Илья Шадрин: Томпонский район благодаря Схеме-2020 получил мощное развитие

12:43 - 13.1.2021 / 2382 просмотра

Мы как-то привыкли, что в республике эпицентром промышленного развития традиционно являются Нерюнгринский, Алданский, Мирнинский районы. Но время идет и все меняется. Не ошибусь, если скажу, что сегодня новым центром промышленного развития становится Томпонский район Якутии.

Томпонский район за последние десятилетия резко вырвался вперед и сегодня интенсивно развивается по всем фронтам. Здесь и освоение месторождений, строительство горно-обогатительных фабрик, автодорог, и обучение высококлассных специалистов. А сколько всего впереди! Одни планы по строительству моста через реку Алдан чего стоят.

Бывший руководитель Томпонского района, ныне – председатель районного совета депутатов, почетный гражданин Томпонского района Илья Семенович Шадрин убежден – такое стало возможным благодаря разработанной в свое время Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года.

По его мнению, именно правильно сформированные, продуманные планы и упорство в их достижении стали залогом нынешних успехов Томпонского района. Таким образом мы продолжаем серию публикаций, посвященную реализации Схемы-2020.

Схема-2020 как образец для других регионов России

-- Илья Семенович, давайте вспомним 2006 год, когда Правительство Якутии под руководством Президента Вячеслава Штырова разрабатывало Схему комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Вы были тогда главой Томпонского района. Как вы восприняли эту программу, что в ней показалось интересным и важным именно для развития вашего района?

-- Я должен сказать, что к тому моменту, когда Вячеслав Анатольевич Штыров возглавил республику, Якутия находилась в непростой социально-экономической ситуации. Вот почему президент сформировал команду и поставил перед ней задачу по разработке общего плана развития республики.

Первоначально это был пятилетний план по стабилизации народного хозяйства и в социальной сферы республики. Это принесло свои плоды. Удалось вывести из кризиса все базовые отрасли народного хозяйства. Республика стала одним из стабильных регионов Российской Федерации. Но в то же время стало понятно, что для ускоренного развития республики требуется решение новых, более масштабных задач. Вот почему было принято решение о том, что необходимо разработать долгосрочный план развития республики на много лет вперед. Эта идея была одобрена Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным во время его визита в республику в 2006 году.

В итоге была разработана и в феврале 2007 года утверждена Правительством России Схема-2020. Это был первый в новейшей истории России документ стратегического планирования отдельно взятого региона. Позже этот опыт переняли другие субъекты федерации.

Это говорит о том, что проработка документа была на очень высоком уровне.

Схема-2020 предусматривала комплекс мер по стабильной работе базовых действующих отраслей народного хозяйства. Наряду с этим предусматривалось создание совершенно новых отраслей общероссийского и даже мирового масштаба, которых раньше не было в республике. Например, нефтяной и газовой промышленности.

И как базовое условие выполнения решения и первой, и последующих задач было предусмотрено развитие инфраструктуры. Очень важно, что в Схеме-2020 сразу же были выделены комплексные проекты развития отдельных районов республики. Одним из них был проект развития Томпонского горно-промышленного узла. Он предусматривал создание новых крупных производств золотодобычи и цветной металлургии, для чего в первую очередь необходимо было решить вопросы развития инфраструктуры и социальной сферы Восточной Якутии.

Для нас, глав районов, производственников и инвесторов – Схема-2020 стала ярким ориентиром в последующей работе. Мы получили четкое представление о том, где и что надо строить, на какие средства и в какой последовательности.

Должен сказать, что я на своем веку достаточно много видел документов, программ, но они не реализовываются, потому что не продуманы, не подкреплены конкретными исследованиями.

В отличие от них Схема-2020 с самого начала взяла хороший старт, потому что она была сориентирована на заранее привлеченных инвесторов, создание механизмов государственно-частного партнерства, активное включение в реализацию Схемы-2020 органов государственной власти, местного самоуправления и всех жителей республики. Именно поэтому в отличие о других документов она очень хорошо выполнялась.

Выездное совещение по реконструкции прижимов автодороги Колыма.

