазодобывающего предприятия. Это была очень хорошо налаженная система.
В Якутии есть ответственные компании, например, «Сургутнефтегаз». Самое главное – они построили здание тогда Сельхозакадемии, ставшей позже Агротехнологическим университетом. Но нужно, чтобы было более тесное взаимодействие между якутскими сельхозпредприятиями и промышленными компаниями, работающими на территории Якутии. Польза будет всем.
-- А как вы считаете, приносит ли пользу до сегодняшнего дня Схема-2020 в плане развития сельского хозяйства?
-- Много можно говорить на эту тему, но я скажу одно и самое главное: якутская деревня существует, живет и работает, люди нормально живут, дети учатся, газификация села идет, о чем раньше немыслимо было даже подумать. Все это достижение принятой программы развития села при президенте Вячеславе Штырове и результаты работы Схемы-2020. А если бы этого не было, многих якутских деревень сегодня тоже не было бы. До начала этой системной работы забитых окон на селе было очень много, а сейчас строят уже двухэтажные дома, деревня застраивается, хорошеет.
Более того, заложенные Вячеславом Штыровым традиции продолжаются – финансирование села не снижается, более 10 млрд рублей ежегодно выделяется на сельское хозяйство. Значит все работает, значит, все было сделано верно.
Маргарита Нифонтова