Экспедитор по перевозке бортового питания отвечает за своевременную загрузку питания на борт воздушного судна и за сохранность контейнеров с едой для пассажиров и экипажа. Этот специалист выполняет крайне ответственную, многозадачную и очень подвижную работу в любую погоду - в жару и в холод при -50.
– Наш цех поставляет питание для пассажиров и экипажей почти всех рейсов, которые выполняются из аэропорта «Якутск», - рассказывает Александр Тырылгин, экспедитор по перевозке бортового питания. – Подготовленные к перевозке ланч-боксы мне передают в контейнерах, перед погрузкой в кузов кейтерингового автомобиля их досматривают, пропустив через интроскоп. После досмотра инспектор авиабезопасности пломбирует тележки, эти пломбы могут быть сорваны только бортпроводниками на борту воздушного судна. Автолифт подъезжает к самолету, у него погрузочная высота около 6 м, и я передаю контейнеры с питанием экипажу. С этого момента за питание отвечают бортпроводники.
Александр уточняет, что цех работает круглосуточно, и экспедиторы работают посменно. В смене их двое – один обслуживает центральные рейсы, второй отвечает за местные. Цех бортпитания аэропорта «Якутск» сотрудничает с такими авиакомпаниями, как «Якутия», «Полярные авиалинии», «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», «Аврора», «ИрАэро» и «Алроса».
- Заступив на смену, первым делом ознакомляюсь с планом полетов, - продолжает Александр Тырылгин. – Работаю под руководством начальника смены, взаимодействую с комплектовщиками бортового питания, водителем кейтерингового автолифта и бортпроводниками. За смену обслуживаем 5-6 центральных рейсов. Количество порций на одном рейсе зависит от загрузки воздушного судна, в среднем получается пять контейнеров и две-три полутелеги. Также занимаюсь оформлением сопроводительных документов.
Александр Тырылгин родился и вырос в г. Среднеколымск Среднеколымского улуса. В аэропорт «Якутск» он пришел после службы в армии, не имея профильного образования.
- Однажды за ужином по семейной традиции смотрели местный телеканал и увидели сюжет про аэропорт «Якутск». По совету родителей назавтра же отправился туда узнать о вакансиях. Думал устроиться грузчиком, но мне предложили должность экспедитора по перевозке грузов (бортового питания), и я согласился на трудоустройство, хотя, честно признаться, даже не представлял, чем буду заниматься.
По воспоминаниям молодого человека, на дворе стоял жаркий июнь, был разгар отпускного сезона, и летнее расписание трещало по швам – так было много рейсов. Экспедиторы ездили с полным кузовом, поэтому Саша быстро вошел в курс дела. Работа ему понравилась, впечатления были отличные – самолеты, белые ночи, красивые рассветы и закаты. В круговороте дневных и ночных трудовых смен незаметно пролетело четыре года. Молодой человек сам не успел понять, как его затягивает рутина.
Но многое начало меняться в его жизни, стоило ему однажды поднять голову и увидеть чуть дальше, чем контейнеры с питанием. В буквальном смысле – Саша тогда, занимаясь на работе ставшими привычными делами, поднял глаза и увидел объявление на стенде. Это была афиша Первенства аэропорта «Якутск» по национальным видам спорта «Кубок Орла», проводимого во время празднования Ысыаха Туймаады на корпоративном мероприятии. К участию приглашались все желающие.
- Я с детства смотрю «Игры Дыгына», всегда хотел попробовать себя в национальных видах спорта, но в моей школе не было таких секций. На любительском уровне, не выходя за пределы своего спортзала, занимался боксом, и один раз без подготовки участвовал в турнире по мас-рестлингу – вот и весь опыт. Несмотря на это, решил попробовать свои силы, хотя до соревнований оставалось только две недели. На «Кубке Орла» мы состязались по пяти видам: мас-рестлинг, борьба хапсагай, национальные прыжки, бег на 400 м и перенос камня. Я не рассчитывал на победу и очень удивился, когда по очкам вышел первым. Я ведь не имел даже представления, как проходят такие соревнования, даже не был никогда в жизни на Ысыахе Туймаады. После ысыаха приехал на ночную смену, коллеги встретили с ликованием. На свой выигрыш в 50 000 руб. я сначала хотел отучиться в автошколе, но в итоге подарил сестре на день рождения, ей было нужнее.
Саша признается, что в школьные годы ничем особенным не увлекался и был домоседом, и теперь жалеет о том, что всегда отвечал отказом на предложения принять участие в различных мероприятиях. Оказывается, надо быть открытым миру, тогда и мир будет открыт для тебя.
- Сейчас я изменился – как говорится, за любой кипиш. Я это понял только после участия и победы в «Кубке Орла», и с тех пор начал принимать предложения и вызовы судьбы и пробовать свои силы, - отмечает 25-летний Александр.
Как еще один пример, Саша рассказывает о том, как однажды шел по городу и наткнулся на большой спортивный праздник – это был день проведения всероссийского забега «Забег.РФ». Саша сфотографировал вывеску, обещав себе, что обязательно займется бегом. А спустя две недели после «Кубка Орла» ему написал коллега и рассказал, что у них есть беговой клуб «АэроСпорт» и они предлагают ему, как новому спортивному открытию, принять участие в трейле (бегу по пересеченной местности). Саша тут же согласился и сразу замахнулся на 25 км – было тяжело, бежали в жару, но он благополучно финишировал, хотя ноги уже отказывали – сказалось отсутствие тренировок. После этого, начав планомерно заниматься, на Якутском полумарафоне Inner Drive в своей возрастной группе Саша занял 2 место на дистанции 21,1 км.
Летом 2023 г. Саша увлекся горным туризмом. Ему уже покорились горы Хандыги, Большой Тхач в Республике Адыгея, а сейчас он мечтает о велотуре. Ну а новый 2024 год начался для него ярко – с выступления на телевизионном спортивном турнире по национальным и народным видам спорта «Кубок НВК», где он участвовал в составе команды аэропорта «Якутск».
- Очень волновался, я ведь раньше никогда не снимался на камеру. Если бы мне дали микрофон сказать что-нибудь, не смог бы и двух слов связать от волнения, - признается Саша. – Народные виды спорта, если посмотреть со стороны, кажутся очень легкими, но это не так. У меня бы точно не получилось сделать «тутум эргиир» (вертушку) и прыжки «кириэс тэбии» - это сложнее, чем кажется. К счастью, мне удалось принести два победных очка по таким видам, как «халбас харата» (борьба стоя на бревне) и перенос тяжести с элементами челночного бега. Получились очень зрелищные состязания, за нас болели наши коллеги, особенно горячо – моя смена. Но больше всех за меня болел мой папа – он очень ярый фанат игр боотуров, а тут его сын участвует в подобных состязаниях, как же ему было не волноваться, - смеясь, заключает Александр.
Команда аэропорта тогда заняла 2 место в групповом этапе соревнований, но дальше по турнирной сетке не прошла. Несмотря на это, коллеги по смене встречали Сашу словами «Ты молодец, ты наш герой!».
Текст и фото Саргыланы Сандар
Пресс-служба АО «Аэропорт Якутск»