Хогвартс в Новой Москве! Школа «Летово» ждёт первых учеников из Якутии

17:17 - 18.10.2022 / 1440 просмотров

Могли ли вы предположить, что при скромной зарплате рядового служащего можете выучить ребёнка в частной школе и выбирать между Гарвардом и Стенфордом? В Новой Москве есть такая школа для способных и мотивированных детей из разных уголков страны. Главное отличие «Летово» от других частных школ – доходы родителей совершенно не влияют на поступление. «Летово» – это проект для России, который поможет предотвратить «утечку умов» заграницу. За счёт спонсорских средств стипендиатам оплачивается обучение и проживание сначала в школе, а затем и в лучших вузах мира. Но по контракту они обязаны 5 лет проработать на Родине.

Что такое «Летово»?

Школа-пансион «Летово» - общеобразовательное учреждение для учеников 7-11 классов. Учащиеся и учителя могут жить на территории школы. Дети и их родители могут выбрать два трекинга – российский и международный. Школа занимает второе место в мире по рейтингу лучших частных школ международного бакалавриата (IB) по версии Global Top IB Schools. Средняя оценка учеников, сдававших экзамен IB 43, 5 из 45 баллов.

Основателю школы – миллиардеру Вадиму Мошковичу впервые пришла идея создать принципиально новую школу в 2006 году. С тех пор прошли долгие годы поисков. Вадим Мошкович вложил в строительство школы 1,5 миллиарда собственных средств. Так, «Летово» вобрало лучшее из опыта российских и зарубежных школ. 1 сентября 2018 года пришли учиться первые 242 учащихся. В июне 2021 года школа выпустила первых «ласточек». 98 выпускников получают высокие баллы ЕГЭ и экзаменов IB и поступают в ведущие вузы России и мира: МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, МГИМО МИД России, Кембридж, Стэнфорд, Чикагский университет и др.

Вадим Мошкович обозначил миссию школы так: обеспечить способным и мотивированным школьникам из любых уголков страны, вне зависимости от финансового положения их семей, возможности для получения качественного образования мирового уровня и раскрытия интеллектуального и творческого потенциала.

– Мне кажется, самое красивое и доброе - это вкладываться в детей, в их развитие и образование. Я сам не перестаю учиться. Люблю пример Алисы в Зазеркалье, которая, чтобы оставаться на месте, бежала. Сегодня, если вы не учитесь, вас отбрасывает назад. Вы должны соответствовать меняющемуся миру. Проект «Летово» сделан для России, а не для экспорта. Я хочу, чтобы дети инвестировали полученные знания в свою страну, – говорил основатель.

Школа живёт за счёт благотворителей: благотворительного фонда и фонда целевого капитала (эндаумента). Все эти средства направлены на финансирование деятельности школы и стипендии. 469 учеников получают поддержку фондов – это 78% от общего числа. Школа рассчитана на 1000 детей.

Поступление и жизнь в «Летово» со слов детей

Набор в школу ведётся в 7–9 классы. Перед тестированием нужно потренироваться на платформе «Летово.Онлайн». Большую часть этапов поступления можно пройти онлайн. Финансовое состояние семьи, преподавание в школе родителей, прописка и обучение братьев и сестёр не влияют на поступление. Заявку на поступление можно заполнить на сайте letovo.ru

О своём опыте поступления нам рассказали 10-классница Ева Литицкая и 11-классник Матвей Гапонов. Ева из Калуги по началу пользовалась онлайн-курсами «Летово», чтобы подтянуть свои знания, а затем успешно сдала вступительные экзамены. Путь Матвея из Краснодара был сложнее. Они с другом увидели объявление на улице и поставили перед собой цель поступить. Подготовка у мальчика заняла три года. И вот наконец с третьей попытки Матвей прошёл экзамен, когда надежда почти растаяла. К слову, его друг тоже осуществил свою мечту!

Ежегодно в школе проводится День открытых дверей, где желающие могут походить по коридорам, посидеть на уроках, простыми словами, проверить подходит ли им обучение здесь.

