14 сентября великому якутскому писателю и драматургу Дмитрию Кононовичу Сивцеву-Суоруну Омоллоону исполняется 117 лет. Sakhaday решил поговорить с его сыном, писателем, сценаристом и художником Якутии Айсеном Дойду об интересных и неизвестных фактах из жизни отца.
● У мамы писателя рождались только девочки, но они все умирали. Однажды она вновь забеременела, но засомневалась, рожать или нет, из-за страха вновь потерять ребенка. И вот снится ей сон, как по солнечному лучу с неба спускается мальчик. Тогда она обрадовалась: «Вдруг у меня родится сын?». Действительно, 14 сентября 1906 года на свет появился сын – Дмитрий Кононович Сивцев-Суорун Омоллоон. Толкователи снов считали, что на землю его спустили верхние божества Айыы.
● Малыша отдали на воспитание родственникам Кулаковским. Якуты таким образом спасали ребенка от черта, убивающего детей. Это называлось «абааhыттан күрэтии». Поэтому вначале у Дмитрия была фамилия Кулаковский. Когда мальчик подрос, родители его взяли обратно. В Таатте Ойунские, Кулаковские, Софроновы – все друг другу родственники. Самая близкая родня писателю – Кулаковские.
● Псевдоним «Суорун Омоллоон» отражает характер Дмитрия Кононовича: он любил правду, никогда ничего не скрывал, шел напрямик, потому что «Суорун» переводится с якутского языка, как «человек, идущий прямо, не сворачивая». «Омоллоон» означает «предок таттинских якутов». Писатель чего хотел, того и добивался, причем во многих областях: в поэзии, драме, прозе, кино, музыкальном и музейном делах.
● Постановки по его произведениям до того трогали сердца зрителей, что они буквально рыдали. Так, поговаривали, в 30-ые годы женщина во время просмотра драмы «Сайсары» от слез потеряла сознание и ее увезли на скорой.
● Известность пришла к Дмитрию Кононовичу уже в 20-ые годы. Будучи студентом Учительской семинарии, он писал рассказы, чуть позже приступил к драме. В 30-ые годы его прославили драмы «Айаал» (поставленный в переводе на русский язык на сцене Русского театра), «Сайсары», «Күкүр Уус» («Кузнец Кюкюр»), опера «Кыhыл ойуун» («Красный шаман»), либретто «Абакаяда».
● В те 20-30-ые годы, когда некоторые известные поэты, как Эллэй, заявляли, зачем собирать эту старину олонхо вместо того, чтобы писать на современные темы, например, о колхозниках, рабочем классе, политике, большевизме, одним словом, занимались политиканством, Дмитрий Кононович призывал к собиранию и записи олонхо. Тогда фольклор считался отжившим свой век, а он защищал наследие якутского народа – устное народное творчество, мифологию, предания. Считал, что олонхо для якутов – библия.
● В 20-30-ые годы Платон Ойунский приглашал интересных и интеллигентных пишущих людей для работы над олонхо в им созданный Научно-исследовательский институт языка и культуры при совете народных комиссаров ЯАССР (ныне ИГИ). К нему поступил на службу и Суорун Омоллоон. В 30-40-ых годах молодые энтузиасты создали богатый фонд олонхо, собрав со всей Якутии около 120-ти олонхо.
● Писатель всегда отстаивал правду, был против административных, бюрократических, партийных установок. Защищал репрессированных – Платона Ойунского, Анемподиста Софронова, Максима Кировича Аммосова.
● В 1939-ом Дмитрия Кононовича посадили в тюрьму по статье «буржуазный национализм», но через полгода реабилитировали.
Национализм, как ни странно, противники (а их было немало в лице писателей и поэтов) находили в его драмах «Күкүр Уус», «Сайсары», комедии «Күөх көппө», где он якобы высмеивал советского человека. Также недруги обвиняли его в увлечении историей вместо прославления советской власти. Ближе к перестройке, наоборот, писателя уже стали хвалить за сохранение культурно-исторического наследия своего якутского народа.
● В конце 70-ых за строительство Черкехского музея и «любовь к старине» писателя ругали в обкоме. Он первый, кто создал в Якутии музей под открытым небом в Черкёхе. Основал около шести музеев: Литературный музей имени Платона Ойунского, «Дружба» в Соттинцах, «Хадаайы» в Ытык-Кёле, музей в алаасе Арыылаах, где жил политссыльный Петр Алексеев.
● Поэтому в 1991 году еще при советской власти Суорун Омоллоон первым из работников культуры Якутии стал Героем социалистического труда.
