Многие губернаторы без ясных сигналов федерального центра отказались от активного вовлечения в кампанию «Единой России». Главы регионов не понимают, нужно ли им формировать предвыборную повестку и самолично тянуть на политический олимп партию власти, отмечает фонд «Петербургская политика». Открытым остается вопрос и об отставках по итогам выборов, сообщает "Газета.ru". Вовлеченность губернаторов в думские выборы оказалась неравномерной, считают эксперты близкого к Кремлю фонда «Петербургская политика». Это следствие отказа федерального руководства «Единой России» от жесткого централизованного управления выборами и постановки «плановых задач», говорится в пояснительной записке к ежемесячному рейтингу социально-политической устойчивости регионов. Отсутствие четко сформулированных задач привело к тому, что региональные власти сами начали выбирать пути повышения «социального оптимизма» жителей подотчетных им субъектов и степень участия в продвижении партии. Не все губернаторы поняли, чего от них хотят наверху. В итоге кто-то попытался удалиться от политической борьбы с оппонентами, а кто-то решил по традиции кинуть все силы на результат «Единой России», зачастую пренебрегая публично продвигаемым Кремлем принципом «конкурентности и легитимности». При этом не обошлось и без откровенных перегибов. В своем исследовании эксперты отдельно отмечают ситуации, когда главы регионов отошли от заявленного на федеральном уровне принципа конкурентности и в открытую вступили в перепалку с представителями оппозиции. Региональные власти не удержались и от вмешательства в предвыборные договоренности «Единой России». Согласно им в ряде одномандатных округов против сильного кандидата от парламентской оппозиции не выставлялся оппонент от партии власти. Но местные элиты оказались не готовы расчистить путь лучшим представителям оппозиции. В Якутии имело место медиадавление на ЦИК и суды, а также разворачивание кампании против ставленника эсэров Федота Тумусова. В Чувашии были попытки препятствовать другому справедливороссу — Анатолию Аксакову. В исследовании приводятся и другие примеры такого поведения элит, видимо, не уделивших должного внимания договоренностям наверху. Однако борьба с оппозицией не самый большой промах глав субъектов. Как говорится в исследовании, рост общественного интереса к выборам актуализировал риски протестных выступлений в ряде регионов. Политолог Алексей Макаркин считает, что разборы полетов по итогам выборов могут сильно отличаться от тех, которые были раньше. Традиционно от глав регионов требовали определенных процентов по результатам выборов. Поэтому в этот раз, когда план не обозначили, далеко не все поняли, что они не так важны, и кто-то попытался «угадать» нужный результат. «Есть такая советская мудрость: лучше перестараться, чем недостараться. Перестаравшегося максимум слегка пожурят. Однако сейчас ситуация может измениться. Федеральной власти как раз не нужны протесты и гуляющие по интернету видеозаписи с нарушениями на выборах. Поэтому достаться как раз может перестаравшимся», — прогнозирует политолог. Михаил Виноградов предполагает, что оптимальной моделью поведения на этих выборах для губернатора должна была стать работа на «социальной оптимизм граждан», а не на прямое усиление «Единой России». «Что же касается отставок по итогам выборов, такая традиция есть. Правда, в этот раз отставки будет сложнее обосновать, так как конкретный результат не требовался. Так что критерии будут другими: не за цифру, а по совокупности», — предполагает Виноградов.