Фильм Кандидат. Народная трагедия, или Закат якутской деревенской комедии

9:40 - 7.9.2023 / 4956 просмотров

(Внимание! Спойлер!)

На большие экраны вышел фильм Дмитрия “Шандора” Шадрина «Кандидат».

Картина погружает нас в киновселенную DetSAT, которая за 16 лет выпустила множество ярких и самобытных фильмов, подаривших нам узнаваемых персонажей и заразные словечки.

Итак, время и место действия фильма – наши дни, село Техтюр, которое переименовано в Кыһыл Сулус (Красная Звезда) в честь одноименного колхоза, расположенного на берегу Лены между селами Техтюр и Октемцы. Именно в Техтюре Хангаласского улуса разворачивались ключевые сцены фильма «Кэскил» (2007) и был полностью снят сиквел «Кэскил-2: Матч-реванш» (2012) с несравненным, до умопомрачения комичным Михаилом Борисовым в главной роли. «Кэскил 3: Наследство» вышел уже через год и большой популярности среди зрителей не обрел, видимо, тема наивного чудака исчерпала себя. А спустя год не стало и самого актера, подарившего нам этот образ.

Небольшое отступление: Техтюр во вселенной DetSAT – это такой пример здорового патриотизма, когда деятель, в данном случае режиссер Дмитрий Шадрин, будучи сам уроженцем этого села, продвигает его через свои фильмы, снимает его жителей в массовках и небольших ролях, тем самым приобщая их к развитию кино и взращивая целое кинопоколение.

В фильме «Кандидат» мы возвращаемся в Техтюр спустя 11 лет с того самого «матча-реванша», когда за сердце красавицы Веры боролись наш Кэскил со своим сомнительным приятелем Витьком и его оппонент Абан с другом Банчо («городская братва против местной молодежи»).

За это время изменилось многое: Абан, проигравший тогда битву за любовь, взял в жены не абы кого, а дочь местного главы. С женой у них уже двое детей и третий на подходе. И вот живут они, никого не трогают, ни о чем не беспокоятся, как вдруг... У тестя Абана заканчивается срок полномочий, а для организации выборов ему нужен технический кандидат... Кто-нибудь невзрачный, кто-нибудь никчемный, на фоне которого Степан Степанович выглядел бы настоящей звездой политики и самоуправления, нерушимым авторитетом, непререкаемым лидером. И этим кандидатом-спойлером глава выбирает своего зятя, надеясь на его бесхребетность, но... Абан решает вступить в гонку всерьез. На кону – его семья, достоинство и самоуважение.

...Фильм, несмотря на свой жанр «комедия» и пафосную приставку «народная», производит удручающий эффект, оставляя осадок печали, чувство безнадежности и тоски. К сожалению, это не народная комедия, а самая настоящая народная трагедия.

Картина «Кандидат» знаменует собой закат якутской деревенской комедии, ее вселенная закольцовывается, соединяя в единый мир Кэскила из 2007-го и Леху и Зину из 2022-го. И оказывается, что мы готовы легко попрощаться с ними, со всеми этими героями, которые когда-то смешили нас до колик, заставляли переживать за них и за которыми мы повторяли надоедливые, но такие прилипчивые фирменные фразочки. Оказывается, мы готовы их отпустить, потому что они уже... Их уже нет. Все, finita, бүттэ.

Источник фото

Их уже нет, этих персонажей, в нашей жизни, они перестали быть актуальными и узнаваемыми, соотвественно, им уже меньше сопереживаешь. Фильм «Кандидат» символизирует не только конец целой киноэпохи, но и закат якутского села в целом.

Деревня у Шадрина деградировала, она на пути вымирания. Здесь, как признается главный герой, не задерживается молодежь, а те, кто приезжает, зачастую имеют цели лишь нажиться на глупых деревенских жителях.

Нет больше мудрых, добрых деревенских бабушек - вместо них у Шадрина наивные до глупости, ведомые и безликие, но тем не менее очень крикливые престарелые женщины, гоняющиеся за призрачной надеждой вернуть увядшую молодость и красоту.

Нет больше талантливой, самобытной молодежи – они разъехались, а кто остался, тот вынужден паразитировать на популярности другой культуры.

Нет больше самой обычной – здоровой и полной – якутской семьи. Институт семьи показан жалким: даже у главы наслега, которого уважительно называют «аҕа баһылык», не совсем нормальная обстановка в семье. Он деспотично манипулирует членами своей семьи и семьи своей дочери как хочет, а его единственный сын страдает каким-то ментальным расстройством.

