Старые дома, как и люди, хранят воспоминания, запечатлевают мгновения жизни… Поздней осенью проходя мимо одного старинного деревянного дома, расположенного на улице Кирова, 7/11, я невольно заглянула в его окна, и в этом «взгляде» было что-то такое, будто он хотел рассказать какую-то тайну… Немножко постояв, я ушла оттуда в глубокой задумчивости.
Жил-был художник один
До этого необычного момента история этого дома мне была неизвестна. Наверняка многие видели его - он расположен через дорогу от Государственного собрания Ил Тумэн.
[caption id="attachment_60885" align="aligncenter" width="1200"]
По информации ЯРО ВООПиК, дом многоквартирный, в сибирском стиле, был построен в конце XIX века. В дореволюционный период вместе с хозяйственными постройками он принадлежал горожанке У.С. Слободчиковой (Охлопковой), а в 1917 году был занят торговлей Громодзянского. С начала 1960-х в доме располагались Детские ясли №17.
Оказывается, с 1951 по 1956 годы в нем жил уникальный график, основоположник книжной графики Якутии, классик советской графики, талантливый художник, глубокий мыслитель, многогранная личность Валериан Васильев.
Как рассказала журналисту Sakhaday родная сестра художника Зинаида Васильева, в этом доме Валериан вместе с семьей проживал с 13 до 18 лет.
Будущий художник родился 23 июля 1938 года в Якутске. Его отец был видным в республике государственным деятелем.
По воспоминаниям Зинаиды Романовны, художником Валериан мечтал стать с детства. «У него всегда была потребность рисовать. Он много читал, увлекался философией, поэзией, музыкой, хорошо танцевал. Это давало ему возможность освоить разнообразную технику исполнения в графике. Умел общаться с людьми разных профессий, что обогащало его как личность. Его очень любили, он был прекрасным рассказчиком, свободным в своих высказываниях», - делится сестра.
Валериан, будучи городским мальчиком, хорошо знал якутскую среду. «Его родители часто выезжали в мегинские села на лето. Дед Гавриил Романович и дядя Василий Романович — прекрасные рассказчики, люди, увлеченные стариной, знавшие назубок свою родословную — таскали с собой племянника повсюду. Валериану повезло: рядом были люди, умудренные опытом жизни. Отсюда — ранняя зрелость и необычайно серьезное отношение к творчеству вообще», - пишет в своей статье «Думы о Валериане Васильеве» доктор философских наук Андрей Саввинов.
По его словам, все это способствовало колебанию в выборе профессии – между искусством и философией. Однако в этой нелегкой борьбе верх одержало первое.
В 1962 году Валериан окончил отделение художественной обработки дерева факультета промышленных искусств Московского Высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское).
Романтик и мечтатель
После окончания учебного заведения молодой выпускник возвратился в родную Якутию, где в одно время преподавал в Якутском художественном училище.
Как о талантливом графике, Валериан о себе заявил сразу, рассказал журналисту Сахадэй писатель и художник Айсен Дойду. Творчество Валериана Васильева общество и критика приняли сразу.
«Это были 60-ые годы. Валериан был в Якутии графиком №1. Он своим творчеством заразил остальных. Благодаря ему, многие стали графиками, а в конце 60-ых в Якутии даже произошел бум, взлет этого вида искусства. Помню, Валериан был умным, современным, толковым; человеком энциклопедических знаний. С ним было интересно общаться. Он был настоящим философом, много читал, рассуждал. Его работы были философского направления. Яркие работы. Он не просто рисовал – в каждом его творении заключалась идея, глубокая мысль. Почерк Валериана был современнейшим. Ведь шестидесятые были годами реализма, а он рисовал условно-полуабстрактно. Его направлением был не реализм, а авангард. В те времена это казалось необычным, на манер западных графиков. Кстати, он и одевался очень модно, современно», - вспоминает Айсен Дмитриевич.
Исследователи и коллеги также отмечают обаяние артистической личности, тонкую душу Валериана. Он был романтиком и мечтателем, художником-поэтом, в его творчестве глубина аналитика с широтой философского осмысления органично соединялась с тончайшей лиричностью. Его работы стали хрестоматийными, его образ, неоднократно описанный в воспоминаниях современников, в каком-то смысле канонизирован.
Многогранный виртуоз
Как пишет Андрей Саввинов, хоть Валериан и выбрал «Строгановку», тем не менее навсегда остался философом. По его словам, с помощью изобразительного искусства он прежде всего выражал мысли, и в зависимости от решаемых задач был либо художником, либо графиком, либо скульптором. В своей статье ученый приводит его слова: «Вообще почему существует такое «цеховое» подразделение — художник, график, скульптор? Я лично считаю, что надо всем заниматься. Это очень помогает в работе и тем, и другим, если даже, на первый взгляд, берутся противоположные виды искусства».