Автодороги – ключ к решению проблем республики и Томпонского района

-- К началу 2000-ых годов Якутия, занимая пятую часть страны, была самым изолированным и труднодоступным регионом нашей страны. Не было железной дороги, сквозных опорных сетей автомобильных дорог.

А ведь что такое автодороги для нашей республики? Это основной вид транспорта. Ведь не везде можно провести железные дороги, обустроить круглогодичную взлетно-посадочную полосу. Кроме того, авиаперевозки очень дороги.

При этом наши дороги уязвимы – многие их из них имеют сезонный характер. Представляете, более двенадцати тысяч километров автодорог – это автозимники.

Посмотрим на Томпонский район – у нас 135 тысяч квадратных километров территории, из них 70 процентов – Верхоянские горы. А что такое горы при строительстве автомобильных дорог или линий электропередач? Это сложнейший вопрос.

Общая протяженность автодорог Томпонского района – 1 100 километров. Из них 385 километров – это федеральная дорога «Колыма», 670 километров – это две республиканские дороги «Яна» и «Алдан». При этом дорога «Алдан» начала строиться только с 2009 года по поручению президента республики Вячеслава Штырова. Автодорога «Алдан» должна от Хандыги дойти до Эльдикана.

В советское время дороги были ведомственные – ту же дорогу «Колыма» начал строить НВКД СССР, далее она была передана на содержание и обслуживание золотодобывающей отрасли, и только в 1991 году эта дорога поучила статус федеральной на участке от Хандыги до Магадана. А на участке от Якутска до Хандыги она продолжала оставаться республиканской. То есть государство практически не занималось этой дорогой.

Общая протяженность автодороги «Колыма» до Магадана более 2000 километров, по Якутии – 1160 километров, по территории Томпонского района – 385 километров. При этом, тот участок трассы, который был республиканским, не был завершён строительством.

Я помню, как мы раньше по ней добирались до города Якутска по двое суток. Это была не дорога, а пролаз, который не отвечал никаким категориям автодорог. То есть Томпонский район и другие Северо-Восточные улусы республики не имели нормального сообщения с городом Якутском. А когда усилиями Правительства Штырова этот участок был включен в состав федеральной дороги «Колыма», тогда появилась нормальная автодорога. Так что, если бы не Схема-2020, мы до сих пор бы ездили по несколько суток до Якутска.

Кроме того, были соединены две федеральные дороги – «Колыма» и «Лена». То есть практически республика получила выход на Магаданскую трассу и Охотское море, и – через Большой Невер – на другие регионы нашей страны. Это без преувеличения великое, историческое событие.

Когда приезжал в республику первый заместитель министра транспорта Российской Федерации Игорь Слюняев, 10 июля 2005 года мы вместе с руководством республики вылетали на строящейся участок дороги от Уолбы до Мегино-Алдана. Мною был поставлен ряд вопросов – строительство мостового перехода через реку Алдан; объездного пути опасных участков – Желтого и Черного прижимов с выходом на золоторудное месторождение Нежданинское и месторождение Верхне-Менкече; строительство объездного пути или асфальтирование поселков Хандыга и Теплый ключ; строительство ответвления от Магаданской трассы до села Мегино-Алдан.

На шахте Джебарики-Хая

Все это было сделано за исключением мостового перехода через реку Алдан. Хотя проект был готов еще в 2009 году, прошел все инстанции и согласования. Но, к сожалению, начиная с 2010 года, внимание к этим проектам как-то снизилось и планам этим тогда не суждено было сбыться.

А сегодня работы по обустройству федеральной дороги «Колыма» интенсивно продолжаются. С 2020 года ведутся работы на Сеторымском участке протяженностью 28 километров, где будут построены пять искусственных сооружений – это мостовые переходы через небольшие ручьи. На это по проекту заложено 4 с лишним млрд рублей из федерального бюджета.

2020 год для кого-то стал не очень хорошим, но для меня, как одного из руководителей Томпонского района, он был неплохим.

25 мая 2020 года вышел приказ Росавтодора о реконструкции автодороги «Колыма» протяженностью 26 километра и строительству мостового перехода через реку Алдан. Было выделено 110 млн рублей, на которые были проведены предварительные разработки проектной документации. То есть начался выбор трассы и так далее. По результатам этих работ 12 ноября 2020 года в поселке Хандыга прошли общественные слушания по выбору трассы из трех вариантов. Рекомендовано было выбрать второй вариант – это по сути наш проект 2009 года, но с учетом влияния паводковых вод и прохождения ледохода. Там достаточно опасные есть явления, которые могут образовать заторы. Мы в 2001 году страшное наводнение прошли и как раз на этом участке затор был.

