(Внимание! Спойлер!)
На большие экраны вышел фильм Дмитрия “Шандора” Шадрина «Кандидат».
Картина погружает нас в киновселенную DetSAT, которая за 16 лет выпустила множество ярких и самобытных фильмов, подаривших нам узнаваемых персонажей и заразные словечки.
Итак, время и место действия фильма – наши дни, село Техтюр, которое переименовано в Кыһыл Сулус (Красная Звезда) в честь одноименного колхоза, расположенного на берегу Лены между селами Техтюр и Октемцы. Именно в Техтюре Хангаласского улуса разворачивались ключевые сцены фильма «Кэскил» (2007) и был полностью снят сиквел «Кэскил-2: Матч-реванш» (2012) с несравненным, до умопомрачения комичным Михаилом Борисовым в главной роли. «Кэскил 3: Наследство» вышел уже через год и большой популярности среди зрителей не обрел, видимо, тема наивного чудака исчерпала себя. А спустя год не стало и самого актера, подарившего нам этот образ.
Небольшое отступление: Техтюр во вселенной DetSAT – это такой пример здорового патриотизма, когда деятель, в данном случае режиссер Дмитрий Шадрин, будучи сам уроженцем этого села, продвигает его через свои фильмы, снимает его жителей в массовках и небольших ролях, тем самым приобщая их к развитию кино и взращивая целое кинопоколение.
В фильме «Кандидат» мы возвращаемся в Техтюр спустя 11 лет с того самого «матча-реванша», когда за сердце красавицы Веры боролись наш Кэскил со своим сомнительным приятелем Витьком и его оппонент Абан с другом Банчо («городская братва против местной молодежи»).
За это время изменилось многое: Абан, проигравший тогда битву за любовь, взял в жены не абы кого, а дочь местного главы. С женой у них уже двое детей и третий на подходе. И вот живут они, никого не трогают, ни о чем не беспокоятся, как вдруг... У тестя Абана заканчивается срок полномочий, а для организации выборов ему нужен технический кандидат... Кто-нибудь невзрачный, кто-нибудь никчемный, на фоне которого Степан Степанович выглядел бы настоящей звездой политики и самоуправления, нерушимым авторитетом, непререкаемым лидером. И этим кандидатом-спойлером глава выбирает своего зятя, надеясь на его бесхребетность, но... Абан решает вступить в гонку всерьез. На кону – его семья, достоинство и самоуважение.
...Фильм, несмотря на свой жанр «комедия» и пафосную приставку «народная», производит удручающий эффект, оставляя осадок печали, чувство безнадежности и тоски. К сожалению, это не народная комедия, а самая настоящая народная трагедия.
Картина «Кандидат» знаменует собой закат якутской деревенской комедии, ее вселенная закольцовывается, соединяя в единый мир Кэскила из 2007-го и Леху и Зину из 2022-го. И оказывается, что мы готовы легко попрощаться с ними, со всеми этими героями, которые когда-то смешили нас до колик, заставляли переживать за них и за которыми мы повторяли надоедливые, но такие прилипчивые фирменные фразочки. Оказывается, мы готовы их отпустить, потому что они уже... Их уже нет. Все, finita, бүттэ.
Их уже нет, этих персонажей, в нашей жизни, они перестали быть актуальными и узнаваемыми, соотвественно, им уже меньше сопереживаешь. Фильм «Кандидат» символизирует не только конец целой киноэпохи, но и закат якутского села в целом.
Деревня у Шадрина деградировала, она на пути вымирания. Здесь, как признается главный герой, не задерживается молодежь, а те, кто приезжает, зачастую имеют цели лишь нажиться на глупых деревенских жителях.
Нет больше мудрых, добрых деревенских бабушек - вместо них у Шадрина наивные до глупости, ведомые и безликие, но тем не менее очень крикливые престарелые женщины, гоняющиеся за призрачной надеждой вернуть увядшую молодость и красоту.
Нет больше талантливой, самобытной молодежи – они разъехались, а кто остался, тот вынужден паразитировать на популярности другой культуры.
Нет больше самой обычной – здоровой и полной – якутской семьи. Институт семьи показан жалким: даже у главы наслега, которого уважительно называют «аҕа баһылык», не совсем нормальная обстановка в семье. Он деспотично манипулирует членами своей семьи и семьи своей дочери как хочет, а его единственный сын страдает каким-то ментальным расстройством.