[caption id="attachment_60888" align="aligncenter" width="425"]
Валериан Васильев был виртуозом в разных техниках эстампа - линогравюры, ксилографии, литографии; оригинальной графики, что способствовало техническому обогащению национального искусства, а импровизация на тему об исторических судьбах якутского народа сделала его заметным художником страны.
За свою короткую жизнь художник создал произведения, ставшими шедеврами якутского изобразительного искусства: циклы линогравюр: "Новое и старое", "Старые якутские мастера", цикл гуашей "Думы о времени", серия ксилографий "Нюргун Боотур Стремительный", "Алмазный Мирный", "Оленька", литографии "Поэт (Платон Алексеевич Ойунский)", "Без вести пропавший", "Скорбь", "У огня", "Моя дочь".
[caption id="attachment_60889" align="aligncenter" width="500"]
Последний 1970 год… Художник для создания гравюр выбирает суровый камень, а не теплое дерево, не холодный металл, и создает литографии одну печальнее другой: «Скорбь», «Пропавший без вести», «Поэт», «У огня»…
Он возвращался домой
Валериана Васильева отличали огромная трудоспособность, безжалостное отношение к себе и удивительная увлеченность работой. Его мастерская находилась в доме напротив магазина «Туймаада», где он любил трудиться допоздна.
4 декабря 1970 года 32-летний художник поздно возвращался домой, где его ждала любимая семья - супруга, сын и дочь. Жил он недалеко - возле кинотеатра «Центральный». Идти, в общем-то, недолго – обычно ходил пешком. Но место у школы №8 стало для Валериана роковым…
По словам Айсена Дойду, художника нашли лежащим на тротуаре перед школой №8. Вызвали скорую, но было уже поздно – лопнул сосуд, и, к великому горю, он умер от кровоизлияния в мозг.
«Помню, Валериан часто страдал мигренью, у него постоянно болела голова… Спустя некоторое время после несчастья одна женщина, проживавшая в доме напротив той школы, призналась, что видела, как неизвестные подростки подбежали к идущему мужчине и сзади каким-то предметом ударили по голове. Когда от полученного удара мужчина упал на тротуар, подростки разбежались… Убийц так и не нашли, хотя, видимо, какое-то расследование и было. Очень жалко… В Якутске тогда все были в трауре», - вспоминает Айсен Дмитриевич.
«Его не стало 4 декабря 1970 года. Он шел со своей мастерской по проспекту Ленина домой. По рассказам, какие-то нелюди сзади ударили по голове. А у него была детская травма головы, и лопнул сосуд… Так семья в одночасье потеряла сына, брата, мужа, отца», - говорит сестра Зинаида Васильева. По ее словам, брату, как творческому человеку, было нелегко пробиваться в жизни, но у него получилось. Он встретил любимую женщину, успел познать радость отцовства.
[caption id="attachment_60902" align="aligncenter" width="930"]
В 1971 году Валериану Васильеву посмертно было присвоено звание лауреата Якутской республиканской премии имени Платона Алексеевича Ойунского в области литературы и искусства. В 1999 году учреждена независимая общественная премия имени Валериана Васильева для молодых художников Якутии.
Памятник
Как сообщили в ЯРО ВООПиК, жилой дом на улице Кирова, 7/11, где жил художник, представляет собой историко-культурную ценность, как архитектурное наследие деревянного зодчества Якутска конца XIX-начала ХХ веков.
«Дом является архитектурно-историческим памятником. Его архитектурная значимость и прелесть в том, что он старинный, а то, что в нем жил известный график Валериан Васильев, придает ему еще и статус исторического памятника, поэтому его настоятельно рекомендуется перенести в Старый город-II (Залог)», - сообщил Александр Дьяконов, ответственный секретарь ЯРО ВООПиК. Дом находится в достаточно хорошем состоянии, добавил он.
С 2003 года по инициативе руководства Якутии с целью сохранения «исторической зоны города Якутска» в Залоге проходят работы по строительству и реконструкции исторической охранной зоны «Старый Якутск». С целью сохранения объектов деревянного зодчества Якутии туда планируется перенос зданий, исторически и архитектурно значимых.
По словам председателя ЯРО ВООПиК Руслана Васильева, срок переноса дома художника зависит от мэрии.
«Наши инвесторы готовы начать хоть завтра. Ждем только решения земельных и юридических вопросов со стороны городской власти», - сообщил председатель. При этом он особо подчеркнул, что есть немало предпринимателей-инвесторов, желающих принимать участие в сохранении истории Якутии, и нужна лишь поддержка властей.
[caption id="attachment_60894" align="aligncenter" width="1384"]
***
Хоть убийство Валериана Васильева произошло и не в этом доме, но оказалось, что тот «взгляд» хотел поведать о тайне его смерти … Которая до сих пор не разгадана.
На вопрос, искали ли убийц, сестра художника Валентина Романовна ответила: «Все остальное нас не интересовало» …
… Ведь человека уже не воскресить …
Интересно, а как сложилась судьба тех подростков?
Ксения АВЕРА, SakhaDay.ru