Это было все сделано в соответствии Схемой-2020. Причем только по федеральной дороге «Колыма» -- представьте, сколько проделано работы. Это я еще не называю суммы, которые были вложены в строительство этих объектов.

Есть еще республиканская автодорога «Яна» -- 450 километров ее проходит по территории Томпонского района. До села Тополиное она идет с твердым покрытием, дальше -- идет автозимник, уходящий на Батагай. В 2007 году мы запустили мостовой переход через реку Менкуле протяженностью 317 погонных метров. В 2018 году завершена реконструкция Надеждинского участка – это 30 километров автополотна.

А в 2020 году, в ноябре, Главой Республики Саха (Якутия) Айсеном Николаевым и генеральным директором компании «Полиметалл» Виталием Несисом подписано соглашение о совместном строительстве дороги «Яна». 2 млрд 700 млн рублей со своей стороны выделяет республика, и столько же – компания «Полиметалл». Дорога выйдет на месторождение «Прогноз», которое находится на границе Верхоянского и Томпонского районов. Там все предусмотрено -- дай Бог, как говорится.

Так что перспектива развития Северо-Востока Якутии очень большая. Если эта дорога будет построена – кроме алмазов, там есть вся таблица Менделеева.

Открытие ЛЭП 100 кВТ Хандыга -- Джебарики-Хая.

По республиканской дороге «Алдан» скажу, что это тоже инициатива Вячеслава Штырова. Задумано как было? Построить дорогу Хандыга—Эльдикан. И, когда достроится дорога «Амга», мы дальше должны были ее соединить в Усть-Майском районе и выйти на Охотское море. На единственный незамерзающий морской порт Аян. Еще наши предки нашли это место и сделали там порт.

В 2009 году по проекту, который подготовили нам иркутяне, была начата работа. К сегодняшнему дню построено автополотно четвертой категории 27 километров на участке Хандыга – Джебарики-Хая и два моста общей протяженностью 459 погонных метров. Это большое дело, потому что строить дороги в Томпонском районе через хребты, горные реки очень сложно. Здесь строятся объекты совсем другой сложности, чем на равнинах. Они требуют огромного внимания, начиная с горно-геологических изысканий и заканчивая финансовыми вливаниями.

Если бы все было выполнено, то эта дорога тоже станет федеральной. Думаю, в будущем так и будет.

Как идет освоение месторождений Верхне-Менкече и Нежданинского?

-- На обоих месторождениях развернулись масштабные стройки, в которых принимают участие тысячи строителей и монтажников. Мы надеемся, что в нынешнем и в следующем году оба предприятия будут введены в эксплуатацию. Работы там ведутся по плану с большим участием специалистов из Якутии.

Хочу особо подчеркнуть, что одной из главных проблем для развития этих предприятий было создание инфраструктуры. Мы очень много этим вопросом занимались. Кардинально дело сдвинулось в 2015 году, когда у нас появился надежный партнер, недропользователь по освоению Нежданинского золоторудного месторождения – компания «Полиметалл».

Компания участвует в строительстве автодороги.

Отклонение от федеральной дороги «Колыма» к месторождениям составляет 96 километров, эта автодорога считается муниципальной. Томпонский район передал эту автодорогу в аренду недропользователю и уже в 2017 году компания завершила строительство мостового перехода протяженностью более 170 погонных метров через горную реку Дыбы. В 2018 году была произведена реконструкция автодороги через горный перевал Дыбинский четыре с половиной километра длиной, построено еще 60 километров полотна.

В итоге получилась хорошая, круглогодичная дорога до месторождений. Теперь до них от Хандыги можно дохать за четыре—пять часов. Я в свое время будучи заместителем начальника Аллах-Юньской горно-геологической экспедиции добирался сутки до Нежданинского месторождения.

