В 2019 году правительство может вновь увеличить сборы с потребителей оптового энергорынка для снижения тарифов в пяти изолированных энергосистемах Дальнего Востока — в Якутии, на Чукотке и Камчатке, в Сахалинской и Магаданской областях. Надбавка на мощность для крупных предприятий может вырасти на 6%, до 37,14 млрд руб., что прибавит к конечной цене еще 0,05%. По предварительным оценкам Федеральной антимонопольной службы (ФАС), сам тариф для Дальнего Востока вырастет на 39 коп., до 4,69 руб. за 1 кВт•ч.
ФАС провела расчеты по размеру сниженного энерготарифа в изолированных энергосистемах Дальнего Востока в 2019 году — предварительно он может составить 4,69 руб. (без НДС) против 4,3 руб. годом ранее. Материалы рассмотрят на заседании правкомиссии по электроэнергетике 13 ноября (расчеты есть у “Ъ”). Впрочем, в прошлом году после обсуждения вопроса на правкомиссии ФАС в авральном режиме переделывала расчеты три раза.
На Дальнем Востоке, который не затронула реформа РАО «ЕЭС России», до сих пор тарифы устанавливаются регулятором. При этом уровень тарифов в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) крайне неравномерен. С июля 2017 года в пяти энергорайонах с высокими энергоценами — на Чукотке, Камчатке, в Якутии, Сахалинской и Магаданской областях — они искусственно занижаются за счет спецнадбавки для оптового энергорынка в европейской части РФ, на Урале и в Сибири. На южных территориях ДФО и в двух новых субъектах региона — Бурятии и Забайкалье — тарифы находятся на среднероссийском уровне, поэтому субсидии для них не предусмотрены.
Предполагается, что размер суммарной компенсации за счет оптового энергорынка вырастет с 35 млрд руб. в 2018 году до 37,14 млрд руб.
Компенсация льготных тарифов для Якутии может составить 18 млрд руб., для Камчатки — 6,83 млрд руб., Магаданской области — 3,9 млрд руб., Сахалина — 3,55 млрд руб., Чукотки — 4,78 млрд руб. Таким образом, совокупно за три года потребители оптового энергорынка заплатили за снижение энерготарифов в ДФО 96 млрд руб. В 2017 году потребители оптового энергорынка заплатили за выравнивание энерготарифов ДФО 24 млрд руб. при тарифе 4 руб. за 1 кВт•ч.
В Минэнерго, Минэкономики на запрос “Ъ” не ответили. В ФАС не пояснили причин роста нагрузки.
Механизм, который, по сути, является перекрестным субсидированием, часто критикуется за свою неэффективность. Но вице-премьер Юрий Трутнев уже предложил продлить его действие еще на десятилетку, до 2028 года. Предполагается, что размер будущих субсидий может уменьшиться за счет большей адресности направляемых средств. Так, поддержка, вероятно, будет оказываться только малому и среднему бизнесу, а также новым инвестпроектам, обязавшимся повысить энергопотребление. Обсуждается также исключение расходов на поддержку бюджетных организаций.
По оценке Натальи Пороховой из АКРА, вклад дополнительно 2 млрд руб. надбавки в рост конечной цены составит 0,05%, совокупно же общий объем субсидирования увеличивает цену на 1%. Эксперт отмечает, что эффективность надбавки оценить пока сложно, поскольку есть статистика по инвестициям только за 2017 год. Но в 2017 году инвестиции на Дальнем Востоке в номинальном выражении выросли на 22% против 8% в среднем по России, что отражает усилия правительства по развитию региона. Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» полагает, что цель введения надбавки, а именно снижение тарифа, достигнута, а нагрузка на местные бюджеты частично снизилась. «Помогло ли это экономике — сложный вопрос, переплетенный с другими макроэкономическими и региональными факторами»,— отмечает он.
Крупная промышленность продолжает критиковать схему занижения тарифов в ДФО. Директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселев считает, что продолжать «бессмысленное субсидирование» незачем, «если уже сейчас ничто не мешает внести коррективы, сделав его адресными и эффективными», а если их объем при этом сопоставим с бюджетными дотациями, то, полагает он, от этой «неналоговой нагрузки на бизнес следует отказаться совсем».