Продолжатся ли протесты в Якутии?

12:03 - 2.2.2021 / 1052 просмотра

Какой будет дальнейшая реакция властей на январские протесты, подхватят ли протестное настроение больших городов регионы, почему Якутск в этот раз не остался в стороне и поддержал российский тренд на открытое высказывание недовольства - в опросе Sakhaday.

В более 100 российских городах два выходных подряд прошли акции в поддержку политика Навального*, который был арестован по приезде на родину из Германии после госпитализации. Самые многочисленные митинги были в Москве и Санкт-Петербурге. В Якутске на первую акцию вышли около 100 человек. Несколько человек были задержаны. Но главным событием стало то, что люди присоединились к протестам в центральных городах, несмотря на 50-градусные морозы, и им удалось прогуляться по центральной улице города. На второй акции протестующих на площади Дружбы оказалось в четыре раза меньше.

Сложно оценить настоящие мотивы, расчеты, почему Якутск присоединился к акции, говорит кандидат политических наук, директор департамента коммуникаций и медиа ДВФУ Никита Аргылов.

«Тем более судить только по тем, кто вышел, думаю, неправильно. Много или мало. И тем более за Навального* или не за Навального. В любой оценке, в том числе экспертной, сейчас очень много субъективного и предвзятого. Это, наверное, не хорошо и не плохо. В целом, я лично сторонник того, чтобы по следам этих начинающихся процессов пытаться осмысливать, пытаться понять все интересы сторон. Как говорится, чтобы быть максимально объективным.

Потому что, к сожалению, мы находимся с вами в новой онлайн-среде, которая сильно искажает мировосприятие. Понятно, что медиатизированная среда - это вызов для всех, потому что дали слово каждому и выделиться там, создавать актуальные смыслы очень сложно».

Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев говорит, что в регионах протестное настроение напрямую связано с отношением к региональной власти. К общему недовольству, по его мнению, добавилась непопулярность губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова и стала причиной того, что город стал центром протестов. «В этом смысле в Якутии, пока Николаев остается популярным, вряд ли будут протесты», - говорит Калачев.

Власть отказывает народу в субъектности и не верит в его самоорганизацию, потому для нее теория о пятой колонне, кучке заговорщиков, агентах влияния является доминантой, считает политолог.

«Поэтому, она считает, чтобы не было революции, нужно арестовать революционеров. Не думаю, что страна находится накануне революции, но власть не понимает, что революционную ситуацию готовит сама.

Не оппозиционеры же поделили всех на элиту и всех остальных, не оппозиционеры точно совершенно создали условия, когда узкий круг зарабатывает, а остальные лапы сосут. На самом деле здесь оппозиционеры ни при чем. Критика власти появляется, когда власть допускает ошибку или проводит политику, которая не в интересах большинства. И сейчас, мне кажется, есть серьезная проблема в том, что власть проводит именно такую политику, к сожалению. И все больше и больше людей начинает это понимать. Надо менять политику, а не бороться с оппозицией. Она появляется тогда, когда есть в чем критиковать власть», - считает Калачев.

Акции продолжатся, когда будут другие поводы. Навальный* не является безусловным триггером для протеста, считает Константин Калачев.

На усиление недовольства народа повлияет социально-экономическая ситуация, результаты предстоящих выборов.

«Когда людям сообщат результаты, которые разойдутся с их представлением о том, как голосовали они, их знакомые, знакомые знакомых, вот тогда может быть выйдет намного больше людей. Сейчас выходит пассионарная часть общества. Для того чтобы раскачать остальных, нужно чтобы их чего-то лишили. Например, украли голос, лишили куска хлеба. Такое тоже возможно. Рубль не укрепляется, цены будут расти, а доходы падать. А пока это какая-то разминка, начало шахматной партии: Е2 сказал Навальный, Е4 ответил Путин».

Калачев добавляет, что российские власти прибегнут к методам запугивания людей и жесткого подавления протестов по примеру Беларуси.

Суть белорусского протеста в том, что в нем нет как таковых координаторов, и волна протестов началась именно после жестких действий силовиков, рассказывает журналист Дарья Спивак. Она работает в одном из крупнейших медиа Беларуси. В октябре прошлого года Дарья находилась 13 суток под арестом, ее задержали во время студенческого протеста, когда она выполняла свою работу.

Сейчас в Минске массовых протестов нет, но проходят районные марши. Люди выходят небольшими группами на прогулки с национальным флагом.

«В том числе продолжают присоединяться к забастовке, не платят "коммуналку", вывешивают на окнах домов протестную (национальную) символику. Десятки людей были арестованы на сутки и получили штрафы за флаги на окнах и даже бело-красные жалюзи (силовики стали это расценивать как пикетирование — суды полностью поддерживают протоколы сотрудников МВД, несмотря на частые нестыковки в них). Административно арестованных силовики пытаются сломить морально. Прикрываясь коронавирусом, почти месяц отказывают им в передаче в СИЗО. Люди не могут получить от родных теплую одежду, средства личной гигиены. Хотя передачи для арестованных по уголовной статье разрешены», - рассказывает журналист.

Люди продолжают протестовать и, судя по всему, намерены это делать до победного конца, несмотря на витки жестких репрессий, говорит Дарья Спивак.

*Внесен Росфинмониторингом в перечень физлиц, «в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму».

*Признан в России НКО-иноагентом и запрещенной экстремистской организацией, ликвидирован решением суда.

Олеся Смирнова, Sakhaday.ru