Что такое разработка на неосвоенных территориях месторождений полезных ископаемых? Это вложение огромных финансовых средств, это строительство транспортной инфраструктуры, энергетических объектов. Это такое количество вопросов, что можно за голову схватиться. Наши недропользователи действуют поступательно. Вопрос с дорогой они решили, а в 2019 году приступили к решению проблемы обеспечения электроэнергией. Была проложена просека от Хандыги до Нежданинского месторождения под строительство линии электропередачи 110 кВт протяженностью 157 километров. Со строительством двух подстанций – на месторождении и в 40 километрах от месторождения Верхне-Менкече (эту подстанцию должно строить предприятие «Геопромайнинг»).

Вот такие подвижки произошли за очень короткий временной период. А не было бы Схемы-2020, то ничего и не происходило бы. Причем, заметьте – разработана была же не какая-то отдельная программа, а комплексная схема развития. Я подчеркиваю – комплексная. То есть движение шло одновременно по всей республике и всем фронтам. Вот что значит, настоящий рывок в развитии.

Решение вопросов электроэнергетики

-- Если говорить об электроэнергетике в целом, то в Томпонском районе произведены такие работы, как строительство модульной дизельной электростанции в селе Охотский перевоз. До этого там все было в допотопном виде.

Второй объект – очень масштабный.

Это строительство линии электропередачи 110 кВт от поселка Хандыга до посёлка Джебарики-Хая. Раньше электроснабжение было ведомственным, от компании «Якутуголь», на дизельном топливе. С начала 1990-х годов цена дизтоплива начала увеличиваться из квартала в квартал. И в начале 2000-ых годов мы поставили вопрос о необходимости строительства этой линии ЛЭП от Хандыги до Джебарики-Хая. Потому что себестоимость одного киловатт-часа составляла 27 рублей. Тогда как в Якутске она составляла 1 рубль 46 копеек. 60 процентов себестоимости добычи угля из подземки на шахте «Джебарики-Хая» составляли затраты на энергоснабжение.

И здесь было принято смелое и новаторское решение Вячеславом Анатольевичем – он дал задание «Якутскэнерго», чтобы они нам построили линию 55 километров за счет своих средств. А после мы им выплатили разницу – и за два года шахта Джебарики-Хая восполнила им их затраты на строительство. Тогда ведь денег не было и вот нашли такой выход. Зато у поселка и производства появилась своя высоковольтная ЛЭП.

Также мы построили линию ЛЭП в Ынгинском наслеге, тем самым обеспечив из центрального района энергоснабжения поступление электроэнергии в села Новый и Старый Сайды. Произведена полная реконструкция ДЭС в селе Тополиное, во всех населенных пунктах района линии электропередачи заменены на СИП.

Кадры решают все

-- Для такого мощного движения нужны не только дороги и электроэнергия. В первую очередь нужны люди, специалисты. Старшее поколение уже отработало свое, а кто же дальше будет работать?

Поэтому в 2010 году опять-таки по инициативе Вячеслава Анатольевича Штырова Томпонском районе, в поселке Хандыга, был построен единственный на Северо-Востоке страны Горно-геологический техникум на 450 студентов и общежитие на 250 мест. На сегодняшний день это уже сложившееся учебное заведение со своими традициями, высокопрофессиональным преподавательским коллективом, современным оборудованием и успехами. В 2020 году две студентов техникума Александр Сонтоев и Павел Спиридонов заняли первое место по России в компетенции «Геодезия» на общероссийском чемпионате «WorldSkills Russia». Это же очень большая победа – наши ребята обошли всех. Откуда-то из глуши, а так хорошо подготовленные студенты.

Но что еще важнее – выпускники Горно-геологического техникума уже работают на производственных предприятиях России, Якутии, не говоря уже о Томпонском районе. То есть наши ребята востребованы. Хвалюсь – не хвалюсь, но это так.

А если говорить в целом по республике, то Схемой-2020 были определены точки роста, которые вытекали из будущего размещения производительных сил республики. Эти точки роста (Нижний Бестях, Витим, Олекминск, Алдан, Хандыга) получили особе внимание и развитие. В том числе и как центры подготовки кадров.

В Алдане построены новые здания политехникума и медучилища, в Нижнем Бестяхе – техникум транспорта, в Светлом – техникум энергетики, в Хандыге – как уже я сказал, Горно-геологический техникум.

