Председатель Союза товаропроизводителей, предпринимателей торговли и потребительского рынка Якутии Ирина Котенко рассказала SakhaDay о положении малого бизнеса в преддверии новых ограничений, связанных с противодействием распространению коронавируса. По словам Ирины Владимировны, легальный бизнес чувствует себя очень неуютно на протяжении полутора лет.
«А что такое в Якутии один МРОТ? Это абсолютно ничего»
- Бизнес не может существовать сам по себе. Он напрямую связан с населением и сильно зависит от государства. Если какая-то ниточка обрывается, то бизнес накрывает волна. Он может выплыть, остановиться без развития или утонуть в зависимости от частоты волн. Естественно, это будет говорить о неустойчивости бизнеса.
За полтора года бизнес ограничивают уже в 4 раз. По всем количественным показателям мы растём вверх, бизнес держится устойчиво. Вроде бы картинка радужная, хотя по факту это далеко не так. Плюс, в прошлом году изменились правила игры налоговых служб. С единого налога предприятия перешли на Упрощённую систему налогообложения, по факту отчисляемых налогов стало больше в 2021 году. Об этом говорят все предприниматели, особенно страдают общепит, фитнес, спорт, кинотеатры, концертная деятельность и т.д.
Вакцинация у нас вроде бы добровольная. Но работодатели ограничены в возможности принимать на работу невакцинированных. Мало того, что мы должны вакцинировать старый коллектив или принять новый, в культурные заведения будут пускать только по QR-кодам. Но ведь люди могут принимать выжидательную позицию и не вакцинироваться. Получается, бизнес будет страдать. Мы сможем принять только 25-30% клиентов. Должны будем обучить персонал так, чтобы они проверяли QR-код, брали согласие на обработку персональных данных, вносили её в журнал. А молодёжь не будет ждать, развернётся и уйдёт снимать квартиры, в нелегальные кафе и рестораны.
Легальный бизнес послушен и пострадает из-за ограничений в первую очередь. Мишустин подписал указ, что предпринимателям, пострадавшим в период пандемии, будет возмещаться МРОТ на одного работника. Размер МРОТа – 13 700 рублей, это возможно нормально для центральной части России. А что такое в Якутии один МРОТ? Это абсолютно ничего. Многие государственные гарантии в виде дополнительных отпусков, проезда, северных надбавок легли на плечи предпринимателей. И во время локдауна их никто не снимает. Почему бы тогда Якутии не возместить МРОТ с северными надбавками и районным коэффициентом?
«Наша главная беда – это бедность»
- Предпринимателям нужно сохранять работников, для этого нужно выплачивать зарплату. Налоговые отчисления от зарплаты работника составляют около 36%, это ПФР, ФСС, медстрахование. А люди считают только те деньги, которые они получают на руки. И я их прекрасно понимаю. Но никто не задумывается о том, сколько за них платит работодатель во всевозможные фонды. Даже медицина, которая считается бесплатной, оказывается оплачивается из кармана предпринимателя – 5,6%. ФСС на оплату больничных – 0,2 и 2,1%. ПФР на пенсию работника по достижению возраста – с 12 700 рублей – 30%, если зарплата превышает МРОТ, то 15,7%. Получается если работник получает на руки 35 000 рублей, то он обходится работодателю в 57 000 рублей.
У Союза были предложения, чтобы наёмные работники были спокойны. Давайте дадим людям выбор брать на руки 57 000 рублей и самостоятельно оплачивать на пенсию, медобслуживание, оплату больничных те суммы, которые считают необходимыми. Тогда отношения работника и работодателя были бы прозрачными.
В нерабочие дни никто не отменял аренду помещений. Если бизнес арендует муниципальную или республиканскую собственность, то могут быть какие-то сокращения. Но что делать с коммунальными платежами? Они у нас высокие, особенно в зимой. Что делать с налогами на прибыль, имущество и т.д.? Каким образом вести дела с оптовиками? Необходимо будет нанять специалистов для налаживания работы QR-кодов, не говоря уже о дополнительных расходах на маски, перчатки, антисептики, термометры, лампы.
Мы не спорим, что Минпред делает всё возможное для пострадавшего бизнеса. Но могу с уверенностью сказать, что непострадавшего предпринимательства нет и не может быть! Как сказал наш президент Владимир Путин, наша главная беда – это бедность. А бедное население будет экономить в первую очередь на продуктах питания. Покупатель будет брать самые дешёвые макароны, спред вместо великолепного местного сливочного масла. Если раньше морковь и картофель брали килограммами, то сейчас покупают поштучно. Вместе с потребительским спросом снижаются средние чеки в магазинах.
Самая большая проблема – все обо всём знают, а сделать что-то определённое, повернуть в сторону бизнеса не могут… Мне понравилась позиция Айсена Николаева, он не стал закрывать заведения с 23, 28 октября. Сказал, давайте попробуем с 30 числа. И не жёсткий локдаун, а более смягчённый вариант. Ждём его указа, распоряжения. Очень надеемся, Айсен Сергеевич с пониманием отнесётся к нашему серьёзному, тяжёлому, северному бизнесу.
В завершение Ирина Котенко отметила, что Союз товаропроизводителей ждёт плодотворного сотрудничества Правительства во главе с Айсеном Николаевым и Министерства предпринимательства Якутии.