Житель Среднеколымска Павел Баягантаев направил в Минтранс Якутии и в прокуратуру большое обращение с просьбой открыть зимники раньше и перестать прокладывать трассы по рекам, а сделать прямую дорогу по земле.
Житель Среднеколымска Павел Баягантаев обратился к прокурору Республики Саха (Якутия) Сергею Дябкину с жалобой на позднее открытие автозимников в Верхне-, Средне- и Нижнеколымском улусах. Он просит рассмотреть возможность открывать зимники для легковых машин (до 3 тонн) уже в первой половине ноября по земле, а не ждать декабря-февраля, как сейчас.
Основное предложение автора - открыть зимник по земле, а не дожидаться формирования льда.
Павел отдельно подчёркивает, что десятилетиями дорога строится по рекам, озёрам и протокам, что ежегодно приводит к провалам автомобилей под лёд: «Каждый год кто-нибудь тонет. Они не делают снегозадержание, где продувает — просто пробивают новую трассу по тонкому льду. Это опасно».
"И что касается участков где продувает, это открытые места: озера, реки, протоки, тундра. Это к примеру Ар5ахтах-Черский, оно идёт по тундре, по озерам, реке, протоке, время в пути занимает от 1,5 до 5 суток.
Межулусные дороги (трассы) должны идти как можно прямее (короче), потому что себестоимость продуктов и грузов зависит от тон/км. И это в конечном итоге сказывается на кармане потребителя.
Я предлагал ранее в обращениях и встречах (совещаниях, форумах) и на общественном приёме у министра транспорта Сивцева, сделать со Среднеколымска в Черский (прямо) мимо Сылгы ытара и Колымска прямо не сворачивая по краю леса, там мало озёр, нету надобности идти по реки и протоке, далеко от тундры, в основном горельник, не надо рубить лес, там везде есть мари (редкий лес и кустаргики), на 200 км короче. Время в пути заняло бы пол сутки (450-500 км).
Хоть министр транспорта Сивцев в своём ответе от 06 июля 2025 г. заверил что участок дороги Среднеколымск-Черский откроют рано с привлечением подрядчиков с малотанажной техникой (снегоходы, квадрасиклы и.т.д). Но по сей день нет информации на сайте Минтраса и на сайте КП "Дороги Арктики" об объявлении конкурса на подрядные работы. Даже в Среднеколымске, Черском никто про это не знает, обычно такие вещи бывают на устах каждого.
А есть слух что в этом году будут делать для порожных грузовиков весной дорогу по реке из Черска в Среднеколымска. Я так скажу это преступление делать по реке дорогу, потому что очень много машин провалятся, могут быть жертвы", - сообщил Павел в обращении в редакцию.
Он также предлагает альтернативный прямой маршрут Среднеколымск — Черский, короче на ~200 км, по земле, мимо Сылгы-Ытара и Колымска.
"Зимник может простоять 6 месяцев, этому есть примеры, - продолжает автор. - Еще до создания КП "Дороги Арктики" в Верхнеколымском улусе долгое время работал подрядчик Ларионов Александр, он открывал до границы Момского улуса (Сасыр) в конце октября, а до границы Среднеколымского улуса (Среднеколымск) в первой половине ноября.
Он протаптывал, укатывал снег на заболоченных места (гусеничным вездеходом), через реку, виски, озера чистил лёгкой техникой (1,5 тон минитрактором), в итоге земля, лёд быстрее промерзала и через неделю мтз-82 (5-7 тон) начинал работу, а через две недели К-700 (старая модификация 11 тон).
2013 г. тогдашний инспектор управления автодорог Сметанин Семён был свидетелем как на реке Индигирка осеню не хватило уровня воды, в итоге суда не смогли поднять уголь на Белую гору (Абыйский улус). Местные на снегоходах укатали снег на реке, в итоге лёд быстрее промерз и грузовики смогли вывести уголь.
В итоге зимник открыли на 2 месяца раньше установленных сроков.
Уже десять с лишним лет в "Алмазах Анабаара" Шарин Иннокентий с 17-летним опытом (Анабарский улус) открывают автозимник с райцентра пос. Саскылах до своего участка (200 км) в начале ноября.