«Я знал, что Вячеслав Анатольевич Штыров добьется»

-- Вячеслав Анатольевич Штыров – видный государственный деятель, он все предвидел. Мне всегда импонировало, что он смотрел наперед, учился сам и помогал нам. Мне очень интересно и легко было работать с ним. Невзирая на свою должность он просто человек добрейшей души.

Как руководитель Вячеслав Анатольевич умеет внимательно выслушать, с ним мы спорили. Он никогда не навязывал свое мнение, но всегда убедительно, с использованием расчетов доказывал, что и как надо делать. И как показало время, видел далеко вперед и был прав. Как он это высчитывал, продумывал – это искусство. Искусство с большой буквы Руководителя.

Вячеслав Анатольевич всегда смотрел в будущее, в завтрашний день. Это я знаю, потому что достаточно много вместе с ним проработал и принимал участие в совещаниях на разных уровнях – начиная с российских, заканчивая нашими, улусными.

Причем все свои расчеты он держал в голове. А раз человек все держит в голове, стало быть, он вник в тему на все сто процентов. С ним очень интересно работать.

А когда решались вопросы развития Томпонского района и Схемы-2020, он собрал всех, мы доказывали свое, он с нами разговаривал, спорил – уже в тот момент Вячеслав Анатольевич создавал команду единомышленников. А как потом было не делать то, что вместе решили?

Вот почему реализация такого глобального документа как Схема-2020 идет поступательно и даже наступательно. Все, что было задумано, строится, делается.

-- Тогда, в самом начале, вы верили в то, что все это возможно?

-- Я очень реалистичный человек. До того как стать руководителем района, я прошел производственную школу, пятнадцать лет отработал в горно-геологическом предприятии. Был заместителем начальника Аллах-Юньской горно-геологической экспедиции, где работало полторы тысячи человек. Мы прошли по Оймяконскому, Томпонскому и Усть-Майскому районам. Все заложенное в Схеме-2020 было мне знакомо и понятно. И я был уверен, что все получится. Потому что я очень был уверен в руководителе в лице Вячеслава Анатольевича Штырова. Я знал, что он добьется. Но, конечно, не все сразу. Это же не с полки взять консервную банку и открыть ее.

Тем более объекты капиталоемкие, требуют очень больших инвестиций. Горно-добывающая отрасль – глобальное дело, требующее решения множества задач, причем одновременно.

Но что самое главное – результаты Схемы-2020 видны и понятны людям. Я живу в Томпонском районе с 1976 года, достаточно долго. Сравнить те года с сегодняшними – это как небо и земля. До Якутска можно доехать за пять—шесть часов, решены многие транспортные вопросы района. С начала 2000-ых годов построено очень много социальных объектов. Только за мой период руководства районом построено десять новых модульных котельных. У нас не стало проблем с электроэнергией, снабжение идет от центрального энергорайона, дизель остался только в нескольких населенных пунктах. Нынешние женщины не умеют чай вскипятить на костре – вот как стало. Решены вопросы связи – оптоволокно пришло, интернет есть.

Кроме того, по заданию Вячеслава Анатольевич Штырова у нас подготовлен проект «Комплексное развитие Томпонского горно-промышленного района» – это тоже часть Схемы-2020. Это очень важный проект. Скажу больше – для многих производственников и тем более для меня реализовать его – это смысл жизни. Все движется: в 2022 году будет запущена обогатительная фабрика на Верхне-Менкече, в конце 2021 года – горно-обогатительный комбинат на Нежданинском.

В 2002 году в районе заработал ювелирно-гранильный завод. В то время по республике таких заводов было построено шестнадцать – из них осталось всего два: у нас, и в Якутске. Мне очень приятно заходить на ювелирный завод и видеть, как молодые девчата и юноши работают там. Это же красота.

Так что если говорить о Томпонском районе, то у нас благодаря Схеме-2020 было сделано многое. Я бы еще добавил, что сделано за очень короткий срок. И это для нас, томпонцев, настоящая победа. А что еще ждет впереди, какие громадные перспективы открываются – дай Бог, как говорится, увидеть все своими глазами. И я увижу, все это уже не за горами!

Маргарита Нифонтова