В Якутии создают организацию для сохранения эталонов традиционной одежды народов Севера. Новая организация займется воссозданием и патентом эталонов классической традиционной одежды.
По информации газеты «Илкэн», в Якутске состоялось заседание учредителей региональной общественной организации «Лаборатория одежды коренных малочисленных народов Севера «Сирэктэ». Эвенкийское слово «сирэктэ» в переводе на русский язык означает сухожильная нить. Отметим, коренные малочисленные народы Севера традиционную одежду всегда шили нитью из сухожилий оленя.
Как подчеркнули участники заседания, сегодня возникла острая необходимость для защиты эталонов национальной одежды коренных народов Севера, т.к. происходит заимствование, смешение уникальных орнаментов, элементов и цветовой гаммы. Тогда как в одежде северных народов каждый орнамент, элемент имеет своё значение и символ. Новая организация займется воссозданием и патентом эталонов классической традиционной одежды эвенов, эвенков, юкагиров, долган и чукчей.
На учредительном собрании был избран руководитель лаборатории, им стал Михаил Андреев, мастер декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов Севера из Оленекского эвенкийского национального района.
Напомним, что в рамках XV съезда женщин Якутии и Дальневосточного женского форума, посвященных 100-летию образования Якутской АССР и Году Матери в республике прошла стратегическая сессия под руководством народного депутата Елены Голомаревой.
На одной из площадок, организованной Еленой Голомаревой совместно с доцентом кафедры всемирной, отечественной истории, этнологии, археологии ИФ СВФУ Валентиной Акимовой на тему «Одежда коренных малочисленных народов Севера», участники дискуссии обсудили вопросы сохранения и защиты эталонов национальной одежды коренных народов Севера.
Обсуждение прошло в широком историческом контексте: от проблем изучения, сохранения и реконструкции костюмов коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока по музейным и археологическим материалам, до осмысления традиционности костюмов фольклорных коллективов, сценических, а также костюмов, используемых в национальных праздниках, в традиционной хозяйственной деятельности.
Валентина Акимова в своем выступлении отметила, что в современных условиях малочисленные народы Севера Якутии стремятся возродить, сохранить и развивать свою традиционную этническую самобытную культуру в условиях активного процесса влияния техногенной культуры. Дальнейшее сохранение и развитие традиционных отраслей хозяйственной жизни, этнических черт и специфических особенностей национального в материальной и духовной культуре у эвенков, эвенов, юкагиров является жизненно важным.
«Необходима переоценка культурного наследия народов Севера Якутии с тем, чтобы развивать в новых условиях то ценное, что в нем сохранилось. При этом важнейшим критерием рационального подхода к решению проблемы является тот неоспоримый факт, что народы Севера Якутии через века пронесли в своей материальной и духовной культуре то, что составляет неповторимую часть общечеловеческой культуры, ценностей общечеловеческой цивилизации» - подчеркнула историк.
Она также отметила, что несмотря на то, что народы Севера Якутии представляют исключительно малочисленные этносы, их самобытная культура имеет законное право быть частицей общечеловеческой культуры. Участники дискуссии тогда выразили свою тревогу, что в современных условиях, с проникновением в их среду рыночных отношений, начинают исчезать многие традиционные черты хозяйственной жизни и культуры народов Севера, в том числе неповторимые образцы национальной одежды. Как считает Валентина Акимова, одежда наряду с другими элементами материальной культуры является одним из важнейших исторических источников, так как человек является продуктом своей собственной духовной и материальной деятельности.
Не менее интересным было выступление и слайды заместителя директора Музея антропологии и этнографии РАН г. Санкт-Петербург Владимира Давыдова о Тунгусской экспедиции 1927–1928 гг., участники которой собрали уникальные материалы по культуре орочей, тунгусов, нивхов Амура и Сахалина, зафиксировавшего ее особенности на фотопластинках, которые хранятся в научном архиве данного музея.
Подробнее на сайте Ил Тумэна: https://www.iltumen.ru/news/22038