Водитель автобуса в Якутске рассказал о ситуации с городскими автобусами. Картина, по его словам, складывается печальная. Желающих садиться за баранку не наблюдается, а те, кто еще работает, перегорели, разочарованы и подумывают об уходе. Об этом Иван сообщил, отвечая на претензии пассажиров в тгк "Автобусы Якутска". "Такова суровая правда жизни", - констатировал он.
Когда пассажиры пожаловались на несоблюдение графика, водитель ответил:
"Раньше был такой график! Минута в минуту ездили. В час пик по 5 минут интервал держали, 28 машин работало. Сейчас 20 еле-еле набираем. Местные не хотят работать на маршруте. Работа каторжная! 14-16 часов за рулëм, мало кто выдерживает такой ритм. Потом пандемия подкосила, работы нет, водители приезжие разбежались. К сожалению, сейчас интервал зависит от количества машин, готовых выйти на линию. От этого и пляшем.
Автобус-то сам не поедет. Никто не хочет работать. Я пришел на маршрут в 2011 году, когда сын пошел в школу. В этом году он поступил в Питер. И честно говоря, я вообще не знаю, как он учился. Я приходил - он спал, уходил - он еще спал. И так пролетело 12 лет моей жизни. Это реально каторга. Я уже устал, батарейка села. Младшему 6 лет, и я не хочу моменты его жизни так же пропустить.
У меня автобус 2011 года, продлили разрешение еще на полгода, и, скорее всего, вместе с ним уйду на пенсию. Новый автобус стоит 16 млн, я не хочу лезть в лизинг. Как можно брать машину в лизинг на 7 лет, 205 тыс. платеж ежемесячно, и с таким доходом? Это нереально.
Это реальная каторга: 4 дня пашешь, 1 день выходной, машину надо подготовить, подшаманить. И вот так 4 дня на нем, 1 день под ним. Нет даже времени на еду. Раньше брал полноценный ужин - окорочка, макароны, сейчас беру тефтели, чтобы закинуть в рот и улететь с развороту. Даже в туалет некогда сходить".
Также Иван разъяснил про простои на остановках:
"По поводу простоев на остановках, когда автобус стоит в выходные дни 1-3 минуты. Дело в том, что будние дни с пробками, интенсивностью движения, с оплатой при выходе, теряется очень много времени. И если заметили, в будни автобус постоянно газует, он все время пытается держать интервал, догнать свое время. А в выходные спокойно двигаешься, пробок нет. Средняя скорость автобуса 27 км в час, но иногда приходится разгоняться до 60. И сейчас все автобусы идут прямо, грубо говоря от "Акварели" до "Триумфа". Идут например автобусы №100, 18, 17... Приходится отстаиваться, давать время другим автобусом, чтобы был немного разрыв, по 10 минут. Все хотят заработать, приходится выдерживать. Никто не будет так гонять, как "безумные" маршруты №4, 14 и 20, которые всю жизнь носятся. Нам же тоже нужно зарабатывать. Все в пределах своего рабочего графика. Это нормально".
Водитель считает, что главная проблема в городском автотранспорте - это отсутствие желающих работать:
"Обстановку улучшит только наличие водителей. А наличие изменится только от заработка. К сожалению, предприниматели, которые заключили договоры с мэрией, уже состарились, не могут сами работать. У меня отец отработал до 2015 года. Ему сейчас 72 года. У нас ИП на него оформлено. Раньше было здорово, когда батя был молодой. Мы работали по очереди, по 2 дня: и сильно не устаешь, и нормально зарабатываешь. Я уже 13-й год тащу кухню. Но вот прям беда с водителями.
Нужно сделать так, чтобы молодые кадры приходили, и должны быть обеспечены работой. Если отучился - у него должна быть достойная зарплата, и работа. А то приходят перебиться месяц-два, но не выдерживают бешеный ритм. Это очень тяжело. Чтобы молодой парень зарабатывал 100 тыс. в месяц, надо, чтобы и прибыль была.
Стоимость нового транспорта запредельная, а стоимость проезда заниженная. К сожалению, сейчас проезд 36 рублей, за наличку 40 рублей и льготы. Получается, в среднем проезд стоит 23-26 рублей. Это вообще ни о чем. В Питере например, 60 рублей. Так должно быть.
Чтобы водители получали нормальную зарплату, проезд должен стоить 50 рублей по карте, а за наличку 60 рублей. Тогда еще можно будет оплатить лизинг, ипотеку и что-то еще останется. Сейчас приходится только концы с концами сводишь. Раньше прям нормально все было, до того, как к власти Медведев пришел. С цепления диск полетел, я не парился, покупал и ставил. Тогда это стоило 3,5 тыс. А сейчас 12 тыс. То есть запчасти и ремонт выросли в 3 раза, а доход не увеличился, или увеличился в полтора раза.
Водителей стало меньше и в связи со СВО. Не скажу, что много ушли, но с маршрутов водители поуезжали. Прям беда с мужиками, с работягами. Все хотят с папочками ходить".
Напоследок водитель поделился историей, посоветовав потеплей одеваться:
"Был момент, когда я подъехал, и парнишка стал возмущаться, мол, почему долго автобуса не было. Я говорю, как долго, 7 минут интервал, все по плану. А потом смотрю, он в кроссовках, перчаток даже нет. Конечно, ему 7 минут вечностью покажутся. Говорю, ты же живешь на Севере, где твои унты? Надо же одеваться соответственно...".
Как видим, Иван ни на что не надеется, будущее столичного автотранспорта в его интерпретации выглядит безрадостным:
"Карту маршрута продлили до июня следующего года. Что-то будут внедрять следующим летом. Что именно не знаю. Но что-то серьезное, чтобы люди могли привыкнуть. Посмотрим, понаблюдаем. Правда, есть ощущение, что ничего хорошего. Короче, крепитесь, люди. Мужайтесь. Эта зима будет тяжкой, а следующая, наверное, вообще караул".