Испытано на себе: «Ленские столбы» без ущерба для кошелька

16:00 - 15.7.2024 / 8090 просмотров

Главная достопримечательность Якутии «Ленские столбы» для большинства жителей республики остается недоступной роскошью из-за цен и транспортной логистики. В «местах силы» побывало всего 15% населения региона. Но так ли недоступно на самом деле? Горожанка Лариса Ноева поделилась с редакцией Sakhaday своей историей 2-дневного пребывания на «Ленских столбах», где поездка с ночевкой, питанием и восхождением на знаменитые скалы обошлась по 4,5 тысячи рублей на человека. Публикуем ее пост от первого лица.

За Рактисом на том берегу видна смотровая площадка «Ленских столбов»

В древние времена посещать «Ленские столбы» могли только шаманы, простых людей даже близко не подпускали к священным скалам. В наши дни ситуация изменилась. В 2012 году благодаря своему уникальному географическому строению и исторической ценности «Ленские столбы» вошли в перечень объектов ЮНЕСКО, а поток туристов с каждым годом только увеличивается. При этом стоимость поездки варьируется в зависимости от сезона.

Зимние «Ленские столбы» дешевле, летние — дороже

Самый легкий и дешевый путь — это поездка с конца февраля по март по зимнику. На машине ехать от Якутска примерно 240 километров, также микроавтобусы скопом возят туристов примерно по 2,5 тысячи с человека. Доступно? Доступно! Но это все в режиме «галопом по Европам» — большую часть трясешься в машине, быстренько поднимаешься по 1,5-километровой тропе, мерзнешь, чуть ли не скатываешься по скользкой тропе обратно и едешь домой. Один раз мы почему-то поехали в особенно холодный день, наверху через заиндевевшие ресницы мало что увидели, а позже на фотографиях невозможно было разобрать — посреди густого тумана мы стоим то ли на «Ленских столбах», то ли на ГРЭС.

Летом логистика усложняется и становится дороже. Вариант с теплоходом мы даже не рассматривали — на конец июля двухместная каюта стоит 41 500 рублей. При этом опять же значительную часть времени занимает само плавание, а на знакомство с местностью остаётся всего два-три часа до обратного отплытия.

Дешевле самостоятельно или на такси доехать до прибрежного села, оставить машину и найти моторку. Чем ближе к «Ленским столбам», тем ниже цена. С Булгунняхтах четырехместная лодка (теоретически могут впихнуть пятого) обойдется в 25 тысяч рублей, с Тит-Арыы — 9 тысяч рублей, с Тумул — 6 тысяч рублей, а если доедете до местности «Батамай» — с человека по 600 рублей. Можно совсем не париться, и записаться в групповой однодневный тур, цены варьируются на одного человека от 7 тысяч рублей. Но все действо опять же в темпе диско — быстро, краткосрочно, ограниченно по времени. А хочется по-настоящему прочувствовать силу и мощь «Ленских столбов». Решено — едем на своей машине на два дня в будни, чтобы нигде в очередях не толкаться. Компания из четырех человек. Расходы поровну на каждого.

Покоряем бездорожье

Нас заранее запугали разбитыми дорогами, но мы были готовы на все ради «Ленских столбов». Маршрут такой: Якутск — Булгунняхтах — Улахан Ан — Тит-Ары — Тумул — местность «Батамай» (прямо напротив «Ленских столбов»).

Так-то до Булгунняхтах покорять нечего — ровный, переливающийся на солнце асфальт. Расстояние от Якутска — 115 км.

Далее от Булгунняхтах до Тит-Ары — около 70 км грунтовой, гравийной дороги. Не мечта поэта, конечно, но терпимо.

После Тит-Ары нужно съехать вниз и дальнейший путь до местности «Батамай» — только по берегу реки Лена.

Протяженность дороги по берегу с Тит-Ары до Батамай составляет около 24 км. Вот они самые сложные.

Буквально через километра два от Тит-Ары попадается ров. На мой взгляд, это критично. Как доказательство, рядом валяются чьи-то номера.

На наших глазах через него проехала Камри. Задвинув челюсть на место, поехала по объездной лесной дороге (благо, она есть), и на втором повороте вернулась на берег.

А так дорога до Тумул нормальная, бегают забавные евражки.

Вообще, сухопутная дорога до «Ленских столбов» открылась только недавно, как река спала. Загвоздка кроется в ручье после Тумул, который во время полноводья на машине не проехать, объездных путей нет. В это время до Батамай ездят на лодках. Сейчас ручей выглядит безобидно, и проблему из себя не представляет.

Дальше скальник. Высокие машины ее проезжают без проблем, но образовавшиеся после них колеи могут представлять опасность для маленьких.

Участок с крупными камнями длится несколько метров

Крупные камни забиваются под днище, и неопытный водитель может сесть как на горку. Естественно, что со мной и случилось. Пришлось булыжники вытаскивать по одному, вручную «выравнивая» путь. На обратном пути я спокойно проехала по верху по плитам под скалой.

