Общественный транспорт Якутска остается проблемной зоной. Горожане жалуются на грязные автобусы, несоблюдение графика движения, неисправные валидаторы для приема оплаты проезда.
Читательница Sakhaday написала, что водитель маршрута №7, мотивируя тем, что не умеет перезагрузить валидатор, заставляет пассажиров отправлять плату за проезд на свой мобильный банк. Женщина приводит его угрозу, сказанную 15-летнему школьнику: «Давай оплачивай, а то увезу — искать будут».
В OneClick Yakutia также поступают жалобы по поводу отсутствия возможности оплаты проезда банковской картой на некоторых маршрутах. Автор обращения пишет, что программа не считывает карту, хотя срок ее использования не истек.
Ранее на портале по сбору проблемных вопросов была жалоба на грязь в салонах автобусах, обслуживающих городские маршруты. Под заметкой Sakhaday по этому поводу люди высказали свое мнение. Горожане пишут, что надо требовать адекватное обслуживание на маршрутных линиях, чистый салон, в отсутствие условий платить меньше. Одна читательница написала, что согласна ездить и в грязном автобусе, лишь бы он был.
«На маршруте №1 их нет вообще. Каждый раз на линии четыре автобуса. Это что за безобразие. Ждём по 40 минут. "Союз Авто" ноль эмоций, их волнует только оплата. Что нас ждёт зимой? Уже никто не хочет работать водителями, до какой степени опустили профессию», — сетует Екатерина.
В OneClick Yakutia автору обращения о грязных автобусах еще не ответили.
В Якутске городские маршруты обслуживает НКО «Союз Авто», в которой состоят 450 индивидуальных предпринимателей. Среди них есть те, которые начали этот бизнес в середине 90-х, приобрели за это время по два-три автобуса. 40% из них сами работают на маршрутах и нанимают водителей дополнительно.
Представители «Союз Авто» сообщали о нехватке водителей. По их словам, местные жители не спешат трудоустраиваться водителями, а трудовым мигрантам стало невыгодно работать в России из-за роста курса доллара к рублю. Минимальная зарплата водителя маршрутки, по данным февраля 2021 года, составляет 50 тысяч рублей при графике три рабочих дня и один выходной.
Именно из-за нехватки работников, по словам перевозчиков, многие директора маршрутов не ставили высокие требования перед водителями насчет чистоты и общего состояния салона автобусов.
В Якутске планируют провести в 2023 году реформу в сфере общественного транспорта. «В этом же году будут объявлены новые контракты по обновленной сетке, и постепенно будем переходить на брутто-контракты для того, чтобы обеспечить единый стандарт качества. К примеру, маршрут №14 в среднем за год перевозит (и это только по данным биллинга безналичной оплаты!) более 3 млн пассажиров, тогда как маршруты 1, 2 и 15 – чуть более миллиона. Естественно, если у тебя выручка миллион или в три раза больше – то и возможности обновления техники, выплаты зарплаты разная. Такого быть не должно, и все маршруты будут уравнены, и будем добиваться того самого пресловутого единого стандарта качества – чтобы горожанин не различал, едет он в частном или муниципальном транспорте», — сказал недавно на пресс-конференции мэр Якутска Евгений Григорьев.