Сам главный герой и его жена, хотя и ждут уже третьего ребенка, так и не смогли сепарироваться от старших членов семьи и обрести самостоятельность, хотя бы свой угол. Жена на сносях не имеет права голоса и ей приходится лишь тихо плакать в подушку.

Раскрывая образ одного из второстепенных персонажей – работницы администрации, нам несколько жирно намекают на ее низкую социальную ответственность.

Семью Кэскила и Веры, за развитием отношений которых мы ранее следили, к сожалению, оставили бездетной. Вере досталось несколько секунд экранного времени, за которое мы ничего о ней и ее семье не узнаем. Но в конце фильма она делает свой выбор, соответствующий ее образу смелой девушки. А Кэскил… наш добрый, всегда чуткий к чужим бедам Кэскил в этом фильме навсегда остался за кадром… В прямом и переносном смыслах.

Нет больше решительных, умных, образованных молодых людей, готовых все взять в свои руки. Есть легко сдающийся Кандидат, который взялся было за дело, вступил в борьбу - но который в самый ответственный момент спасовал, уступив кресло засидевшемуся нафталиновому деду из Совка. И от этого наиболее печально – не будет перемен, молодым никогда не будет хватать сил и смелости изменить жизнь, им будут перекрывать дорогу в политику, а пожмут руку и обнимут по-отечески лишь тогда, когда они будут послушными и угодными.

Пример из фильма рифмуется с политической обстановкой в мире, где процветает геронтократия. Престарелые руководители никогда не покинут свое место по доброй воле, они будут сидеть там, покуда бьется их охладевшее ко всему сердце. Но даже когда оно устанет, и откажется биться, и скажет «я устало, я ухожу» - пожилой чиновник, неспособный никогда насытиться властью, вставит в него моторчик и все равно заставит его биться! Ведь нельзя, чтобы барахлило, нельзя, чтобы остановилось, еще сын-недоумок не пристроен, еще не у всех родственников центральное отопление…

Потом думаешь - а что плохого, в самом деле, в том, что в главах сидит опытный, закаленный временем руководитель, который знает о своем муниципалитете все - вдоль и поперек? В конце концов, он большого вреда не причинит, ну поворует немного, но ведь зато свой, родной, местный …

Но и тут оказывается, что это - иллюзия. Вы можете избирать главой наслега кого-то своего, пока вам это разрешено, пока ваша деревня даром никому не сдалась и нет никому до нее дела, хоть живите вы еще век без отопления и водопровода. Но когда на ваших землях вдруг найдут природное богатство, ценное сырье - руководить вами поставят эффективного менеджера в красивом костюме, технократа из большого города, из большой корпорации.

Вот такая смысловая нагрузка народной трагикомедии. Вот что удалось прочитать между строк и увидеть в 25-м кадре. Теперь перейдем к техническим моментам.

К сожалению, фильм, имеющий очень сильную сценарную заявку, взяли и слили в сюжетном плане. Настоящей борьбы, грязных приемов, героических преодолений мы так и не увидели. Не случилось и трансформации героя – Абан как был недалеким, никчемным зятьком главы, так им и остался.

Не добавляет фильму достоинства ряд ненужных вычурных персонажей, занимающих экранное время, но никак не двигающих сюжет, введенных ради скетчевых шуток (ранее в простонародье также называемых «сценками»). И уж совсем не украшают фильм нещадно переигрывающие и очень уж крикливые актеры (-сы).

Но главным недостатком фильма сценариста и режиссера Дмитрия Шадрина является… актер Дмитрий Шадрин. Его амплуа шарлатана (мошенника, афериста, лже-шамана и теперь уже лже-гуру духовных практик) настолько приелось и не ново, что впору закатить глаза. Закат эпохи, закат глаз… По правде говоря, его персонаж введен в фильм постольку-поскольку. Во-первых, он никак не влияет на сюжет. Вырежи его линию из фильма – и ничего не изменится. Во-вторых, как его допустили в деревню, где все в курсе, что он мошенник?..

Такое ощущение, что так называемая народная комедия «Кандидат» - это заключительная и самая большая афера Витька, или Шандора, или Дмитрия Шадрина, который лишь воспользовался чувством ностальгии зрителей и их любовью к Кэскилу.

Ульяна Вензель, Sakhaday.ru