Далее ждет колеистая дорога. Беспощадно выпихнула пассажиров на пешую прогулочку, чтобы самые неровные участки проехать максимально налегке. Говорят, что к осени, когда вода еще больше спадет, проехать можно по низу по песку.

Но всё плохое когда-нибудь заканчивается, и вот перед нами открываются величественные панорамы «Ленских столбов» и Батамая. Ради этого стоило преодолеть все трудности! К слову, вся дорога заняла у нас 6 часов, хотя бывалые водители проезжают этот путь за 4-5. Впрочем, мы не гнались за скоростью, делая остановки на перекус и на то, чтобы насладиться видами на прекрасные пейзажи.

Место силы открывает второе дыхание

Я раньше не понимала, что такое местность «Батамай». Зимой на скалах я не утруждалась рассматривать противоположный берег. Когда-то это была ямщицкая станция, во времена Хрущева деревню стерли с карты из-за малочисленности. Со временем здесь начали появляться туристические базы от раскрученной «Лены Пилларз» до палаточных арендных мест.

Мы выбрали турбазу «Урдук Кытыл» («Высокий берег»). Они только открываются, даже в 2ГИС не успели еще поставить информацию. Их ценовая политика оказалась нам по карману. В распоряжении у гостей кровати, постельное белье, костровая зона, душ и туалет на улице.

Такое странное ощущение. Я думала, что после долгого пути без сил рухну на кровать, но вместо этого открылось второе дыхание. В этот вечер мы успели искупаться, посидеть у костра с видами на «Ленские столбы», помедитировать и всего за пару часов вся городская усталость с «бесконечной гонкой незнамо за чем» растворилась без следа.

Как преданный фанат «Игры престолов», не могу не провести параллель. «Ленские столбы» не только внешне напоминают декорации к любимому сериалу, но словно бы охраняют нашу родную республику и ее жителей от всех бед, служа мощным оберегом. Эх, зима уже близко.

Есть свой вайб в том, что трусишь куда-то по бытовым делам, например, разжигать костер, варить еду, а на фоне — «Ленские столбы». Пастораль…

На следующий день у нас была запланирована основная наша цель — восхождение на «Ленские столбы». Моторка с Батамай до «Ленских столбов» с человека туда и обратно составляет 600 рублей. При желании могут свозить на пески, но нам хватило пляжа под турбазой. Главное, держаться подальше от катерных ям.

И вот, через 10 минут мы уже у подножия «Ленских столбов». Билет стоит 500 рублей, но для детей, многодетных и пенсионеров есть скидки. Стоимость около 200 рублей кажется.

В СМИ писали, что в прошлом году на обустройство новой, более широкой тропы было выделено более 36 миллионов рублей, ее должны были закончить до ноября 2023 года. По факту, новая широкая тропа проложена частично только на самой смотровой наверху. А так все восхождение по старым ступенькам.

По словам работников, новая тропа, скорее всего, появится не раньше, чем через 1-2 года. Проблемы возникли с транспортировкой стройматериалов наверх. К слову, уже построили лифт на дизеле, но тропу до него пока не проложили.

Сами «Ленские столбы», безусловно, это симфония красоты и величия, неподвластная времени.

В общем, мы провели два замечательных дня — отдохнули, напитались энергетикой священных мест, искупались. Обратная дорога уже не казалась такой ужасной, как вначале. Подумаешь, всего лишь несколько километров неудобств. Конечно, это долина больше подходит для высоких машин, но я также видела и Витца, и Кроун. Саха кыайбата диэн суох!

Самое главное — что по деньгам?

Путь. На путь от Якутска до Батамай и обратно (примерно около 400 километров) мне хватило 24 литра А-95 — 1640 рублей. Объем мотора — 1,5, передний привод.

Питание. У нас была полностью костровая еда, закупили 4 тушенки, борщ, хлеб (все остальное, колбаса, майонез, макароны, картошку, снеки брали из своих холодильников, у кого что было) — 1 500 рублей.

Проживание. Аренда глэмпинга «Урдук Кытыл» (если кто заинтересуется, вот контактный номер: 8-914-283-1-999) — 6 000 в сутки = 12 000 рублей (заехали после обеда во вторник, выехали после обеда в четверг).

Моторка туда и обратно до «Ленских столбов» — 600 рублей с человека.

Билет в национальный парк — 500 рублей с человека.

Общие затраты на одного человека вышли по 3 785 рублей на проезд, проживание и питание. Плюс посещение самих «Ленских столбов» — моторка и билет обошлись в 1 100 рублей.

Напоследок хочу сказать, что долгое время я думала, что «Ленские столбы» в пик туристического сезона для меня слишком дорого, но оказалось, что это вполне реально. Тем более нужно успевать впитать в себя все краски короткого якутского лета. Надеюсь, мой опыт вдохновит и вас на посещение нашей уникальной природной достопримечательности! Такой природы, как у нас, больше нигде нет!

Лариса Ноева, Sakhaday.ru