– Я ощутил большой контраст, ещё когда впервые прибыл в «Летово» на День открытых дверей. Контраст конечно невероятный! Количество индивидуального подхода в самых разных аспектах просто зашкаливает! Фактически это место заинтересовано в том, чтобы вырастить разносторонне образованную, интересную личность. И этот процесс взращивания зачастую интересен самим учащимся, - поделился Матвей.

– Для меня было важно, что ребёнок в центре. Меня никто не заставляет ходить на нелюбимые предметы. А я сама выбираю, делаю акцент на том, в чём хочу развиваться. Концепция «ребёнок в центре» определяет всю школьную жизнь. Я думаю, это одно из главных достоинств «Летово».

В «Летово» нет классов и классного руководителя. На каждом выбранном предмете меняются те, с кем учишься. Такая система выгодна ещё и потому, что дети знакомятся с как можно большим количеством других учащихся. Нового ученика в школе встречают два наставника. Тьютор - взрослый сотрудник школы, который помогает организовать своё время, выбрать учебный план, он закрепляется за ребёнком до самого выпуска. Второй горизонтальный наставник – старшеклассник, который поможет погрузиться в школьную атмосферу, как можно скорее почувствовать себя как дома, расскажет обо всём с точки зрения ученика. За 3-4 дня до начала учёбы проводятся Дни адаптации, где старшеклассники проводят весёлые мероприятия на знакомство и сплочение для новоприбывших.

По словам Евы, уроки начинаются с 8:30 и заканчиваются в 15:40. Между ними есть большой перерыв на обед в школьной столовой, остаётся время на то, чтобы сходить в кампус. В 15:40 начинается перерыв на полдник. С 16:00 начинаются дополнительные занятия и кружки, которые ученик выбирает по интересам. Звонков в школе нет, все знают своё расписание и сколько длится перемена.

– У нас есть домашние задания. Но мы все умные, знаем, как управлять своим временем, правильно распределять его и не перезагружаться. Расписание у всех разное, зависит от самого ребёнка, его класса и профиля. В 10 классе у меня загруженность около 50 часов в неделю. Свободное время начинается после 20:00. Стараюсь не уставать, потому что всё в удовольствие.

Лимит академической и внеакадемической нагрузки 57 часов. У Матвея в 11 классе свободного времени прибавилось. Он загружен на 33 часа в неделю. А всё потому что он экстерном поступил в Нью-Йоркский университет.

На момент визита в «Летово» шли выборы в школьный совет. Все стены были развешаны оригинальными плакатами агитации. Что примечательно, у них нет президента или главного члена совета – все участники равноправны и сообща выдвигают идеи по улучшению школы.

– У нас хорошо развита общественная деятельность. Все ученики 10 класса обязаны участвовать в социальных проектах, занимаются волонтёрством. Например, в прошлом году сделали онлайн-игру о том, как предотвратить булинг. Ребята провели лекции в других школа. Мне нравится идея, что нам с подросткового возраста дают понять, что мы не одни в этом мире и все взаимосвязаны. Школа всячески поддерживает наши проекты. В этом году появился курс системной благотворительности, который уже завоевал популярность. Там нам рассказывают о том, что мы можем помогать постоянно, а не раз в год, – рассказала Ева.

По словам Матвея, во время пандемии «Летово» училось по-разному. В одно время все ученики были отправлены на дистанционное обучение. Стоит отметить, что учителя успешно справились со своей задачей. Уроки проходили продуктивно, интерес не падал, несмотря на то, что каждый сидел дома и мог бездельничать. Затем была реализована идея частичного дистанта. Часть учеников жила в кампусе без возможности выйти за территорию, другая часть училась дистанционно из дома по собственному желанию. Смешанное обучение не сказалось на успеваемости, – рассказал Матвей.

– Наши выпускники поступают в Гарвард, Стэнфорд, Браун, Оксфорд, Кэмбридж, с каждым годом список университетов расширяется. Мы гордимся нашей школой – наш IB департамент занимает второе место в мире! – подытожила Ева Литицкая.

Учителя о многообразии возможностей в «Летово»

В «Летово» сейчас уникальное соотношение: 1 педагог на 7 детей. Соответственно, штат очень большой. Педагоги из России и зарубежья: 14 кандидатов наук, 35 научных сотрудников, 50 учителей высшей категории. Средний возраст учителей – 37 лет. Как подметили сами учителя, они не собираются останавливаться в развитии, а изо дня в день совершенствуют свои навыки. Так, в школе предусмотрены образовательные и спортивные программы для сотрудников.