● Однажды осенью в конце 70-ых Дмитрий Кононович приехал в построенный им Черкехский музей. Лежал снег. Он стал подниматься на высокую колокольню церкви и, когда осталось всего две ступеньки, поскользнулся на льду и полетел с колокольни прямо вниз. «Вдруг меня сзади подхватила какая-то сила и осторожно поставила обратно на ступеньки. После этого случая я совершенно уверовал в бога. Бог, видимо, меня спас», - сказал тогда писатель.
● Поэтому он ушел в религию, стал восстанавливать старые церкви, взялся за перевод Библии. Первым из писателей перевел ее на якутский язык, вместе с Саргыланой Леонтьевой. В конце 90-ых – начале 2000-ых Дмитрия Кононовича считали духовным отцом якутского народа.
● Некоторые недоумевали, почему Государственному театру оперы и балета Якутии присвоили имя Суоруна Омоллоона, ведь он никакой не музыкант, не артист оперы и балета. А все благодаря его огромному труду во благо театра. Он первым написал либретто к олонхо «Ньургун Боотур стремительный». Он автор либретто балетов «Полевой цветок», «Камень счастья», «Кун Куо», опер "Красный шаман", "Лоокут и Ньургусун" и других произведений. Он написал оратории и концерты Гранта Григоряна.
● Очень всегда энергичный Дмитрий Кононович первым оказался и в кинематографе, выступив как киносценарист полнометражных документальных фильмов: «Повесть о земле якутской», «Якутские алмазы», «Искусство страны Олонхо».
● По его произведениям сняты фильмы: «Харана5а тыкпыт сырдык» Эдуарда Новикова, «Аэроплан» и «Аанчык» Никиты Аржакова.
● Самые знаменитые произведения писателя, по словам Айсена Дойду, опера «Кыhыл ойуун» («Красный шаман»), драма «Күкүр уус» («Кузнец Кюкюр»), особенно очень трогательный рассказ «Аанчык».
● На сцене Якутского театра были поставлены пьесы «Күөх Көппө» («Лодырь»), «Күкүр Уус» («Кузнец Кюкюр»), «Дьулуруйар Ньургун Боотур» («Ньургун Боотур Стремительный»), «Айаал», «Сайсары» и другие.
● Дмитрий Кононович был отличным охотником, одним из лучших стрелков. Как-то весной на охоте в Намском районе одним разом уложил двенадцать огромных гусей. У него была двустволка.
● Очень любил ходьбу. Рюкзак тяжелый за плечо – и на охоту. Это был его спорт. Даже когда ему подарили машину, он предпочитал ходить пешком, на машину не особенно садился. «Я лучше пойду пешком – полезно для здоровья», - говорил он, даже когда постарел. Каждое утро делал зарядку, самомассаж. В целом следил за здоровьем и соблюдал режим.
● Водку, вино не пил, не курил, не объедался, поест чуть-чуть и все. Жирное не употреблял. Любимые блюда – жареные караси, уха из карасей, суп из потрохов, кёрчэх, одним словом, любил национальную якутскую кухню, привычную с детства.
● Писатель не ругался с людьми, старался мудро решать вопросы. Удивительно заряжал окружающих. Если брался за какое-нибудь дело, то своим энтузиазмом воодушевлял других.
● Скончался Суорун Омоллоон 25 июня 2005 году в возрасте 99 лет. Когда гроб вывозили с Театра оперы и балета на площадь Дружбы, откуда-то налетели черные тучи, поднялся сильный ветер и пошел дождь. Старики считали, что во время похорон погода портится, когда уходит великий человек. Они также говорили, что до 99 лет доживает великий человек.
● От двух браков у драматурга трое детей. Вторая жена писателя – известная оперная певица, заслуженная артистка РСФСР и ЯАССР, общественный деятель, муза и очень отзывчивый, добрый человек – Надежда Семеновна Шепелева, прожившая тоже длинную и интересную жизнь (4 марта 1923 г – 16 января 2020 г).
● Суорун Омоллоон часто навещает сына Айсена Дойду. «Он почти каждый день приходит ко мне – во сне и наяву. Мы общаемся на разные темы. Постоянно чувствую его рядом. Мы с ним разговариваем, я показываю ему свои творения, знакомлю со своими задумкам», - рассказал Айсен Дмитриевич. Оказывается, писатель снится и другим. Например, одной женщине-ювелиру он во сне показал нарисованный им дизайн украшения. Ювелир последовала его совету и получила приз в конкурсе. Еще однажды Дмитрий Кононович, явившись к одному молодому человеку во сне, помог избежать неминуемого падения, направив его на правильный путь. «Его дух жив», - сказал Айсен Дойду.