Они начинают укатывать снег двумя трекалами (6 колёсные, устленные) в конце октября, через неделю земля, лёд промерзает и начинает ездить мтр-82 (7 тон), он расчищает снег две недели, потом выезжает К-700 (21 тон). В итоге зимник стоит у них 6 месяцев каждый год.
А ещё раньше до них начали открывать автозимник на «Куполе" (Чукотка, Чаунский районе) Канадская компания", - таких примеров у Павла множество.
Главные аргументы Павла: ранний открытие зимника продлит сезон с 2–4 месяцев до 6 месяцев (ноябрь–апрель); цены на продукты первой необходимости упадут в разы, так как груз можно будет везти по земле, а не по воздуху; северяне смогут сами вывозить рыбу, мясо, пушнину в Якутск и отправлять посылки родственникам без дорогих авиатаривов (400–550 руб./кг); для молодёжи появится большое количество рабочих мест: кафе, СТО, гостиницы, АЗС, шиномонтажи, такси, магазины; раннее укатывание снега позволит раньше выпускать большегрузы, благодаря чему дальнобойщики смогут делать 5–10 рейсов за зиму, а не 1–3 и так далее.
"В последние годы из Якутии очень много молодых дальнобойщиков (30-40 лет) стали ездить на Чукотку (Билибинский район), там сконцентрировано большинство золотарей Чукотки, и казахские олигархи взялись за большое месторождения Баимка (медь, золото).
Наши ребята возят грузы недропользователей из Нижнего Бестяха и Магадана. В среднем один рейс стоит 1,500,000-2,500,000 р. это 18-40 тон. За зиму в среднем успевают съездить всего 1-3 раза и остальное время года сидят в деревнях без работы, потому что в центральной Якутии расценки в разы ниже, работы мало, и у них вездеходные машины, а они по трассе много расходует топлива и быстрее изнашиваются по сравнению с задне приводными тягачами. Автозимник, соединяющий Среднеколымский улус с Нижнеколымским улусом открывается только в феврале и закрывается уже через 2 месяца в апреле (поселки Андрюшкино -Колымский).
Дорожники до нового года даже не пытаются открыть (не ездят на трассировку). Руководство КП "Дороги арктики" придумали с головы график и его придерживаются. Наплевать, что население на "буранах" мучается ездить на такие расстояния. А представляете наши дальнобойщики могли бы сделать 5-10 рейсов на Чукотку. Все эти деньги они потом потратили бы у себя в деревнях городах Якутии (ВВП РС). В наше кризисные время это был бы ощутимый прилив денег", - пишет автор.
Что отвечают в Минтрансе?
По словам Баягантаева, за 10 лет многочисленные обращения в Минтранс, Дороги Арктики, депутатам Ил Тумэна и Госдумы заканчивались отписками: «Все эти 10 лет наши просьбы игнорируются. Качество зимника плохое, люди страдают».
Минтранс рассмотрел обращение и сообщил следующее. В 2025 году ГУП «Дороги Арктики» подготовило проектную документацию для устройства сезонной автомобильной дороги регионального значения «Арктика» в Средне- и Нижнеколымском районах.
В документе предусмотрен объездной участок автодороги по руслу р. Колыма на отрезке Среднеколымск — м. Карлуково протяжённостью 309,66 км.
На начало следующего года запланировано проведение экспериментального обустройства ледового зимника на участке: Среднеколымск — м. Карлуково.
Если эффективность и надёжность на льду подтвердится, маршрут включат в перечень региональных дорог. Грузоподъёмность будет определяться по фактическим данным. Толщина льда и метеоусловия будут определять возможные грузовые параметры трассы.
Действующая протяжённость Среднеколымск — Черский остаётся прежней: 656 км. При использовании нового ледового участка расстояние можно будет сократить до 528,32 км. Ответ подписан замминистра С.Н. Коркиным.
***
Павел считает письмо очередной формальной отпиской и подчёркивает, что власти вновь настаивают на прохождении по реке:
«Очередная отписка. Я им весь год предлагал по земле сделать прямую дорогу, а они опять на реку лезут. Каждый год из-за них машины тонут».
Он уверен, что прокладка маршрута по земле безопаснее, дешевле и позволит открыть зимник значительно раньше.