Французские документалисты представили на международном фестивале документального кино IDFA в Амстердаме фильм «Рай». Он рассказывает о событиях лета 2021 года в селе Шологон Горного улуса. Этот район тогда максимально пострадал из-за лесных пожаров.
Авторы — режиссер российского происхождения Александр Абатуров и оператор Поль Гийом — на основе реальной ситуации показывают противостояния людей взбунтовавшейся природе, которая их породила, вскормила и была для них доисторическим раем, пишет «Коммерсантъ». «Теперь он существует только в закрепленных фольклором воспоминаниях. В реальности отношения человека с природным миром дошли до критической точки конфликта. И это очевидно не только в перенаселенных мегаполисах, но и на пустынных северных пространствах Якутии, где, по оценкам «Гринписа», около 90 процентов лесных пожаров происходит по прямой или косвенной вине человека», — сообщает издание.
Действия в фильме разворачиваются в селе Шологон, жители которого своими силами борются с природной стихией, практически не получая помощи из райцентра. Основными персонажами выступили решительный и бесстрашный Вася, опытный тушитель огня Павел Аржаков, почерневший от беды глава администрации поселка, перечисляет газета. Автор рецензии о докфильме отмечает яркую визуальность картины и называет ее почти мифической в сценах наступления адского пламени, мечущихся животных, бредущего по полю ребенка, в пейзажах оттенка багрового тления.
Безусловно, в фильме показаны якутские обычаи и ритуалы, например, кормление огня. «В этих молитвах и ритуалах прочитывается своего рода дзен-подход к испытаниям и катастрофам. Холодное северное спокойствие мужчин, заразительный смех женщин и прежде всего солидарность — вот что отличает якутов и что придает апокалиптическому документальному полотну толику неплакатного оптимизма», — восхищается «Коммерсантъ».
Лето 2021 года запомнилось масштабными лесными пожарами, бушевавшими в Якутии. Огнем было охвачено около 8 млн га земли. Как и в предыдущие годы, первые лесные пожары были зафиксированы в мае и носили антропогенный фактор. К 17 мая в республике действовало 25 природных пожаров на территории Амгинского, Верхневилюйского, Горного, Намского, Мегино-Кангаласского, Нюрбинского, Сунтарского, Таттинского, Усть-Алданского, Усть-Майского, Хангаласского улусов и близ Якутска.
Горный улус наиболее пострадал из-за лесных пожаров. В середине июля в районе действовал 21 природный пожар. На тушение огня в первую очередь выходили жители сел, организовавшись в добровольческие отряды. У местных властей не хватало денег, чтобы оснастить их лопатами, противопожарными ранцами, экипировкой. Кроме того, местные администрации сообщали о нехватке средств на прокладку минерализованных полос и противопожарных разрывов в границах поселений.
Но чаще всего человеческие усилия оказываются ничтожными, когда лесной пожар разрастается и превращается в верховой. Именно такой огонь уничтожил в августе 2021 года свыше 30 жилых домов села Бясь-Кюель. В июне и июле жители этого села, как и Шологона, практически в одиночку боролись со стихийным бедствием.
Фото документалиста Нанна Хайтманн, сделанное в июле 2021 года в селе Магарасс Горного улуса.