Со слов академического директора Ярослава Казанцева, в «Летово» как в школе международного бакалавриата – восьмибалльное оценивание. А финальное оценивание (по полугодиям или за год), суммирующее все уровни усвоения предмета, определяется по семибалльной шкале. Подробнее на сайте letovo.ru

– Каждый ребёнок перед началом учебного года ставит свою цель: «Сколько я хочу иметь в данном предмете?» Это, во-первых, инструмент регулирования деятельности ребёнка. Во-вторых, инструмент регулирования деятельности учителя. Учитель должен знать, что один ребёнок хочет достичь высоких результатов. А другой возможно поставил слишком низкую цель. Значит, с ним нужно поговорить, возможно у ученика низкая самооценка. Какими бы не были одарёнными дети, они всё равно дети, – пояснил Ярослав Казанцев.

В 10-11 классах только 17 детей учатся по одинаковому учебному плану, у всех остальных индивидуальный трекинг.

– Школа «Летово» – это не пансион для олимпиадников. Каждый ребёнок здесь может попробовать себя в любых отраслях науки и практически во всех видах деятельности. Вы можете увидеть ребёнка за игрой на рояле, но он не обязательно учится по трекингу «искусство», это вполне может быть физматовец или экономист. Наша школа стремится развивать детей всесторонне. Смена учебного плана – это нормальная рабочая история. В этом году в сентябре, когда дети попробовали разные предметы - порядка 350 человек захотели поменять учебный план. Более 90% прошений мы удовлетворили, – рассказал Ярослав.

Хочешь научиться играть на музыкальном инструменте? Есть закрытые музыкальные кабинки, студии, школьные группы из учеников и даже учительская рок-группа! Тянешься к изобразительному искусству? В твоём распоряжении кисточки, мольберты и даже гончарный круг. Ты юный исследователь? Такое оборудование как в «Летово» есть только в МГУ! Хочешь, выращивай растения в теплице или печатай на 3Д-принтере модель самолёта, а затем запускай его в небо – выбор колоссальный!

Отдельного внимания заслуживает спортивное многообразие. По словам заведующего кафедрой физической культуры и здоровья Алексея Машковцева, у каждого ученика должно быть не менее 6 часов физической культуры и спорта в неделю. Урок физкультуры проходит 2 раза неделю. Остальные 4 часа спорта ребёнок выбирает из внеакадемического курса. По желанию ученик может запросить больше часов спорта. Например, у рекордсменки этого года целых 20 часов! Если у ребёнка есть медицинские ограничения, то ему подбирается индивидуальная спортивная программа.

– Специфика детей «Летово» – они больше ориентированы на свой результат. Это транспортируется и на спорт, большинство индивидуалисты. Но это не значит, что мы отказываемся от командных видов спорта. Мы понимаем, что детям всё равно важен командный дух важен. Новинка этого года – соревнование между виртуальными домами, вдохновлённая Хогвартсом. Почему виртуальными? Потому что дети живут в одном корпусе исходя из возраста и пола, а для соревнования их нужно было объединить. Дома мы назвали по животным: волки, тигры, леопарды, орлы. Раз в месяц происходят соревнования по параллелям. Сумма всех соревнований даёт общий зачёт. Таким образом, ещё воспитывается межвозрастной дух. Когда дети осознают ответственность, что от их результата зависит результат и маленьких, и больших, то это мотивирует их стараться. Если этот эксперимент положительно зарекомендует себя на кафедре спорта, то будет перенесён на все остальные, – поделился Алексей Иванович.

В школе 8 площадок для одновременного занятия спортом. Как показывает аналитика, в 7-8 классах доминируют плавание и волейбол. В 9-11 классах у мальчиков идёт крен в сторону тренажёрного зала. В 10-11 классах у девочек идёт акцент на йогу и пилатес. Из необычных видов: джиу-джитсу, теннис, спортивные бальные танцы, бакс, историческое фехтование.

Продолжение следует…

Виктория Тарабукина, Sakhaday.ru