Фотограф Греты Тунберг: чем известна Евгения Арбугаева

14:13 - 15.12.2019 / 2327 просмотров

О Грете Тунберг, которую журнал Time объявил человеком 2019 года, «РБК Стиль» писал уже не раз. Очередной повод поговорить об экологии дала Евгения Арбугаева, автор теперь уже знаменитого портрета Тунберг.

Сдвоенный номер Time за 23–30 декабря выйдет с живописной обложкой: школьница позирует на волнорезе с беспокойным выражением на лице, а вокруг бушует океан. Автором снимка стала Евгения Арбугаева — уроженка республики Саха (Якутия). В соцсетях Time также опубликовал короткий видеоролик со съемок, который сделал брат Евгении Максим Арбугаев, обладатель награды кинофестиваля «Сандэнс» за лучшую операторскую работу в фильме «Генезис 2.0».

Выходцы из маленького поселка Тикси посвятили себя исследованию взаимодействия природы и человека органично и безотказно, словно поддавшись внезапному озарению, и зарекомендовали себя на Западе как вдумчивые и основательные художники. Евгения училась в Москве на менеджера, но в итоге выбрала путь фотографа-документалиста и закончила обучение в Центре международной фотографии на Манхэттене. Максим занимался хоккеем, но все изменилось после съемок фильма об охотниках на мамонтов. «Генезис 2.0», первая работа Максима, его и прославила.

Теперь энвайронментализм пронизывает творчество Арбугаевых. Выходит, что съемки для Time с Гретой Тунберг им послала сама природа. Евгения не так известна в России, как ее брат. В «Википедии» информация о ней представлена только на английском языке и в ограниченном количестве. Из этих сведений можно узнать, что у Евгении уникальный стиль, который рождается во взаимодействии с героями, доверии и дружбе: фотограф ничего не фиксирует на пленку, пока не познакомится с местом и его обитателями как можно ближе.

В 2010 году Арбугаева по зову сердца вернулась в родной город-призрак Тикси, чтобы собрать воедино свои воспоминания и отразить их в одноименной серии снимков. Она часто работает без камеры, изучая локации, чтобы затем возвратиться к ним во всеоружии. Таким образом она два месяца изучала метеостанции на севере России, пока не повстречала героя проекта «Человек погоды» Вячеслава Короткого. Репортаж был опубликован в журнале The New Yorker. Север сменился Югом в фотопроекте «Амани», который снимался в Танзании на заброшенной антропологической станции посреди кофейной плантации, где автор провела две с половиной недели, ходя по пятам за его обитателем, бывшим лаборантом на пенсии. Фотографии опубликовал журнал National Geographic.

Евгения Арбугаева — лауреат престижных фотографических премий ICP Infinity Award, Leica Oskar Barnack Award и Magnum Foundation Emergency Fund Grant.

«Тикси»

Первый ностальгический проект в портфолио Арбугаевой стоит в авангарде «историй» на ее персональном сайте. 17 фотографий уносят в снежную сказку — но не уютного европейского типа с рождественскими огоньками на пряничных домиках, а почти дикую, заброшенную, но бесконечно живую. Такую можно найти исключительно в русской Арктике.

«Я была одержима идеей вернуться сюда с тех пор, как мы покинули Тикси», — говорит Арбугаева. Ей было восемь лет, когда семья перебралась в Якутск, а затем и в Москву. «Мои детские воспоминания о Тикси были очень яркими, красивыми. Я спрашивала себя: действительно там было так хорошо или мое воображение так постаралось? Я чувствовала, что какая-то очень важная часть моего детства осталась там, и отчаянно хотела вернуться». Так она и сделала, в начале 2010-х представив фотопроект о крошечном городе во льдах. Главной героиней «Тикси» стала девочка Таня, которая провела Евгении экскурсию по городу детства: «Я побывала в ее доме, где все напоминало обстановку квартиры, в которой я росла. Это был мощнейший флешбек. И Таня напомнила мне меня».

«Человек погоды»

Один из самых известных репортажей Арбугаевой — Weather Man — рассказывает о метеорологе на отдаленной станции. Газета The Guardian опубликовала историю целиком, сопроводив ее комментариями, в 2015 году.

«В Тикси была метеорологическая станция, куда мы с отцом часто ходили. Его друзья там работали. Таких станций в Арктике много: они расположены далеко и к ним трудно добраться. Всегда было интересно, кто там живет — посреди пустоты», — рассказывала Евгения. Она провела два месяца на корабле и посетила 22 метеорологические станции в поисках той самой: «Я искала романтику севера. И одинокого арктического волка. Но большинство станций оказались не такими, как я представляла. Многие были модернизированы согласно запросам молодых специалистов, которые работают с новыми технологиями».

Одна станция, собственно, выделялась — Ходовариха в Печорском море. «Это вроде как худшая из арктических станций. Никто не желает здесь работать. Так что я заинтересовалось. Когда мы причалили, я увидела Славу (герой снимков Вячеслав Короткий. — «РБК Стиль»). Это место словно застыло во времени. У него на станции есть портрет Юрия Гагарина, вырезка из газеты 1961 года. А еще работающий аппарат Морзе. На стенах обои из прошлой эпохи. Мне было очень комфортно там».

На маяке 63-летнего Славы, бывшего моряка, Евгения гостила две с половиной недели, фотографируя обстановку и человека, который провел в ней 13 лет, измеряя температуру, уровень осадков и направление ветра. «Была зима, практически постоянная темнота. Я искала образ, который сможет передать ощущение полярной ночи, с которым я выросла. Слава это сделал лучше всех».

«Амани»

Фотопроект был представлен в журнале National Geographic в 2016 году. Арбугаева отправилась на научно-исследовательскую станцию Амани в Танзании, чтобы встретиться с бывшим лаборантом Джоном Мганга.

«Он любил рассказывать мне всякие истории, — вспоминает Евгения. — И мечтать — воображать, что сталось с теми, кто когда-то здесь работал. Ему нравится осознавать себя частью чего-то значительного, частью науки. Он до сих пор скучает по Амани». Евгения хотела запечатлеть всепроникающую ностальгию и воссоздать на снимках «атмосферу магического места». Свою затею Арбугаева осуществляла в сотрудничестве с Венцелем Гайслером, антропологом из Университета Осло. Вот уже несколько лет ученые, историки и художники из разных стран под его руководством разыскивают в джунглях старые исследовательские станции.

По словам Гайслера, Арбугаевой удалось облечь воспоминания сотрудников о былом укладе жизни в запоминающиеся образы. «Это помогает нам распознавать следы когда-то заведенного порядка, или, если хотите, идею прогресса там, где, как может показаться на первый взгляд, царят разруха и запустение», — говорит он.

«Охотники на мамонтов»

Эта серия снимков рассказывает о жизни людей, которые ищут останки вымерших гигантов Ледникового периода на побережье острова Большой Ляховский. Порой уходит несколько дней, чтобы освободить бивни от ледяного плена. После этого драгоценные останки отправляют заказчикам — стоимость одного бивня может достигать нескольких тысяч долларов. Наиболее заинтересованы в останках мамонта покупатели из Китая.

Фантастический проект Евгении дополняет работу ее брата, оператора Максима Арбугаева и режиссера Кристиана Фрая — фильм «Генезис 2.0». Картина была представлена на фестивале «Сандэнс» в 2018 году, где получила награду за операторскую работу, а также была номинирована на приз Серебряный «Святой Георигий» на 40-м ММКФ как лучший документальный фильм.

РБК

© evgeniaarbugaeva.com / © Evgenia Arbugaeva

Sakhaday.ru