Сам главный герой и его жена, хотя и ждут уже третьего ребенка, так и не смогли сепарироваться от старших членов семьи и обрести самостоятельность, хотя бы свой угол. Жена на сносях не имеет права голоса и ей приходится лишь тихо плакать в подушку.
Раскрывая образ одного из второстепенных персонажей – работницы администрации, нам несколько жирно намекают на ее низкую социальную ответственность.
Семью Кэскила и Веры, за развитием отношений которых мы ранее следили, к сожалению, оставили бездетной. Вере досталось несколько секунд экранного времени, за которое мы ничего о ней и ее семье не узнаем. Но в конце фильма она делает свой выбор, соответствующий ее образу смелой девушки. А Кэскил… наш добрый, всегда чуткий к чужим бедам Кэскил в этом фильме навсегда остался за кадром… В прямом и переносном смыслах.
Нет больше решительных, умных, образованных молодых людей, готовых все взять в свои руки. Есть легко сдающийся Кандидат, который взялся было за дело, вступил в борьбу - но который в самый ответственный момент спасовал, уступив кресло засидевшемуся нафталиновому деду из Совка. И от этого наиболее печально – не будет перемен, молодым никогда не будет хватать сил и смелости изменить жизнь, им будут перекрывать дорогу в политику, а пожмут руку и обнимут по-отечески лишь тогда, когда они будут послушными и угодными.
Пример из фильма рифмуется с политической обстановкой в мире, где процветает геронтократия. Престарелые руководители никогда не покинут свое место по доброй воле, они будут сидеть там, покуда бьется их охладевшее ко всему сердце. Но даже когда оно устанет, и откажется биться, и скажет «я устало, я ухожу» - пожилой чиновник, неспособный никогда насытиться властью, вставит в него моторчик и все равно заставит его биться! Ведь нельзя, чтобы барахлило, нельзя, чтобы остановилось, еще сын-недоумок не пристроен, еще не у всех родственников центральное отопление…
Потом думаешь - а что плохого, в самом деле, в том, что в главах сидит опытный, закаленный временем руководитель, который знает о своем муниципалитете все - вдоль и поперек? В конце концов, он большого вреда не причинит, ну поворует немного, но ведь зато свой, родной, местный …
Но и тут оказывается, что это - иллюзия. Вы можете избирать главой наслега кого-то своего, пока вам это разрешено, пока ваша деревня даром никому не сдалась и нет никому до нее дела, хоть живите вы еще век без отопления и водопровода. Но когда на ваших землях вдруг найдут природное богатство, ценное сырье - руководить вами поставят эффективного менеджера в красивом костюме, технократа из большого города, из большой корпорации.
Вот такая смысловая нагрузка народной трагикомедии. Вот что удалось прочитать между строк и увидеть в 25-м кадре. Теперь перейдем к техническим моментам.
К сожалению, фильм, имеющий очень сильную сценарную заявку, взяли и слили в сюжетном плане. Настоящей борьбы, грязных приемов, героических преодолений мы так и не увидели. Не случилось и трансформации героя – Абан как был недалеким, никчемным зятьком главы, так им и остался.
Не добавляет фильму достоинства ряд ненужных вычурных персонажей, занимающих экранное время, но никак не двигающих сюжет, введенных ради скетчевых шуток (ранее в простонародье также называемых «сценками»). И уж совсем не украшают фильм нещадно переигрывающие и очень уж крикливые актеры (-сы).
Но главным недостатком фильма сценариста и режиссера Дмитрия Шадрина является… актер Дмитрий Шадрин. Его амплуа шарлатана (мошенника, афериста, лже-шамана и теперь уже лже-гуру духовных практик) настолько приелось и не ново, что впору закатить глаза. Закат эпохи, закат глаз… По правде говоря, его персонаж введен в фильм постольку-поскольку. Во-первых, он никак не влияет на сюжет. Вырежи его линию из фильма – и ничего не изменится. Во-вторых, как его допустили в деревню, где все в курсе, что он мошенник?..
Такое ощущение, что так называемая народная комедия «Кандидат» - это заключительная и самая большая афера Витька, или Шандора, или Дмитрия Шадрина, который лишь воспользовался чувством ностальгии зрителей и их любовью к Кэскилу.