Накануне визита президента России в Якутск в новостных каналах обсуждали карантин высокопоставленных чиновников. Так, изначально мэра Якутска не оказалось в списке встречающих Владимира Путина. Однако вопреки всем ожиданиям Владимир Владимирович пожал руку Евгению Григорьеву. Что это было? И зачем тогда была нужна изоляция первых лиц? Разбирался корреспондент SakhaDay.
По плану 18 июня Евгений Григорьев не должен был близко подходить к Владимиру Путину. Но случилась неожиданность – президент сам захотел пообщаться с мэром Якутска. Пожалуй, фотографию их крепкого рукопожатия запомнят надолго… Пользуясь случаем, корреспондент SakhaDay выведал о поручении президента расселить аварийные дома и других актуальных темах городского хозяйства.
– Какая энергетика у Владимира Путина?
– Безусловно, у него мощная энергетика! Поразила осведомленность Владимира Владимировича по вопросам нашего доклада. Я как мэр Якутска удивился информированности президента о состоянии нашего города в масштабах страны.
Все отвечали за свою сферу, например, Мининноваций за креативную отрасль. А город волнует вопрос относительно аварийного и ветхого жилья. Президент очень человечный, он прекрасно понимает, что от этого вопроса зависит жизнь тысяч семей, которые там проживают.
– Подробнее, пожалуйста. А что ответил президент?
– Основной доклад был за главой Якутии, я дополнял. Так, изначально я обозначил, что хочу поднять вопрос ускоренного переселения из аварийных домов.
Якутск в этом году досрочно закончит программу переселения из аварийного жилья (прим. ред. по плану до 2025 года включительно). В связи с этим я попросил Владимира Владимировича рассмотреть возможность выделения ускоренного финансирования, не дожидаясь следующего года, чтобы поскорее переселить наших жителей.
Я рассказал про результат большой работы, которую мы провели за 3 года – признали почти весь деревянный фонд в Якутске аварийным. Когда мы это делали, даже предположить не могли, что Владимир Владимирович примет по городу Якутску отдельное решение – он поручил расселить все дома, признанные аварийными на 1 сентября 2023 года.
А у нас с 2017 года таких домов 957. В квадратных метрах это 424 тысячи. В деньгах это почти 66 миллиардов рублей. В аварийных домах проживают 32 140 человек. У всех этих людей сейчас появилось четкое понимание, что по отдельному поручение президента они получат новые квартиры до 2030 года.
– Вернемся к Путину. Насколько известно, вы не должны были встречаться с президентом, не сидели на карантине. Что поменялось?
– По протоколу было решено, что я не буду находится в изоляции. Изначально я должен был встретиться с президентом, но должен был стоять у стенда (на расстоянии).
Так и было. Просто Владимир Владимирович сам подошел пожать руку. Как не пожать в ответ?
– Тогда выйти и пообщаться с людьми на улице тоже была инициатива президента?
– Да, это решение Владимира Владимировича. Абсолютно незапланированное событие.
Вы сами видели, как много людей собрались вокруг президента. Безусловно, это очень заряжает! Наши горожане показали любовь и уважение к президенту.
– Как вы считаете, насколько Владимиру Владимировичу понравилось в Якутске?
– Я думаю, у президента сложилось о жителях Якутска исключительно теплые впечатления. По-другому быть не может, ведь искренность горожан нельзя подделать.
И проекты развития Якутска, стратегии, амбиции имеют большое значение для развития республики и Дальнего Востока.
– Горожане были приятно удивлены, что во время визита Путина центральные улицы Якутска были вычищены до блеска. Можем ли мы надеяться, что отныне будет так же чисто?
– С чего вы решили, что у нас не будет так же чисто?
На самом деле, во-первых, ведется системная работа по увеличению финансирования на содержание города, увеличение кратности уборки. Это командная работа с Правительством, народными депутатами и депутатами Гордумы.
Во-вторых, внедряются новые технологии – цифровое управление в работе коммунальной техники, переходим на компримированный газ, чтобы экономить топливо и больше ездить. Все это дает кумулятивный эффект – кратность уборки растет, больше техники выходит, увеличился штат дворников. Это не предел! Мы будем стараться делать лучше и чище.
В мастер-план включена система ливневых канализаций. Сейчас в городе всего 50 км ливневок, а дорог 600 км. Мы должны сделать 200 км ливневок, чтобы весь песок после дождя уходил в канализацию – не будет луж, станет меньше пыли, грязи.
Я как-то говорил о белых кроссовках. Думаю, сейчас по центру можно ходить в белой обуви. Будем добиваться, чтобы это стало возможно на окраинах!
– Будет ли мэрия регулировать электросамокаты?
– Три года назад, когда только появлялась служба шеринга в Москве, Якутск вообще не рассматривался этими компаниями, потому что не было у нас инфраструктуры.
Сегодня в Якутске мы создали 15 км велодорожек, 50 км тротуаров перестроили, плюс активно строится улично-дорожная сеть. Сейчас даже при желании будет трудно выгнать шеринговые компании. Тем более город молодой, средний возраст жителей 34 года. Естественно самокаты нашли широкий отклик как средство передвижения, досуга и хобби.
Самокаты – это хорошо. Были бы мы захудалым городом, они бы к нам не пришли. Конечно, мы официально работаем с «Whoosh». Ограничения скорости и местности передвижения – все это делается. Буквально на прошлой неделе было совещание совместно с ГИБДД и прокуратурой. Будут дополнительные ограничения во время «Дети Азии». Все гибко регулируется для безопасности.
Мое мнение – пусть молодежь покатается. И так лето короткое. Все запрещать ни к чему хорошему не приведет. Со временем мы придем к некой форме общественного договора, научимся правильно кататься на самокатах. Конечно, по двое-трое кататься нельзя, за это будем штрафовать.
– В завершение, что вы думаете о гражданском обществе в Якутске?
– У нас очень активные горожане. Очень хорошо работают телеграм-каналы. Какие-то шероховатости сразу выходят в публичное поле, поэтому это хороший инструмент для обратной реакции и быстрого устранения. В том числе большое спасибо за вашу работу!
Гражданское общество у нас в Якутске развито хорошо, даже сильно. Уровень образования очень высокий у горожан, плюс уровень вовлеченности в соцсети. Есть все факторы для того, чтобы у всех была своя гражданская позиция – по схожести взглядов они объединяются в общественные формирования.